Решение №03-07/6994 Решение по делу № АН 01-03/12 в отношении ИП <...> от 8 октября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                               

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

 РЕШЕНИЕ

 

 

 

                

 

 

г. Сыктывкар

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» июля 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено «09» августа 2012 г.                     № 03-07/6994

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Комиссия, Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № АН 01-03/12, возбужденное по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <...> (далее – ИП <...>) требований пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

в отсутствие:

<…>;

УСТАНОВИЛА:

1. Настоящее дело возбуждено Приказом Коми УФАС России № 69 от 07.03.2012 по признакам нарушения ИП <...> пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» от 05.12.2011 (вх. № 6246 от 09.12.2011) о совершении ИП <...> недобросовестной конкуренции посредством использования в коммерческой и рекламной деятельности товарных знаков «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК», «ГОРЯЩИХ» и товарного знака с изображением корабля, самолета, пальмы, расположенных в круге, исключительное право использования которых принадлежит ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК».

Определением о назначении дела № АН 01-03/12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению № 03-07/1939 от 21.03.2012 к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена ИП <...>, в качестве заявителя – ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК», в качестве заинтересованных лиц: ООО «А-Тур» и ИП <...>.

2. Комиссия, изучив материалы дела, пришла к нижеследующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для того чтобы деятельность хозяйствующего субъекта была признана недобросовестной конкуренцией в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите конкуренции», она должна содержать в себе следующие составляющие одновременно:

- быть направленной на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- при этом другие субъекты предпринимательской деятельности могут нести убытки или может быть нанесен вред их деловой репутации.

Статьей 14 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в Париже 20.03.1883 (далее - Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883)  подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурентов.

  Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883 подписана от имени СССР 12.10.1967 и ратифицирована 19.09.1968.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (далее – ГК РФ) товарные знаки и знаки обслуживания являются результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью).

В соответствии с ч. 1 ст.  1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Согласно ч. 1 ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака при выполнении работ, оказании услуг, в предложениях о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

 В силу ч. 3 ст. 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

В силу ч. 1 ст. 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

 Согласно ч. 2 ст. 1539 ГК РФ не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

3. ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» является правообладателем следующих товарных знаков:

- «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК»,

- «ГОРЯЩИХ»,

- товарного знака с изображением корабля, самолета, пальмы, расположенных в круге,

что подтверждается патентом на промышленный образец № 53644 (зарегистрировано в Государственном реестре промышленных образцов Российской Федерации 16.11.2003), свидетельством на товарный знак № 212028 (зарегистрировано в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 07.05.2002), свидетельством на товарный знак № 422256 (зарегистрировано в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 10.11.2010), копии которых имеются в материалах антимонопольного дела, а также сведениями, содержащимися в Реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, размещенном на официальном Интернет-сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее - Роспатент) http://www.rupto.ru/.

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» в материалы антимонопольного дела, исключительные права ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» на вышеуказанные товарные знаки распространяются на всю территорию Российской Федерации. Общество предоставляет право пользования вышеуказанными товарными знаками юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на основании договоров исключительной лицензии.

В материалах антимонопольного дела имеется копия договора исключительной лицензии на товарный знак № 157 от 15.03.2007, заключенного между ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» (Лицензиар) и ИП <...> (Лицензиат), а также копия уведомления Роспатента о регистрации указанного договора.

Согласно штампу Роспатента на договоре исключительной лицензии на товарный знак № 157 от 15.03.2007, указанный договор зарегистрирован 17.04.2007 за № РД0020969. 

Согласно договору исключительной лицензии на товарный знак № 157 от 15.03.2007, Лицензиар (ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК») предоставляет Лицензиату (ИП <...>) на срок действия настоящего договора, за вознаграждение исключительную лицензию на использование товарного знака, зарегистрированного в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ и принадлежащего Лицензиару на основании Свидетельства № 206704 от 26.11.2001 (приоритет от 30.05.2001), по классам МКТУ – 35, 36, 39, 41, 42, для использования в предпринимательской деятельности Лицензиата на территории г. Сыктывкара (далее в договоре приведены границы территории г. Сыктывкара, закрепленной за Лицензиатом).

