Определение №03-06/2733 Определение по делу № Р 08-02/17 от 29 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

Определение

 

О  ПРЕКРАЩЕНИИ  ПРОИЗВОДСТВА  ПО  ДЕЛУ  № Р 08-02/17 

 

 

20 марта 2017 года

 

 

 

                         № 03-06/2733

Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>;            

рассмотрела дело № Р 08-02/17, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью частной охранной организации «Альбит» (далее - ООО ЧОО «Альбит») по факту распространения посредством электронного почтового сообщения пользователю почтового адреса: <…> реклам следующего содержания: «Услуги по физической охране объектов различного назначения и сложности!» (далее - реклама № 1) и Общества с ограниченной ответственностью «Евролюкс Сервис» (далее - ООО «Евролюкс Сервис») по факту распространения посредством электронного почтового сообщения пользователю почтового адреса: <…> рекламы следующего содержания: «Сервисное обслуживание организаций по приемлемым ценам!» (далее - реклама № 2) с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в отсутствие:

- заявителя - <…> (далее  <...>, заявитель), надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела (соответствующие доказательства имеются в материалах рекламного дела), заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие;        

в присутствии:

- <…> ООО ЧОО «Альбит» и ООО «Евролюкс Сервис» - <…> (далее - <…>), надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела (соответствующие доказательства имеются в материалах рекламного дела),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение <...> от 24.01.2017 (вх. № М-16 от 24.01.2017).

Заявитель указывает, что на его электронный адрес: <…> поступили рекламные сообщения (реклама № 1 и реклама № 2). В доказательство заявителем представлены скриншоты указанных рекламных сообщений.

<...> считает, что в рассматриваемом случае рекламы размещены с признаками нарушения Закона о рекламе, поскольку распространение сообщений рекламного характера происходит без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

По указанному факту Определением Коми УФАС России от 15.02.2017 № 03-01/1437 (далее - Определение) возбуждено дело № Р 08-02/17 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе в отношении ООО ЧОО «Альбит» и ООО «Евролюкс Сервис».

            Из материалов дела № Р 08-02/17 (далее - рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы (реклама № 1):

- распространена в сети Интернет посредством электронных почтовых сообщений по электронной почте пользователю почтового адреса;

- адресована неопределенному кругу лиц (поскольку из текста сообщений не следует, что информация предполагалась для конкретного абонента);

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – услугам по физической охране объектов, предоставляемым ООО ЧОО «Альбит», формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, распространенная в сети Интернет посредством электронных почтовых сообщений по электронной почте пользователю почтового адреса <…>, является рекламой.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы (реклама № 2):

- распространена в сети Интернет посредством электронного почтового сообщения по электронной почте пользователю почтового адреса;

- адресована неопределенному кругу лиц (поскольку из текста сообщения не следует, что информация предполагалась для конкретного абонента);

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – услугам по сервисному обслуживанию предприятий, предоставляемым ООО «Евролюкс Сервис», формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, распространенная в сети Интернет посредством электронного почтового сообщения по электронной почте пользователю почтового адреса <…>, является рекламой.

Согласно п. 4 ст. 3 ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу положений, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Согласно п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Согласно разъяснениям ФАС России, изложенным в письме от 19.05.2006 № АК/7654 «Об особенностях отдельных способов распространения рекламы», в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Указанное требование распространяется в равной мере и на рекламу, распространяемую по сетям связи Интернет.

При этом распространение рекламы в сети Интернет посредством электронного почтового сообщения по электронной почте пользователю почтового адреса допускается при условии предварительного согласия адресата, которое может быть получено при предоставлении ему электронного почтового ящика.

Как следует из обращения, согласия на распространение рассматриваемых реклам заявителем не давалось.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, ответственность несет рекламораспространитель.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч.ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

ООО ЧОО «Альбит» и ООО «Евролюкс Сервис» письмом (вход. № 1270 от 13.03.2017) на Определение сообщили следующее.

ООО ЧОО «Альбит» и ООО «Евролюкс Сервис» отправляют информацию рекламного характера только в виде коммерческих предложений, которые адресованы конкретным юридическим лицам, на основании поступивших  (запросов) заявок. Коммерческие предложения регистрируются в журнале исходящей корреспонденции с указанием даты и номера отправления. Отправляются посредством курьерской доставки, почтовой связи и электронного отправления. Электронной почтой указанная корреспонденция отправляется только с электронного адреса организации, зарегистрированного в ИФНС г. Кирова и в ИФНС г. Сыктывкара. Должностные лица ООО ЧОО «Альбит» и ООО «Евролюкс Сервис» никакой рекламной информации по электронной почте на электронный адрес заявителя: <…> не направляли и каких-либо контактов с указанным лицом никогда не имели. Какой-либо переписки с ним также не зарегистрировано.

В материалы рекламного дела № Р 08-02/17 ООО ЧОО «Альбит» представлена копия книги регистрации исходящей корреспонденции за 2016 г., 2017 г., ООО «Евролюкс Сервис» - копия книги регистрации исходящей корреспонденции за 2016 г., 2017 г.

Из указанных документов усматривается, что ООО ЧОО «Альбит» и ООО «Евролюкс Сервис» с заявителем не работали, официальной переписки с ним также не зарегистрировано, направление заявителю коммерческих предложений копиями книг регистрации исходящей корреспонденции не подтверждено.

Из устных пояснений <…> ООО ЧОО «Альбит» и ООО «Евролюкс Сервис» <…>, данных в ходе рассмотрения рекламного дела № Р 08-02/17, следует, что общества не заключают договоров с физическими лицами, работают только с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Коммерческие предложения организациям отправляются с электронного адреса организации: <…>. Автоматическая рассылка при направлении предложений организациям с электронного почтового адреса: <…> не ставится. На основании чего исключено ошибочное направление сообщений. Также образцы коммерческих предложений не идентичны и носят характер официальной переписки.

Адреса электронной почты: <…>, указанные в обращении заявителя, на ООО ЧОО «Альбит» и ООО «Евролюкс Сервис» не зарегистрированы. По данному факту в ООО ЧОО «Альбит» и ООО «Евролюкс Сервис» проводилась служебная проверка, в ходе которой информация, указанная в обращении заявителя, не подтвердилась. Также информация о деятельности ООО ЧОО «Альбит» и ООО «Евролюкс Сервис» находится в сети Интернет в свободном доступе для граждан и предприятий, в том числе и для конкурентов.

Материалами рекламного дела № Р 08-02/17 вина ООО ЧОО «Альбит» и ООО «Евролюкс Сервис» в нарушении рекламного законодательства в части распространения электронных рекламных сообщений заявителю не установлена, не подтверждена, иных виновных лиц не установлено.

С учетом изложенного, оснований полагать, что ООО ЧОО «Альбит» и ООО «Евролюкс Сервис» нарушены требования ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, у Комиссии не имеется.

Оперативно-розыскными полномочиями антимонопольный орган не наделен.

В соответствии с пунктом 3.56 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 (далее – Регламент), Комиссия принимает решение о прекращении рассмотрения дела, если в процессе рассмотрения дела будет установлено, в том числе отсутствие фактов нарушения законодательства о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, пунктами 3.56, 3.57 Регламента, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № Р 08-02/17 в отношении ООО ЧОО «Альбит» и ООО «Евролюкс Сервис» прекратить.

 

Председатель Комиссии

 

 _______________<…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

 _____________<…>

 

_______________  <…>

 

 

 

 

 

 ______________ <…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны