Определение №03-05/5252 Определение о прекращении производства по делу № Р 15-04/18 от 2 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Определение

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № Р 15-04/18

 

 

27 июля 2018 года

 

 

 

 

03-05/5252

 

Сыктывкар

 

ООО «Монро»

 

Дзержинского ул., д. 5,

офис 45, г. Ухта, 169311

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

рассмотрев дело № 15-04/18, возбужденное в отношении ООО «Газета» по факту распространения в газете «Про город Ухта» № 3 (421) от 20.01.2018 рекламы салона красоты «Монро» с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 7 и ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в отсутствие:

- заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

- лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:
- <…>, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела;

- ООО «Монро» (адрес места нахождения: Республика Коми, г. Ухта, ул. Дзержинского, д. 5, офис 45), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение <…> от 26.02.2018 (вх. № 950 от 01.03.2018) о размещении в газете «Про город Ухта» рекламы услуг салона красоты «Монро», не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

По результатам рассмотрения указанного заявления принято решение о возбуждении дела № Р 15-04/18 в отношении ООО «Газета» по признакам нарушения ч. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее Определение № 03-01/3053 от 28.04.2018 (далее - Определение).

Определением Коми УФАС России № 03-01/3717 от 28.05.2018 срок рассмотрения дела продлен, рассмотрение дела отложено, произведена замена ненадлежащего лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ООО «Газета» надлежащим – <…>.

Определением № 03-05/4542 от 27.06.2018 рассмотрение дела отложено на 27.07.2018 в связи с отсутствием в материалах дела доказательств надлежащего извещения заявителя о времени и месте рассмотрения настоящего дела, необходимостью получения дополнительных доказательств по рассматриваемым обстоятельствам рекламного дела и привлечения к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ООО «Монро».

Определением № 03-05/4542 от 27.06.2018 у ООО «Монро» запрошена письменная информация и копии документов, необходимые для рассмотрения дела.

На дату рассмотрения дела ООО «Монро» не представлено запрошенное определением. В Коми УФАС России отсутствуют сведения о получении Обществом копии указанного определения.

Пленум Верховного Суда РФ в пунктах 67, 68 Постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указал следующее. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

В силу ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

В силу ч. 3 ст. 54 ГК РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Срок рассмотрения дела № Р 15-04/18 Комиссией был продлен до 28.07.2018. В связи с вышеизложенным, учитывая ограниченные сроки рассмотрения рекламного дела, применяя по аналогии ст. 118 ГПК РФ, Комиссия считает ООО «Монро» надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения рекламного дела № Р 15-04/18.

Из материалов рекламного дела № Р 15-04/18 установлено нижеследующее.

В результате рассмотрения материалов обращения установлено, что в газете «Про город Ухта» № 3 (421) от 20.01.2018 на странице 2 размещена информация следующего содержания: «Будьте красивыми с «Монро!» В салоне красоты «Монро» - карбоновое омоложение! Эта прекрасная экспресс процедура для лица – относительно новый метод борьбы с первыми признаками старения и проблемной кожей. Она активно используется в любом возрасте, решая различные проблемы, например, акне, постакне, мелкие морщинки. Выполняется лазером, но с применением наногеля – углеродного усилителя, который обеспечивает отменный результат. Весь январь действует скидка 40 процентов на карбоновый (поверхностный) пилинг. Контакты г. Ухта, Тиманская, 1. Тел.: 711-603.» (далее - рассматриваемая реклама).

В соответствии с ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В статье 2 Федерального закона № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» перечислены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в том числе:

- медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

- лечение – комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.

Перечень медицинских услуг утверждён приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (начало действия редакции – 01.01.2018, далее – Номенклатура медицинских услуг).

Номенклатура медицинских услуг представляет собой перечень медицинских услуг, разделённых на два класса: «А» и «В». Класс «А» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. Класс «В» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В Номенклатуру медицинских услуг включены следующие услуги:

- дерматологический пилинг (A16.01.024);

- ультразвуковой пилинг (A22.01.001.002);

- пилинг-массаж (A21.01.006).

Согласно имеющимся в материалах рекламного дела пояснениям Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми вопросы оказания медицинской помощи по профилю «косметология» в организациях государственной и иных форм собственности регулируются Порядком оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н (далее – Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка медицинская помощь по профилю «косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).

В силу п. 3 Порядка Оказание медицинской помощи по профилю «косметология» включает:

- диагностику и коррекцию врожденных и приобретенных морфофункциональных нарушений покровных тканей человеческого организма, в том числе возникающих вследствие травм и хирургических вмешательств, химиотерапевтического, лучевого и медикаментозного воздействия и перенесенных заболеваний;

- информирование населения о гигиенических рекомендациях по предупреждению заболеваний, профилактике преждевременного старения и инволюционной деградации кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и мышечного аппарата.

В приложении № 1 к Порядку пунктом 4 установлена структура косметологического кабинета, в котором могут быть предусмотрены следующие кабинеты: кабинет врачебного приема, манипуляционный кабинет, процедурный кабинет.