Согласно информации, размещенной на официальном Интернет-сайте Роспатента (http://www.rupto.ru/), свидетельство № 206704, о котором идет речь в договоре исключительной лицензии на товарный знак № 157 от 15.03.2007, выдано на товарный знак «ГОРЯЩИХ», правообладателем товарного знака является ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК».

Согласно пункту 2.1.1 договора исключительной лицензии на товарный знак № 157 от 15.03.2007, Лицензиар (ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК») обязан передать Лицензиату (ИП <...>) техническую и коммерческую документацию, предоставить иную информацию, необходимую Лицензиату для осуществления прав, предоставленных по исключительной лицензии, в том числе предоставить электронные макеты, разработанные Лицензиаром, для их использования во внешнем и внутреннем оформлении коммерческих помещений, при самостоятельном изготовлении любой полиграфии, бланков туристических путевок, сувенирной продукции, вывесок, на сопроводительной и деловой документации, в рекламе.

Согласно пункту 7.7 договора исключительной лицензии на товарный знак № 157 от 15.03.2007, настоящий договор признается расторгнутым или измененным с момента регистрации его расторжения или изменения в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков, в соответствии с законодательством Российской Федерации.       

Согласно пункту 7.6 договора исключительной лицензии на товарный знак № 157 от 15.03.2007, в случае расторжения настоящего договора по любым основаниям,  Лицензиат обязан со дня регистрации расторжения настоящего договора прекратить использовать в предпринимательской деятельности товарный знак, принадлежащий Лицензиару, а также средства индивидуализации, которые имеют в своем изображении или тексте информацию, переданную Лицензиату по настоящему договору.

В материалах антимонопольного дела имеется копия уведомления Роспатента № 2011Д01499/42 о государственной регистрации расторжения зарегистрированного 17.04.2007 за № РД0020969 лицензионного договора о предоставлении права использования товарного знака, а также копия приложения к свидетельству на товарный знак (знак обслуживания) № 206704, согласно которому 05.04.2011 Роспатентом зарегистрировано расторжение указанного договора. 

Таким образом, с 05.04.2011 прекращено право ИП <...> на использование в предпринимательской деятельности товарного знака, принадлежащего ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» на основании Свидетельства № 206704 от 26.11.2001 (приоритет от 30.05.2001), а также средств индивидуализации, которые имеют в своем изображении или тексте информацию, которая была передана ИП <...> по  договору исключительной лицензии.

В письменных пояснениях, представленных ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» в материалы антимонопольного дела, Общество указывает, что незаконное использование ИП <...> в коммерческой и рекламной деятельности изображений товарных знаков ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» выражается в следующем:

- офисное помещение и фасад здания по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 108 оборудованы вывесками с использованием изображения «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК», а также изображения корабля, самолета, пальмы, расположенных в круге;

- у входа в здание по вышеуказанному адресу располагается рекламная конструкция (штендер) с изображением «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» и изображением корабля, самолета, пальмы, расположенных в круге.

ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» в материалы антимонопольного дела представлены фотографии вывески и рекламного штендера, расположенных по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 108 (дата фотосъемки – 07.07.2011). Кроме того, в материалах антимонопольного дела имеются фотографии указанных вывески и рекламного штендера, фотосъемка которых произведена 13.12.2011 сотрудниками Коми УФАС России.

В письменных пояснениях, представленных ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» в материалы антимонопольного дела, Общество указывает, что тождество изображений, используемых ИП <...> в коммерческой и рекламной деятельности, с изображениями товарных знаков ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» выражается в совпадении фонетическом (звуковое совпадение: звукосочетания, ударения и т.д.), графическом (визуальное совпадение: вид шрифта, написания, расположение букв по отношению друг к другу, цвет и т.д.), семантическом (смысловое совпадение) и сходстве изобразительных и объемных обозначений (внешняя форма, вид и характер изображения, сочетание цветов и т.д.).

Из материалов антимонопольного дела усматривается, что изображения, использованные на вывеске и рекламной конструкции, расположенных по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 108, тождественны по вышеперечисленным признакам с изображениями товарных знаков ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК».

Согласно письменной информации, представленной УМВД России по г. Сыктывкару в материалы антимонопольного дела, в отношении ИП <...>. СУ УМВД России по г. Сыктывкару 10.02.2012 возбуждено уголовное дело № 8034801 по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту хищения денежных средств жителей Республики Коми путем обмана и злоупотребления доверием при оформлении туристических путевок; в период с 01.04.2011 по 31.12.2011 ИП <...> осуществляла деятельность по оказанию туристических услуг в г. Сыктывкаре по следующим адресам: ул. Интернациональная, д. 108 («Магазин горящих путёвок»), Октябрьский проспект, д. 141, ТРЦ «Макси» («Мир горящих путёвок»); в материалах уголовного дела имеются копии документов, содержащих сведения о заключении договоров оказания услуг и получении от клиентов денежных средств в качестве оплаты за туристические услуги за октябрь – декабрь 2011 года; документов, содержащих полные сведения об объемах оказанных ИП <...> туристических услуг за период с апреля по декабрь 2011 года в материалах уголовного дела не имеется, в связи с тем, что  фактически бухгалтерский учет ИП <...> в указанный период должным образом не велся.

В материалах антимонопольного дела имеются копии следующих договоров оказания услуг, заключенных ИП <...> с клиентами: № 469/11 от 24.11.2011, № /11 от 21.11.2011, № 11/11 от 11.11.2011, № 16/11 от 14.11.2011, № 21/11 от 17.11.2011, № 12/11 от 15.11.2011, № 474/11 от 08.12.2011, № 07/11 от 07.11.2011, б/н от 06.11.2011, № 473/11 от 08.12.2011, № 06/11 от 09.11.2011, б/н от 28.10.2011, б/н от 30.04.2011, № 138/11 от 10.04.2011, № 471/11 от 30.11.2011.

Вышеперечисленные договоры предусматривают выполнение ИП <...> (Исполнитель) по поручению клиентов, за вознаграждение обязательств по бронированию, оплате, получению и передаче клиентам выездных документов (ваучера, авиабилета, страховки) для осуществления туристической поездки.

В части из указанных выше договоров в качестве Исполнителя указано «ИП <...>, Сеть Магазинов Горящих Путёвок г. Сыктывкар» (например, в договорах № 07/11 от 07.11.2011, б/н от 06.11.2011, № 06/11 от 09.11.2011, б/н от 28.10.2011, б/н от 30.04.2011, № 138/11 от 10.04.2011, № 471/11 от 30.11.2011).

В материалах антимонопольного дела имеются также копии приходных кассовых ордеров от 11.11.2011 по предоплате и оплате тура, копии квитанций к приходным кассовым ордерам по оплате и предоплате туров от 21.11.2011, от 24.11.2011, от 11.11.2011, от 14.11.2011, от 17.11.2011, от 18.11.2011, от 08.12.2011, от 19.11.2011, от 28.11.2011, от 06.11.2011, от 29.11.2011, от 01.12.2011, от 07.11.2011, от 28.10.2011, от 16.05.2011, от 23.08.2011, от 30.11.2011, содержащих подписи и печати ИП <...>.

Из материалов антимонопольного дела усматривается, что ИП <...>. после расторжения 05.04.2011 договора исключительной лицензии продолжала использовать в предпринимательской деятельности на территории г. Сыктывкара изображения товарных знаков, правообладателем которых является ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК».

Факт оказания ИП <...> в период с 5 апреля 2011 года по декабрь 2011 года туристических услуг с использованием товарных знаков, правообладателем которых является ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК», подтверждается имеющимися в материалах антимонопольного дела фотографиями вывески и рекламного штендера, расположенных по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 108, - в месте осуществления ИП <...> предпринимательской деятельности (даты фотосъемок: 07.07.2011, 13.12.2011), копиями договоров оказания услуг, копиями приходных кассовых ордеров и квитанций к приходным кассовым ордерам, письменной информацией УМВД России по г. Сыктывкару.

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» в материалы антимонопольного дела, на территории Республики Коми права на использование товарного знака «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» в коммерческой и предпринимательской деятельности получили следующие лицензиаты:

- ООО «А-Тур», адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 30;

- ИП <...> , адрес места нахождения: г. Инта, ул. Мира, д. 65.

ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» в материалы антимонопольного дела представлены копии договоров исключительной лицензии, заключенных с вышеуказанными лицензиатами на использование товарного знака «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК».

Согласно договору исключительной лицензии на товарный знак № 661 от 06.04.2011, заключенному между ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» и ИП <...>, Лицензиар (ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК») предоставляет Лицензиату (ИП <...>) на срок действия настоящего договора, за вознаграждение исключительную лицензию на использование товарного знака, зарегистрированного в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ и принадлежащего Лицензиару на основании Свидетельства № 422256 от 10.11.2010 (приоритет от 17.11.2009), для услуг 39 класса МКТУ, в целях использования в предпринимательской деятельности Лицензиата на территории г. Инты.

Согласно договору исключительной лицензии на товарный знак № 778 от 29.11.2011, заключенному между ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» и ООО «А-Тур», Лицензиар (ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК») предоставляет Лицензиату (ООО «А-Тур») на срок действия настоящего договора, за вознаграждение исключительную лицензию на использование товарного знака, зарегистрированного в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ и принадлежащего Лицензиару на основании Свидетельства № 422256 от 10.11.2010 (приоритет от 17.11.2009), для услуг 39 класса МКТУ, в целях использования в предпринимательской деятельности Лицензиата на территории г. Сыктывкара.

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» в материалы антимонопольного дела, вышеуказанные лицензиаты имеют право использовать товарный знак Общества в своей деятельности на территории г. Сыктывкара (ООО «А-Тур») и г. Инты (ИП <...> ), а турагентскую деятельность имеют право осуществлять на всей территории Российской Федерации.

ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» также пояснило, что Общество не осуществляет турагентской деятельности на территории г. Сыктывкара поскольку, согласно лицензионному договору, лицензиар не имеет права осуществлять собственную туристическую деятельность с использованием товарного знака на территории, закрепленной за лицензиатом.

Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица серия <...> копия которого имеется в материалах антимонопольного дела, запись о создании юридического лица - ООО «А-Тур» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 17.11.2011.

В материалах антимонопольного дела имеется копия Устава ООО «А-Тур», согласно которому предметом деятельности Общества, в том числе является: организация комплексного туристического обслуживания, в том числе турагентская деятельность и туроператорская деятельность; оказание услуг по бронированию, продаже и доставке авиационных и железнодорожных билетов заказчикам; предоставление туристических информационных и экскурсионных услуг.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц № 1125 от 10.04.2012, имеющейся в материалах антимонопольного дела, основным видом экономической деятельности ООО «А-Тур» является деятельность туристических агентств.

В письменных пояснениях представленных ООО «А-Тур» в материалы антимонопольного дела, Общество указало, что  ИП <...> и ООО «А-Тур» являются конкурентами, поскольку осуществляют свою предпринимательскую деятельность на одном рынке – рынке туристических услуг (бронирование отелей, авиабилетов, оформление виз и т.д.) на территории г. Сыктывкара.

В материалах антимонопольного дела имеется выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 29.06.2012, согласно которой одним из видов экономической деятельности ИП <...> является деятельность туристических агентств.

Осуществление ИП <...> фактической деятельности в период с апреля по декабрь 2011 года подтверждается заключенными ИП <...> договорами на оказание туристических услуг, в том числе с использованием товарного знака «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК», копии которых имеются в материалах антимонопольного дела.

Из материалов антимонопольного дела усматривается, что ИП <...> и ООО «А-Тур» являются конкурентами на рынке оказания туристических услуг на территории г. Сыктывкара. ИП <...> по смыслу нормы ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» не может являться конкурентом по отношению к ИП <...>, поскольку осуществляет предпринимательскую деятельность на рынке оказания туристических услуг на другой территории - на территории г. Инты.

 В письменных пояснениях представленных ООО «А-Тур» в материалы антимонопольного дела, Общество указало, что  действия ИП <...>, выраженные в невыполнении обязательств перед туристами (низкое качество предоставляемых услуг, заведомо ложная информация о турпродукте) создали у потребителей негативное отношение и недоверие к товарному знаку, которым она незаконно пользовалась, и услугам, оказываемым ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» и его лицензиатами. Следствием чего явилась испорченная деловая репутация ООО «А-Тур», которое использует товарный знак ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» на законных основаниях. Использование ИП <...> в предпринимательской деятельности вывесок и рекламных материалов, содержащих изображения, сходные до степени смешения с товарными знаками ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК», направлено на получение преимуществ перед конкурентами. Преимущества заключаются в использовании обозначения, приобретшего известность на товарном рынке благодаря действиям хозяйствующих субъектов, использующих его добросовестно, и ассоциирующегося у потребителей с другими лицами (ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК»,  ООО «А-Тур»). Рассматриваемыми действиями ИП <...> вводит в заблуждение потребителей посредством создания ложного впечатления об услуге и лице, ее оказывающем.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела 02.05.2012 генеральный директор ООО «А-Тур» <...> сообщила, что в результате действий ИП <...> по незаконному использованию товарного знака и невыполнению обязательств перед туристами (низкое качество предоставляемых услуг) нанесен вред деловой репутации ООО «А-Тур», поскольку у потребителей туристических услуг сформировалось негативное отношение к товарному знаку, которым Общество пользуется по договору исключительной лицензии от 29.11.2011; количество туристов, воспользовавшихся услугами Общества, оказалось значительно меньше ожидаемого количества клиентов ООО «А-Тур». Рассматриваемыми действиями ИП <...> отвлекает клиентуру от добросовестного конкурента - ООО «А-Тур», которое понесло издержки на приобретение права использования товарного знака ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК».

ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» в письменных пояснениях, представленных в материалы антимонопольного дела, указало, что получение ИП <...> преимуществ в результате рассматриваемых действий состоит в следующем: использование ИП <...> изображений товарных знаков Общества привлекает внимание потребителей к туристическим услугам и напоминает потенциальному покупателю об услугах, оказываемых на территории Республики Коми лицензиатами, использующими товарный знак «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» на законных основаниях; бренд «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» используется на туристическом рынке более 10 лет, поэтому известен потребителю. Незаконное использование ИП <...> товарных знаков не позволяет потребителю правильно и адекватно воспринимать информацию, так как вводит в заблуждение относительно лица, оказывающего туристические услуги, влияет на оценку и решение потребителей относительно туристических услуг. ИП <...> сознательно использует изображения, которые содержат достаточное количество схожих элементов с положительно зарекомендовавшими себя товарными знаками Общества, что ведет к возможности смешения и введению в заблуждение потребителей.

Согласно информации, размещенной на Интернет-сайте Ежедневной электронной газеты Российского союза туриндустрии (http://www.ratanews.ru/), по результатам  исследования, проведенного департаментом консалтинга РБК методом опроса туристов, отдыхавших в России или за границей в 2010 году, четвертую позицию в рейтинге популярности туроператоров занимает «Магазин горящих путевок».

Учитывая длительность и территорию использования ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» и его лицензиатами товарных знаков Общества, усматривается, что товарные знаки ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК», изображения которых использованы ИП <...>, приобрели достаточную различительную способность.

Действия ИП <...> по введению в гражданский оборот на территории г. Сыктывкара туристических услуг с незаконным использованием товарных знаков, исключительное право использования которых принадлежит ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК»,  противоречат требованиям ч. 3 ст. 1484 ГК РФ, ч. 2 ст. 1539 ГК РФ, п. 1 ч. 3 ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883.

Способность рассматриваемых действий ИП <...> вызвать смешение в отношении туристических услуг, оказываемых ею и ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК», а также его лицензиатами, усматривается из факта использования ИП <...> в коммерческой и рекламной деятельности товарных знаков ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК».

ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» в письменных пояснениях, представленных в материалы антимонопольного дела,  пояснило, что в результате рассматриваемых действий у потребителей и контрагентов сложилось мнение, что ИП <...> фактически и юридически входит в ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК», что не соответствует действительности (в адрес Общества приходили претензии от туристов и возникали вопросы у СМИ).

ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» в материалы антимонопольного дела представлена копия поступившей в адрес Общества претензии гражданина,  заключившего 12.11.2011 с ИП <...> договор на оказание туристических услуг, условия которого со стороны ИП <...> не были исполнены. Из содержания указанной претензии усматривается, что потребитель был введен в заблуждение относительно принадлежности ИП <...> к ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК». Данное свидетельствует о том, что незаконное использование ИП <...> в предпринимательской деятельности товарных знаков ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» способно вызвать у потребителя смешение в отношении туристических услуг, оказываемых ею, и таких услуг, оказываемых ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» и его лицензиатами.

Направленность рассматриваемых действий ИП <...> на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности усматривается в возможности снижения издержек на разработку ИП <...> собственного товарного знака, а также издержек на приобретение законного права использования чужого товарного знака. В связи с чем, продвижение оказываемых ею услуг за счет использования положительной репутации чужих товарных знаков и их правообладателя дает возможность оказывать услуги по более низкой стоимости и привлекать к себе потребителей посредством использования товарных знаков, приобретших различительную способность.

Способность других субъектов предпринимательской деятельности нести убытки или возможность нанесения вреда их деловой репутации в результате действий ИП <...> по введению в гражданский оборот на территории г. Сыктывкара туристических услуг с незаконным использованием товарных знаков, исключительное право использования которых принадлежит ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК», усматривается в нижеследующем.

Вышеуказанные действия ИП <...> могли повлиять на перераспределение спроса на рынке туристических услуг г. Сыктывкара путем оттока потребителей от таких услуг, реализуемых иными хозяйствующими субъектами, в том числе лицензиатом ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» - ООО «А-Тур», к туристическим услугам, реализуемым на территории г. Сыктывкара ИП <...>, что в свою очередь могло сказаться на прибыли конкурентов.

Кроме того, вследствие ненадлежащего качества предоставления ИП <...> туристических услуг и невыполнения обязательств перед туристами, рассматриваемые действия ИП <...> могли нанести вред деловой репутации хозяйствующего субъекта – конкурента ООО «А-Тур», а также вред деловой репутации правообладателя товарных знаков, обозначения которых ею использовались, – ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК» и его лицензиатов.

Таким образом, действия ИП <...> по введению в гражданский оборот на территории г. Сыктывкара туристических услуг с незаконным использованием товарных знаков, исключительное право использования которых принадлежит ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК», направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие ч. 3 ст. 1484 ГК РФ, ч. 2 ст. 1539 ГК РФ, п. 1 ч. 3 ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, которые могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам и нанести вред деловой репутации хозяйствующего субъекта - конкурента ООО «А-Тур», нарушают требования п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля со стороны ИП <...> за соблюдением Федерального закона «О защите конкуренции».

Из материалов антимонопольного дела не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ИП <...> требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ИП <...> всех зависящих от нее мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, вина ИП <...> в нарушении п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», является  установленной.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела 02.05.2012 генеральный директор ООО «А-Тур» Юдинцева А.С. пояснила, что вывески, содержащие изображения товарных знаков ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК», размещенные в местах нахождения офисов ИП <...>, в том числе по ул. Интернациональная, д. 108 г. Сыктывкара, были демонтированы.

В материалах антимонопольного дела имеются фотографии здания, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 108, фотосъемка которого произведена сотрудниками Коми УФАС России 24.07.2012. Из указанных фотографий видно, что вывеска и рекламная конструкция, ранее размещавшиеся по данному адресу, на дату фотосъемки отсутствуют.

Комиссией установлено, что ИП <...> добровольно устранено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» и его последствия. В связи с чем, Комиссия пришла к выводу о необходимости прекращения рассмотрения дела № АН 01-03/12, возбужденного в отношении ИП <...>, и сочла нецелесообразной выдачу ИП <...> предписания. Последствия обмана и злоупотребления доверием клиентов при оказании ИП <...> туристических услуг подлежат оценке в рамках рассмотрения уголовного дела.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, ст. 4, п. 4 ч. 1 ст. 14, ст. 23, ч. 1 ст. 39,  ч. ч. 1 - 3 ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать индивидуального предпринимателя <...> нарушившей пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» в части совершения действий, выразившихся во введении в гражданский оборот на территории г. Сыктывкара туристических услуг с незаконным использованием товарных знаков, исключительное право использования которых принадлежит ООО «СЕТЬ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК», направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих ч. 3 ст. 1484 ГК РФ, ч. 2 ст. 1539 ГК РФ, п. 1 ч. 3 ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, которые могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам и нанести вред деловой репутации хозяйствующего субъекта - конкурента ООО «А-Тур».

2.  Прекратить рассмотрение дела № АН 01-03/12, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <...> по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

3. В связи с добровольным устранением нарушения пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» и его последствий, предписание индивидуальному предпринимателю <...> не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении индивидуального предпринимателя <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Связанные организации

Связанные организации не указаны