Решение №03-07/4521 Решение по делу № АН 02-03/12 в отношении Коми республиканск... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

 

 

 

                

 

 

г. Сыктывкар

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» мая 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено «30» мая 2012 г.

№ 03-07/4521

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Комиссия, Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № АН 02-03/12, возбужденное по признакам нарушения Коми республиканским отделением Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», юридический адрес: 167002, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 130 (далее – Коми республиканское отделение ВДПО) требований части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»),

в присутствии:

- представителя Коми республиканского отделения ВДПО <…>, действующего на основании доверенности № 000094 от 18.05.2012;

в отсутствие:

- Общества с ограниченной ответственностью «ЦентрАттестатСервис» (далее – ООО «ЦентрАттестатСервис»), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается отчётом об отправке факсограммы от 12.05.2012, письмом № 12 от 17.05.2012 (вх. № 489-ф от 16.05.2012) сообщившего о возможности рассмотрения дела № АН 02-03/12 в отсутствие представителя Общества;

- Государственной инспекции труда в Республике Коми, надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении 15.05.2012 почтового отправления № 16700056959406, письмом № 10-1523-12-ИСХ от 15.05.2012 (вх. № 2599, № 477-ф от 15.05.2012) сообщившей о возможности рассмотрения дела № АН 02-03/12 в отсутствие представителя Государственной инспекции труда в Республике Коми;

- Негосударственного образовательного частного учреждения «Институт международных связей и делового сотрудничества» (далее – НОУ ИМДС), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении 15.05.2012 почтового отправления № 16700056959420, письмом № 17 от 16.05.2012 (вх. № 485-ф от 16.05.2012, вх. № 2695 от 18.05.2012) сообщившего о возможности рассмотрения дела № АН 02-03/12 в отсутствие представителя Учреждения,

УСТАНОВИЛА:

1. Настоящее дело возбуждено Приказом Коми УФАС России № 80 от 21.03.2012 по признакам нарушения Коми республиканским отделением ВДПО части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

Основанием для возбуждения дела послужили информация и материалы, направленные Государственной инспекцией труда в Республике Коми письмом № 10-3615-11-ЗП от 22.12.2011 (вх. № 6607 от 23.12.2011) о проведении Коми республиканским отделением ВДПО обучения и проверки знаний требований охраны труда без наличия аккредитации в нарушение пункта 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205 «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций,  оказывающих услуги в области охраны труда». К письму Государственной инспекции труда в РК приложены копии протоколов заседаний комиссии Коми республиканского отделения ВДПО по проверке знаний требований охраны труда работников за 2011 год.

Определением о назначении дела № АН 02-03/12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению № 03-07/2465 от 04.04.2012 к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено Коми республиканское отделение ВДПО, в качестве заявителя – Государственная инспекция труда в Республике Коми, в качестве заинтересованных лиц – ООО «ЦентрАттестатСервис» и НОУ ИМДС.

2. Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришла к нижеследующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция не допускается.

Для того чтобы деятельность хозяйствующего субъекта была признана недобросовестной конкуренцией, в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите конкуренции», она должна содержать в себе следующие составляющие одновременно:

- быть направленной на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- при этом другие субъекты предпринимательской деятельности могут нести убытки или может быть нанесен вред их деловой репутации.

Согласно п. 1.1 Устава Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», копия которого имеется в материалах антимонопольного дела, Общество является основанной на членстве социально ориентированной некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученную прибыль между членами Общества, которая направляется на реализацию уставных целей и задач, в том числе в виде благотворительных и гуманитарных акций, программ и проектов.

Таким образом, в силу ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», Общероссийская общественная организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» является хозяйствующим субъектом.

Согласно п. 4.1.5 Устава Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» Общество осуществляет образовательную деятельность, в том числе по программам охраны труда.

В соответствии с пунктами 11.1, 11.1.1, 11.1.2, 11.1.4 Устава Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» региональное отделение Общества является структурным подразделением ВДПО и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, единым уставом Общества, решениями вышестоящих руководящих органов Общества; обеспечивает в соответствии с действующим законодательством реализацию уставных целей и задач ВДПО, а также решений руководящих органов Общества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; приобретает права и несет ответственность юридического лица с момента государственной регистрации в установленном действующим законодательством порядке.

В материалах антимонопольного дела имеется копия свидетельства от 03.12.2010 о государственной регистрации некоммерческой организации, согласно которому, решение о государственной регистрации некоммерческой организации - Коми республиканского отделения ВДПО - при создании принято 09.12.1993 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми, запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 11.12.2002.

В материалах антимонопольного дела имеется копия лицензии регистрационный № 114-ДПО от 08.11.2010 (серия РО № 007396), выданной Коми республиканскому отделению ВДПО (образовательное подразделение «Учебный центр») на право ведения образовательной деятельности, в том числе обучения по программе «Охрана труда» (для групп смешанного состава), по адресу: 167002, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 130.

Согласно письменной информации, представленной Коми республиканским отделением ВДПО в материалы антимонопольного дела, Коми республиканское отделение ВДПО в 2011 году осуществляло, в том числе деятельность по платному обучению, количество обученных работодателей и работников вопросам охраны труда за 2011 год составило 23 человека; реализация Коми республиканским отделением ВДПО программы «Охрана труда» для сторонних организаций осуществлялась в период с февраля 2011 года по 19 декабря 2011 года.

Согласно п. 3.1 Устава ООО «ЦентрАттестатСервис», копия которого имеется в материалах антимонопольного дела, приоритетными видами деятельности Общества являются, в том числе образовательная деятельность, сервисные услуги по вопросам охраны труда.

Согласно письменной информации, представленной ООО «ЦентрАттестатСервис» в материалы антимонопольного дела, Общество осуществляет, в том числе деятельность по обучению работодателей и работников по программам «Охрана труда» и проверке знаний по охране труда; ООО «ЦентрАттестатСервис» оказывает услуги по вопросам охраны труда на территории города Сыктывкара с  2002 года и оказывало их в период с 01.12.2010 по 19.12.2011.

В подтверждение права ООО «ЦентрАттестатСервис» на осуществление деятельности по обучению работодателей и работников по программам «Охрана труда» Обществом представлена в материалы антимонопольного дела копия лицензии регистрационный № 27-ДПО от 01.06.2011 (серия РО № 007523).

ООО «ЦентрАттестатСервис» имеет аккредитацию в качестве организации, оказывающей услуги в области охраны труда, что подтверждается представленной Обществом в материалы антимонопольного дела копией Уведомления Минздравсоцразвития России № 22-3/10/2-10152 от 03.11.2010 о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

В соответствии с п. 4.2 Устава НОУ ИМДС, копия которого имеется в материалах антимонопольного дела, Учреждение осуществляет, в том числе деятельность по проведению обучения по программам организации безопасности и охраны труда.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц № 3582 от 23.03.2012, копия которой имеется в материалах антимонопольного дела, основным видом деятельности НОУ ИМДС является образование для взрослых и прочие виды образования.

В материалах антимонопольного дела имеется копия лицензии регистрационный № 43-ДПО от 27.09.2011 (серия РО № 007573), выданной НОУ ИМДС на право ведения образовательной деятельности, в том числе обучения по программе «Охрана труда», по адресу: 167002, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 175.

НОУ ИМДС имеет аккредитацию в качестве организации, оказывающей услуги в области охраны труда, что подтверждается представленной Учреждением в материалы антимонопольного дела копией Уведомления Минздравсоцразвития России № 22-3/10/2-9995 от 01.11.2010 о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Из письменной информации, представленной НОУ ИМДС в материалы антимонопольного дела, следует, что Общество оказывало образовательные услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, в том числе в период с 01.12.2010 по 19.12.2011.

Из материалов антимонопольного дела усматривается, что ООО «ЦентрАттестатСервис», НОУ ИМДС и Коми республиканское отделение ВДПО в период с февраля 2011 года по 19 декабря 2011 года оказывали услуги в области охраны труда, в том числе по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда на территории города Сыктывкара, и по определению, данному в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»,  являются хозяйствующими субъектами - конкурентами.

Пунктом 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» установлено, что организации, оказывающие в настоящее время услуги, включенные в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, утвержденный настоящим Приказом, вправе оказывать данные услуги после вступления в силу настоящего Приказа до 1 декабря 2010 года. С 1 декабря 2010 года оказание данных услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.

В соответствии с Приложением № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, включено обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.

Таким образом, с 1 декабря 2010 года не допускается оказание услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда организациями, не прошедшими аккредитацию.

Согласно имеющемуся в материалах антимонопольного дела письму Минздравсоцразвития России № 22-3-1322 от 29.03.2012 (вх. № 1747 от 10.04.2012) Коми республиканское отделение ВДПО не является аккредитованной организацией, оказывающей услуги в области охраны труда.

Указанным письмом Минздравсоцразвития России представил выписку из Реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, имеющих адрес местонахождения в Республике Коми. В представленной выписке из Реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда,   Коми республиканское отделение ВДПО не значится.

Таким образом, Коми республиканское отделение ВДПО не прошло аккредитацию в качестве организации, оказывающей услуги в области охраны труда.

Факт оказания Коми республиканским отделением ВДПО в период с февраля 2011 года по 19 декабря 2011 года услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда подтверждается имеющимися в материалах антимонопольного дела выписками из протоколов заседаний комиссии Коми республиканского отделения ВДПО по проверке знаний требований охраны труда работников, копией журнала учета занятий проведения обучения по программам «Охрана труда» с работниками организаций (по категориям производств), копиями договоров на оказание образовательных услуг № 2/11 ОТ от 21.01.2011, № 3/11 ОТ от 16.02.2011, № 4/11 ОТ от 12.04.2011, № 5/11 ОТ от 25.04.2011, № 6/11 ОТ от 25.04.2011, № 7/11 ОТ от 25.04.2011, № 8/11 ОТ от 25.04.2011, № 9/11 ОТ от 03.08.2011, № 10/11 ОТ от 10.10.2011, № 11/11 ОТ от 05.09.2011, № 12/11 ОТ от 15.09.2011, № 14/11 ОТ от 03.10.2011, № 16/11 ОТ от 25.10.2011, копией договора  на оказание услуг по опережающему профессиональному обучению работников № ООП-11 от 02.12.2011.

В материалах антимонопольного дела имеется копия представления прокурора города Сыктывкара от 30.01.2012 № 07-02-2012 об устранении нарушений федерального законодательства, согласно которому Прокуратурой города Сыктывкара проведена проверка соблюдения Коми республиканским отделением ВДПО федерального законодательства в части проведения обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда без прохождения аккредитации; в ходе проверки установлено, что Коми республиканским отделением ВДПО в лице председателя Совета в течение 2011 года заключались договоры с юридическими лицами на оказание образовательных услуг по программе «Охрана труда для ответственных лиц» и «Охрана труда» в отсутствие аккредитации в качестве организации, оказывающей услуги в области охраны труда.

Из письменных пояснений, представленных Коми республиканским отделением ВДПО в материалы антимонопольного дела, и пояснений, данных представителями Коми республиканского отделения ВДПО в ходе рассмотрения 11.05.2012 антимонопольного дела, следует, что о наличии Приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» Коми республиканскому отделению ВДПО стало известно 19.12.2011 после встречи с государственным инспектором труда (правовым); с 19.12.2011 Коми республиканское отделение ВДПО приостановило обучение по вопросам охраны труда.

В материалах антимонопольного дела имеется копия распоряжения председателя Совета Коми республиканского отделения ВДПО от 19.12.2011 о приостановке с 19.12.2011 обучения по охране труда.

Таким образом, Коми республиканское отделение ВДПО в период с февраля 2011 года по 19 декабря 2011 года оказывало услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда в отсутствие аккредитации в качестве организации, оказывающей услуги в области охраны труда.

Из вышеизложенного следует, что действия Коми республиканского отделения ВДПО по оказанию услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда противоречат пункту 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

В силу пункта 2 Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н, аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, осуществляется в целях:

- подтверждения компетентности организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда;

- подтверждения полномочий организаций оказывать услуги в области охраны труда, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы;

- обеспечения гарантий ответственности организаций перед заинтересованными лицами - получателями услуг в области охраны труда.

   В соответствии с пунктами 5, 8 Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н, организация, предполагающая осуществлять оказание услуг в области охраны труда, в том числе услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, представляет в Минздравсоцразвития России заявление. В заявлении, в числе прочих указываются сведения о наличии справочной базы действующих законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также справочной документации по охране труда. Организация, осуществляющая функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда (далее - обучающая организация), в заявлении указывает, том числе:

- сведения о программах обучения, по которым осуществляется обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, а также учебно-методических материалах, используемых при проведении обучения;

- сведения о кадровом составе обучающей организации, включая сведения о наличии в обучающей организации не менее 30 процентов преподавателей, работающих в организации на штатной основе, от общего числа преподавателей, их образовании;

- сведения о технических средствах обучения, включая технические средства обучения по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим на производстве, используемых в процессе обучения;

 - сведения о системе учета и хранения результатов обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Таким образом, организация, осуществляющая оказание услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, должна удовлетворять требованиям, установленным Правилами аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н. В том числе в обучающей организации должно быть не менее 30 процентов преподавателей, работающих на штатной основе, от общего числа преподавателей, и организация должна иметь необходимую материально-техническую базу, что требует определенных затрат в обеспечение указанного.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела председатель Совета Коми республиканского отделения ВДПО <...>ко Ю.М. пояснил, что Коми республиканское отделение ВДПО не имеет возможности обеспечить содержание в организации не менее 30 процентов преподавателей, работающих на штатной основе.

Таким образом, Коми республиканское отделение ВДПО при оказании услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда не понесло затрат на содержание в штате необходимого количества преподавателей, приобретение и содержание достаточной материально-технической базы, которые несут хозяйствующие субъекты – конкуренты, осуществляющие вышеуказанную деятельность в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «ЦентрАттестатСервис» в материалы антимонопольного дела, оказание организациями, не прошедшими аккредитацию, услуг в области охраны труда подпадает под понятие недобросовестной конкуренции, поскольку предполагает оказание услуг ненадлежащего качества при одинаковой стоимости услуг или их удешевлении; в результате рассматриваемых действий возможно получение Коми республиканским отделением ВДПО преимуществ перед ООО «ЦентрАттестатСервис», а именно, получение прибыли от своей деятельности при минимальных затратах и несоблюдении установленных законодательством правил оказания услуг.

Согласно письменным пояснениям, представленным НОУ ИМДС в материалы антимонопольного дела, в результате рассматриваемых действий имеет место возможность причинения убытков Учреждению со стороны Коми республиканского отделения ВДПО в виде упущенной выгоды; НОУ ИМДС считает, что Коми республиканское отделение ВДПО имело преимущество на получение заказов на обучение и проверку знаний требованиям охраны труда в связи с тем, что организации, которые заключили с Отделением соответствующие договоры, не проводили конкурсные процедуры и не имели информации о том, что Коми республиканское отделение ВДПО не имеет необходимой аккредитации.

Действия Коми республиканского отделения ВДПО по оказанию услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда без наличия аккредитации в нарушение пункта 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда», направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности за счёт возможности увеличения своих доходов посредством получения прибыли в результате оказания таких услуг в отсутствие затрат, которые необходимы были бы в случае соблюдения установленных законодательством правил.

Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками следует понимать расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Способность других субъектов предпринимательской деятельности нести убытки в результате рассматриваемых действий усматривается в нижеследующем.

Вышеуказанные действия Коми республиканского отделения ВДПО могли повлиять на перераспределение спроса на рынке услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда города Сыктывкара, путём оттока потребителей от таких услуг, реализуемых иными хозяйствующими субъектами – конкурентами, имеющими необходимую аккредитацию, в том числе ООО «ЦентрАттестатСервис» и НОУ ИМДС, к услугам, реализуемым на указанной территории Коми республиканским отделением ВДПО, что в свою очередь могло отрицательно сказаться на прибыли конкурентов.

Таким образом, действия Коми республиканского отделения ВДПО, выразившиеся в оказании услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда без наличия аккредитации в нарушение пункта 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда», направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и способные причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, нарушают требования ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения 11.05.2012 антимонопольного дела представитель Коми республиканского отделения ВДПО <...> П.А. пояснил, что содержание Устава для всех региональных отделений ВДПО едино, в том числе в уставе каждого регионального отделения имеется пункт, предусматривающий осуществление образовательной деятельности по программам охраны труда; Коми республиканское отделение ВДПО является некоммерческой организацией и её целью не является извлечение прибыли; получаемая прибыль направляется на реализацию Коми республиканским отделением ВДПО уставных целей и задач; обучение вопросам охраны труда не являлось основным направлением в учебной деятельности Коми республиканского отделения ВДПО; как правило, небольшая часть обучающихся по программам пожарно-технического минимума заключали договоры на обучение по программам охраны труда; в связи с чем, Коми республиканское отделение ВДПО не является конкурентом по отношению к ООО «ЦентрАттестатСервис» и НОУ ИМДС, поскольку указанные организации имеют более обширную категорию обучаемых по программам охраны труда.

Вышеизложенный довод Коми республиканского отделения ВДПО Комиссией отклоняется, поскольку материалами антимонопольного дела подтверждено оказание рассматриваемыми хозяйствующими субъектами однородных услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда в течение одного периода времени и на одной территории – в городе Сыктывкаре.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела представитель Коми республиканского отделения ВДПО <...> П.А. сообщил, что Коми республиканское отделение ВДПО осуществляет образовательную деятельность, в том числе по программам охраны труда на основании лицензии, выданной Министерством образования Республики Коми; при принятии решения о выдаче лицензии в 2010 году и при её переоформлении лицензирующий орган не потребовал дополнительных документов об аккредитации в качестве организации, оказывающей услуги в области охраны труда, и не предупредил о необходимости такой аккредитации; о необходимости прохождения аккредитации Коми республиканское отделение ВДПО известно не было.

Указанные доводы Коми республиканского отделения ВДПО Комиссией не могут быть приняты во внимание в связи с нижеследующим.

Конституция Российской Федерации в числе основных прав человека и гражданина провозглашает охрану труда и здоровья людей как одно из важных направлений социальной политики Российской Федерации (ч. 2 ст. 7).

Согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В силу ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.

Коми республиканское отделение ВДПО, осуществляя деятельность по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, то есть деятельность, направленную на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, выполняя свои обязанности с необходимой степенью добросовестности, должно было ознакомиться с действующими нормативными документами, регулирующими сферу оказания услуг в области охраны труда.

Коми республиканское отделение ВДПО представило в материалы антимонопольного дела письменную информацию, в которой просило при рассмотрении дела № АН 02-03/12 учесть положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие недопустимость проведения в отношении одного юридического лица несколькими органами государственного контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, поскольку Коми республиканское отделение ВДПО не входило в перечень организаций, в отношении которых Коми УФАС России осуществлялись плановые или внеплановые проверки в 2011 году.

Указанный довод Коми республиканского отделения ВДПО Комиссией не может быть принят во внимание, поскольку согласно п. 4 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В материалах антимонопольного дела имеется протокол от 29.02.2012 рассмотрения представления прокурора города Сыктывкара от 30.01.2012 № 07-02-2012, согласно которому Коми республиканским отделением ВДПО приняты решения, в том числе о приостановлении обучения по охране труда, о подготовке документов для внесения в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, о привлечении начальника Учебного центра <...>а П.А. к дисциплинарной ответственности.

Согласно письменным пояснениям, представленным Коми республиканским отделением ВДПО в материалы антимонопольного дела, для реализации всех направлений образовательной деятельности в марте 2010 года в Коми республиканском отделении ВДПО был создан Учебный центр, начальником которого назначен <...>.

Коми республиканским отделением ВДПО в материалы антимонопольного дела представлены: копия приказа № 15л/с от 17.05.2010 о приеме на работу <...>а Павла Анатольевича начальником Учебного центра Коми республиканского отделения ВДПО.

Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля как со стороны Коми республиканского отделения ВДПО, так и должностного лица - начальника Учебного центра Коми республиканского отделения ВДПО <...>а - за соблюдением Федерального закона «О защите конкуренции».

Из материалов антимонопольного дела не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения Коми республиканским отделением ВДПО и должностным лицом – начальником Учебного центра Коми республиканского отделения ВДПО <...>ым Павлом Анатольевичем – требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии Коми республиканским отделением ВДПО и вышеуказанным должностным лицом всех зависящих от них мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, вина Коми республиканского отделения ВДПО и должностного лица – начальника Учебного центра Коми республиканского отделения ВДПО <...>а Павла Анатольевича – в нарушении Коми республиканским отделением ВДПО части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» является  установленной.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела представитель Коми республиканского отделения ВДПО <...> П.А. пояснил, что Коми республиканское отделение ВДПО предоставило в адрес Государственной инспекции труда в Республике Коми список лиц, прошедших обучение вопросам охраны труда в Коми республиканском отделении ВДПО; Государственная инспекция труда в Республике Коми известила всех указанных лиц о необходимости переаттестации; часть обученных прошли переаттестацию в имеющем аккредитацию учреждении за счёт средств Коми республиканского отделения ВДПО; нескольким организациям, обучившим своих работников, предложено провести переаттестацию обученных за счёт средств Коми республиканского отделения ВДПО, либо предоставить иные виды услуг или товаров на сумму, уплаченную за обучение; в случае обращения остальных лиц, оплативших обучение вопросам охраны труда, Коми республиканское отделение ВДПО готово возместить им денежные средства, внесенные в оплату за обучение, в том числе обеспечить прохождение обучения в аккредитованных организациях.

В доказательство переаттестации части обученных за счёт средств Коми республиканского отделения ВДПО в материалы антимонопольного дела представлена копия договора № 61 от 18.01.2012 на оказание платных образовательных услуг, заключённого между АУ РК «РУЦ Минархстрой РК» и Коми республиканским отделением ВДПО, согласно которому АУ РК «РУЦ Минархстрой РК» оказывает Коми республиканскому отделению ВДПО услуги по обучению работников по курсу «Охрана труда».

Из материалов антимонопольного дела усматривается, что Коми республиканским отделением ВДПО последствия нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» в полном объёме добровольно не устранены: денежные средства, внесенные в оплату за обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, возмещены не по всем договорам, заключенным на оказание образовательных услуг по программам охраны труда.

В связи с чем, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи Коми республиканскому отделению ВДПО предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: возвратить заказчикам денежные средства, внесенные в оплату за обучение работодателей и работников вопросам охраны труда по следующим договорам: № 2/11 ОТ от 21.01.2011, № 4/11 ОТ от 12.04.2011, № 8/11 ОТ от 25.04.2011, № 6/11 ОТ от 25.04.2011, № 7/11 ОТ от 25.04.2011, № 9/11 ОТ от 03.08.2011, № 12/11 ОТ от 15.09.2011, № 16/11 ОТ от 25.10.2011, № 14/11 ОТ от 03.10.2011; либо обеспечить прохождение обучения лиц, указанных в вышеперечисленных договорах, в аккредитованных организациях за счёт средств Коми республиканского отделения ВДПО.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 4, ч. 1 ст. 14, ст. 23, ч. 1 ст. 39,  ч. ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать Коми республиканское отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» в части совершения действий, выразившихся в оказании услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда без наличия аккредитации в нарушение пункта 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда», направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и способных причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

2. Выдать Коми республиканскому отделению Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: возвратить заказчикам денежные средства, внесенные в оплату за обучение работодателей и работников вопросам охраны труда по следующим договорам: № 2/11 ОТ от 21.01.2011, № 4/11 ОТ от 12.04.2011, № 8/11 ОТ от 25.04.2011, № 6/11 ОТ от 25.04.2011, № 7/11 ОТ от 25.04.2011, № 9/11 ОТ от 03.08.2011, № 12/11 ОТ от 15.09.2011, № 16/11 ОТ от 25.10.2011, № 14/11 ОТ от 03.10.2011; либо обеспечить прохождение обучения лиц, указанных в вышеперечисленных договорах, в аккредитованных организациях за счёт средств Коми республиканского отделения ВДПО.

3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении Коми республиканского отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении должностного лица – начальника Учебного центра Коми республиканского отделения ВДПО <...>а Павла Анатольевича дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Связанные организации

Связанные организации не указаны