В силу п. 6 Приложения № 1 к Порядку в манипуляционной проводятся неинвазивные процедуры (депиляция, дарсонвализация, косметологическая чистка лица, криомассаж, криоорошение, медицинский массаж лица, шеи и области декольте ручной, пилинг аппаратный кожи, пилинг поверхностный).

Согласно п. 7 Приложения № 1 к Порядку в процедурной осуществляются инвазивные процедуры (введение инъекционных тканевых наполнителей, инъекции препаратов токсина ботулизма, инъекционная коррекция рубцовой ткани, мезотерапия, биоревитализация, пилинг срединный, инъекционное введение лекарственных препаратов).

Такая формулировка как «Карбоновое омоложение» в вышеуказанных нормативных документах отсутствует.

Согласно имеющимся в материалах рекламного дела письменным пояснениям Министерства здравоохранения Республики Коми в Номенклатуре медицинских услуг отсутствуют такие услуги как «карбоновое омоложение» и «карбоновый пилинг». Вместе с тем, в указанном нормативном правовом акте обозначена медицинская услуга «дерматологический пилинг», что подразумевает под собой процедуру по удалению верхних слоев эпидермиса для улучшения внешнего вида кожи. Такая же цель достигается и при проведении процедуры «карбоновый пилинг», что позволяет отнести названную процедуру к медицинским.

В соответствии с письменными пояснениями Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России), имеющимися в материалах рекламного дела, вопрос отнесения имеющих оздоровительный характер мероприятий или услуг, в том числе «карбоновое омоложение», «карбоновый (поверхностный) пилинг», к медицинским услугам и к методам лечения, профилактики, медицинской реабилитации неоднозначный. В соответствии с приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н номенклатура медицинских услуг содержит медицинские услуги «Дерматологический пилинг» с кодом услуги А16.01.024, «Пилинг-массаж» с кодом услуги А21.01.006 и «Ультразвуковой пилинг» с кодом услуги А22.01.00.002, наиболее близко соответствующие указанным в обращении случаям. Комплексное воздействие лазерных импульсов, вызывающих фототермолиз, и диоксида углерода может быть фактором (методом) в лечебном, восстановительном (медицинская реабилитация) или профилактическом процессе при определенных заболеваниях и быть частью технологии оказания медицинской помощи. Вместе с тем, учитывая оздоровительный характер вышеописанных процедур, они зачастую применяются здоровыми людьми для укрепления своего здоровья вне рамок оказания медицинской помощи.

С учетом изложенного, такие услуги как «карбоновое омоложение», «карбоновый (поверхностный) пилинг» могут быть отнесены к медицинским услугам в случае профессионального оказания данных услуг (профессионального применения данного фактора воздействия) для целей лечения конкретных заболеваний и (или) их профилактики, медицинской реабилитации отдельно либо в комплексе с другими медицинскими вмешательствами, и, соответственно, выполняющихся в медицинской организации медицинским работником (индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи. Оказание услуг «карбоновое омоложение», «карбоновый (поверхностный) пилинг» в иных случаях, не связанных с профессиональным применением данного воздействия в рамках оказания медицинской помощи при заболеваниях и состояниях не должно расцениваться как оказание медицинских услуг.

Принимая во внимание сложность однозначной квалификации указанных в обращении услуг (медицинская/не медицинская), Минздрав России полагает, что признаком отнесения данной услуги к медицинским услугам и методам лечения (профилактики, реабилитации) может служить оказание данных услуг медицинской организацией, медицинским работником и в лечебных (профилактических, реабилитационных) целях и при конкретных заболеваниях.

Комиссией Коми УФАС России, несмотря на принятые меры, не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что услуги «карбоновое омоложение», «карбоновый (поверхностный) пилинг» оказываются медицинской организацией, медицинским работником и в лечебных (профилактических, реабилитационных) целях и при конкретных заболеваниях.

Таким образом, прийти к однозначному выводу о том, что рассматриваемая информация является рекламой медицинских услуг, не представляется возможным.

При таких обстоятельствах, оснований полагать, что рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, у Комиссии не имеется.

В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление медицинской деятельности подлежит лицензированию.

Согласно письму Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми № 01-35/70 от 21.03.2018 (вх. № 963-э от 21.03.2018, вх. № 1432 от 23.03.2018) по информации из Единого реестра лицензий на осуществление медицинской деятельности салону красоты «Монро» г. Ухта не выдавалась лицензия на осуществление медицинской деятельности.

В связи с вышеизложенным, указанная информация и копии документов направлены Коми УФАС России в адрес ОМВД России по г. Ухте.

По результатам проверки ОМВД России по г. Ухте нарушений не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований полагать, что рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований ч. 7 ст. 7 Закона о рекламе, у Комиссии не имеется.

В соответствии с п. 3.56 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 (далее - Регламент), Комиссия принимает решение о прекращении рассмотрения дела, если в процессе рассмотрения дела будет установлено, в том числе отсутствие фактов нарушения законодательства о рекламе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подп. а) п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п.п. 3.56, 3.57 Регламента, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № Р 15-04/18 в отношении ООО «Монро», <…> прекратить.

 

Председатель Комиссии

 

______________ <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________ <…>

 

 

 

 

 

______________ <…>

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны