Решение №04-01/7031 Решение по внеплановой провеке от 10 августа 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми |
||
РЕШЕНИЕ |
||
06 августа 2015 года |
|
04-01/7031 |
г. Сыктывкар
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), провела внеплановую проверку соблюдения заказчиком – Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки способом электронного аукциона о закупке знаков навигационных плавучих пластиковых (буев) для нужд Федерального бюджетного учреждения «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей», извещение № 0307100005115000122 (далее – закупка, электронный аукцион, обращение)
при участии:
- <...>,
УСТАНОВИЛА:
1. Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» (далее – ФБУ «Администрация Печораводпуть», заказчик), <...>а (далее – заявитель), закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов», оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте проведения внеплановой проверки по заявлению извещены.
Оператором электронной площадки вх. от 03.08.2015 № 1940-эл. заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителя ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов».
Письмом вх. от 04.08.2015 № 1950-эл. <...>а Н.В. заявила о рассмотрении заявления в свое отсутствие из – за невозможности явки.
2. В Коми УФАС России поступило заявление <...>ой Н.В. исх. от 28.07.2015 (вх. от 30.07.2015 № 1911-эл) о возможных нарушениях заказчиком - ФБУ «Администрация Печораводпуть» требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки способом электронного аукциона о закупке знаков навигационных плавучих пластиковых (буев) для нужд Федерального бюджетного учреждения «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей».
Как указывает в заявлении <...>а Н.В., поводом к обращению послужили возможные нарушения заказчиком - ФБУ «Администрация Печораводпуть» требований Закон о контрактной системе, требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при подготовке документации электронного аукциона.
По мнению заявителя, заказчиком ничем не обусловлена потребность в том, что корпус буя должен быть цельным полым герметичным элементом (слитное исполнение надводной и подводной части), изготовленным по бесшовной технологии и без внутренних перегородок, не имеющий соединений через фланцы, болты, либо герметик, обеспечивая плавучесть буя.
В то же время права отдельных участников могут быть нарушены, так как их технологические условия могут предусматривать комбинированное изделие, состоящее из двух и более сегментов, иметь соединения через фланцы, болты, либо герметик и при этом так же соответствовать ГОСТ 26600-98.
Кроме того, по мнению заявителя в документации электронного аукциона заказчик определяет конкретные показатели (размеры) предлагаемого к поставке товара, согласно Техническому заданию расхождение с требуемыми параметрами не допускается.
Вместе с тем заявитель так же усматривает нарушения Закона о контрактной системе в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В обращении <...>а Н.В. просит при обнаружении несоответствия в действиях, бездействиях заказчика принять соответствующие меры.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки размещения заказа в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе, рассмотрев обращение, заслушав представителя заказчика пришла к нижеследующим выводам.
3.1. Заказчиком осуществления закупки явилось ФБУ «Администрация Печораводпуть».
Закупку осуществляет заказчик.
Объект закупки - поставка знаков навигационных плавучих пластиковых (буи).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3014666.76 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения.
Извещение о проведении электронного аукциона № 0307100005115000122, документация электронного аукциона о закупке знаков навигационных плавучих пластиковых (буев) для нужд Федерального бюджетного учреждения «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» (далее – документация электронного аукциона) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 16.07.2015.
3.2. В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться наряду с прочими, правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
3.3. По мнению заявителя, заказчик, установив требование о том, что корпус буя должен быть цельным полым герметичным элементом (слитное исполнение надводной и подводной части), изготовленным по бесшовной технологии и без внутренних перегородок, не имеющий соединений через фланцы, болты, либо герметик, обеспечивая плавучесть буя, ограничил количество потенциальных участников закупки.
Раздел II «Техническая часть и обоснование начальной (максимальной) цены контракта» документации электронного аукциона (далее - Техническое задание) определяет технические и иные требовании, предъявляемые к закупке.
Частью 1 «Общие положения» раздела II Технического задания документации электронного аукциона установлено, что основные параметры и размеры знаков навигационных плавучих пластиковых (буев) должны соответствовать требованиям ГОСТ 26600-98 «Знаки навигационные внутренних судоходных путей».
ГОСТ 26600-98 «Знаки навигационные внутренних судоходных путей» распространяется на береговые и плавучие навигационные знаки, применяемые на внутренних судоходных путях, устанавливает типы, основные параметры, размеры, цвет и вид раскраски навигационных знаков, а так же характер, цвет и взаимное расположение.
ГОСТ 26600-98 «Знаки навигационные внутренних судоходных путей» не устанавливают обязательных требований к корпусу буя, ограничений о том, что корпус должен быть цельным полым герметичным элементом, изготовленным по бесшовной технологии и без внутренних перегородок.
Пунктом 3 части 1 «Общие положения» раздела II Технического задания документации электронного аукциона установлено следующее требование: «учитывая опыт эксплуатации и обслуживания пластиковых буев различной модификации в Печорском бассейне, корпус буя должен быть цельным, полым, герметичным элементом (слитное исполнение надводной и подводной части), изготовленным по бесшовной технологии и без внутренних перегородок, не имеющий соединений через фланцы, болты, либо герметик, обеспечивая плавучесть буя. Толщина стенки буя должна быть не менее 12мм. На дне корпуса буя изнутри должен быть размещён и надёжно закреплён балласт для обеспечения вертикальной остойчивости буя на воде при воздействии течения, ветра и волнений. Корпус буя должен быть заполнен минимум на 2/3 пенополиуританом с минимальным коэффициентом водопоглощения, согласно расчётам, обеспечивающим его нахождение на плаву (непотопляемость) в случае пробоя корпуса».
Как пояснила представитель заказчика на заседании Комиссии Коми УФАС России, установление оспариваемого требования является потребностью заказчика.
Учитывая опыт эксплуатации и обслуживания пластиковых буев различной модификации в Печорском бассейне, данное требование установлено в целях исключения послойного разделения (разрыва) надводной и подводной части буев при значительной механической нагрузке (навал судов, перестановка знаков). Для исключения образования течи и затопления буя, что недопустимо для обеспечения безопасности судоходства, ввиду того, при температурных перепадах полиэтилен способен к деформации, что способствует нарушению герметичности во фланцевом соединении. Подводная часть корпуса буя должна быть герметичной, не имеющей соединений через фланцы, болты либо герметик, обеспечивая вертикальную устойчивость буя при воздействии течения, ветра и волнений.
Таким образом, действие заказчика – ФБУ «Администрация Печораводпуть» в части установления в документации электронного аукциона требования о том, что корпус буя должен быть цельным полым герметичным элементом (слитное исполнение надводной и подводной части), изготовленным по бесшовной технологии и без внутренних перегородок, не имеющий соединений через фланцы, болты, либо герметик не противоречит Закону о контрактной системе.
3.4. По мнению заявителя, заказчик в документации электронного аукциона (на фото, изображениях Буя) заказчик определяет конкретные показатели (размеры) предлагаемого к поставке товара, согласно Техническому заданию расхождение с требуемыми параметрами не допускается.
Техническое задание документации электронного аукциона содержит фото требуемых к поставке буев и изображение буев (буй 01 тип03 типоразмер и буй 02 тип 03 типоразмер).
Под указанным изображением есть примечание, согласно которому допускаются предельные отклонения указанных размеров по типоразмерам навигационных знаков в соответствии с таблицей 7 ГОСТ 26600-98 «Знаки навигационные внутренних судоходных путей».
Таблица 7 ГОСТ 26600-98 «Знаки навигационные внутренних судоходных путей» содержит предельные отклонения по типоразмерам указанные в сантиметрах.
Как пояснила представитель заказчика на заседании Комиссии Коми УФАС России, в Техническом задании документации электронного аукциона указаны минимальные значения параметров буев, а так же имеется ссылка на ГОСТ 26600-98 «Знаки навигационные внутренних судоходных путей».
Комиссия Коми УФАС России не усмотрела в положениях документации электронного аукциона указания на конкретные показатели размер и невозможности расхождения с требуемыми параметрами.
Таким образом, действие заказчика – ФБУ «Администрация Печораводпуть» в части установления в документации электронного аукциона оспариваемого требования не противоречит Закону о контрактной системе.
Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
Предметом электронного аукциона явилось определение поставщика для поставки знаков навигационных плавучих пластиковых (буев), а не производство указанных знаков.
Доказательств того, что установление оспариваемых характеристик требуемого к поставке товара – знаков навигационных плавучих пластиковых (буев), влечет за собой ограничение количества участников осуществления закупки на товарном рынке поставки, в том числе ограничивает право заявителя на участие в электронном аукционе, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
Комиссия Коми УФАС России не усматривает, что положения документации об электронном аукционе противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действия заказчика – ФБУ «Администрация Печораводпуть» в виде установления в документации об электронном аукционе характеристик требуемого к поставке товара, противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.
4. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении, в том числе обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 № 77 «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (далее – Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 № 77) является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
В силу пункта 4 Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 № 77 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Коми функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю осуществляет Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми.
На основании вышеизложенного, Коми УФАС России уведомляет о перенаправлении копии заявления в части доводов заявителя о нарушении заказчиком – ФБУ «Администрация Печораводпуть» требований Закона о контрактной системе при определении начальной (максимальной) цены контракта в Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми для рассмотрения по подведомственности.
5. Выводы о наличии нарушений антимонопольного законодательства, в частности Закона о защите конкуренции, могут быть сделаны комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в решении по делу о нарушении законодательства, принятом по результатам рассмотрения соответствующего дела (п. 3 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции).
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки осуществления закупки в действиях заказчика - ФБУ «Администрация Печораводпуть» нарушения требований Закона о контрактной системе не установлены.
2. Направить копии материалов заявления в Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми для рассмотрения по подведомственности.
3. Решить вопрос об обеспечении рассмотрения жалобы в части требований, основанных на нормах антимонопольного законодательства, в порядке ст. 44 Закона о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.