Решение №04-02/10144 Решение и предписание по жалобе ООО «Перспектива» от 27 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

Общество с ограниченной
ответственностью
«Перспектива»

Куйбышева ул., д. 79, комн. 64,
г. Самара, 443099

Управление Федеральной
налоговой службы по
Республике Коми

Первомайская ул., д. 53, г. Сыктывкар,
Республика Коми, 167982

Закрытое акционерное общество
«Сбербанк-Автоматизированная
система торгов»

ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

23 октября 2017 года

 

 

 

04-02/10144

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…>, председателя Комиссии; <…>, члена Комиссии; <…>, члена Комиссии ( далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – ООО «Перспектива») (вх. № 3688э. от 16.10.2017) на действия заказчика – Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее – УФНС России по Республике Коми) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Капитальный ремонт объекта: "Административное здание Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми"», извещение № 0307100000917000050 (далее - электронный аукцион, жалоба),

при участии:

<…> – представителя УФНС России по Республике Коми по доверенности от 23.102017 № 05-22/2/25;

<…> - представителя УФНС России по Республике Коми по доверенности от 23.102017 № 05-22/2/26;

<…> - представителя УФНС России по Республике Коми по доверенности от 23.102017 № 05-22/2,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. ООО «Перспектива», УФНС России по Республике Коми, закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы, отсутствие представителей ООО «Перспектива», ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. ООО «Перспектива» обжаловано действие заказчика – УФНС России по Республике Коми в части определения содержания документации о закупке с нарушением требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в виде:

- неустановления в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе дополнительных требований к участникам аукциона в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющий необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»;

- отсутствия на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) в составе документации об электронном аукционе проектно-сметной документации в полном объеме.

УФНС России по Республике Коми в отзыве от 20.10.2017 № 19-48/15274 (вх. № 5636 от 23.10.2017) на жалобу ООО «Перспектива» и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей УФНС России по Республике Коми пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось УФНС России по Республике Коми.

Объект закупки – «Капитальный ремонт объекта: "Административное здание Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми"».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 13 793 200,00 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства федерального бюджета.

Документация об электронном аукционе по определению подрядчика утверждена руководителем УФНС России по Республике Коми 29.09.2017.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0307100000917000050, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте – 01.10.2017.

4. Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с прочей информацией, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит, в том числе, требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перечень таких документов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, Постановление № 99).

В соответствии с пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 дополнительным требованием к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (корме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию <*> к пункту 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Из смысла приведенных положений Постановления № 99 во взаимосвязи с кодами 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.

Вышеуказанная позиция находит свое подтверждение в решении Верховного суда РФ от 22.08.2016 № АКПИ16-574.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки является выполнение строительных работ, включенных в код 43.33.10.000 ОКПД2 «Работы по облицовке полов и стен плитками».

Начальная (максимальная) цена контракта установлена заказчиком в размере 13 793 200,00 рублей.

Таким образом, принимая во внимание размер начальной (максимальной) цены контракта, а также вид строительных работ, включенных в код 43.33.10.000 ОКПД2, заказчик в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе должен был установить требование о наличии у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, в соответствии с пунктом 3 части 2, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Однако в нарушение пункта 3 части 2, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком требования к участникам закупки о наличии у таковых опыта работа, связанного с предметом контракта, ни в извещении о проведении электронного аукциона, ни в документации об электронном аукционе не установлено.

Таким образом, довод заявителя об отсутствии в аукционной документации заказчика требований к участникам закупки о наличии у таковых опыта работы, связанного с предметом контракта, является обоснованным.

5. ООО «Перспектива» заявлено, что заказчиком нарушены требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части неразмещения на официальном сайте в составе документации об электронном аукционе проектно-сметной документации в полном объеме.

По мнению заявителя, отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что тем самым лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.

Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки.

Согласно пункту 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как следует из пунктов 7 и 8 Информационной карты документации об электронном аукционе описание объекта закупки, информация о количестве поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, содержится в Техническом задании (раздел 3 аукционной документации) и в проекте государственного контракта (раздел 4 аукционной документации).

Рассмотрев раздел 3 аукционной документации «Техническое задание», включающего в себя помимо описания объекта закупки и приложения: «Локальный сметный расчет», «Сводный сметный расчет», «Ведомость потребных материалов», Комиссией Коми УФАС России сделан вывод о том, что в нем указаны требования к результатам работ, к качеству, техническим характеристикам работ, материалам, которые будут применяться при выполнении работ.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, проектной документацией.

Пунктом 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Вместе с тем, положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не требуют от заказчика размещения проектно-сметной документации в составе аукционной документации.

В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В этой связи, поскольку нормы Закона о контрактной системе имеют специальный предмет регулирования и направленность, спорные отношения не регулируются нормами ГК РФ и ГрК РФ.

Довод заявителя о том, что отсутствие проектно-сметной документации на официальном сайте лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение, Комиссией Коми УФАС России не может быть принят, поскольку вся необходимая информация о количестве поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, содержится в Техническом задании документации об электронном аукционе, что позволяет определить потребности заказчика, а также сформировать участником закупки предложения по исполнению контракта.

Подача двух заявок на участие в электронном аукционе подтверждает вышеуказанное.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Перспектива» в части неустановления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе дополнительных требований к участникам аукциона в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 - обоснованной, в остальной части необоснованной.
  2. Признать заказчика - УФНС России по Республике Коми нарушившим пункт 3 части 2, часть 5 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  3. В целях устранения допущенных заказчиком – УФНС России по Республике Коми нарушений пункта 3 части 2, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, существенности выявленных нарушений Закона о контрактной системе, выдать заказчику, Единой комиссии заказчика, предписание об устранении допущенных нарушений посредством отмены протокола от 17.10.2017 № 0307100000917000050-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, аннулирования электронного аукциона.
  4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.

 

 

Председатель комиссии <…>

 

Члены комиссии <…>

 

<…>


 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

Управление Федеральной
налоговой службы по
Республике Коми

 

Первомайская ул., д. 53, г. Сыктывкар,
Республика Коми, 167982

 

Общество с ограниченной
ответственностью
«Перспектива»

 

Куйбышева ул., д. 79, комн. 64,
г. Самара, 443099

 

Закрытое акционерное общество

«Сбербанк-Автоматизированная
система торгов»

 

ko@sberbank-ast.ru

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

23 октября 2017 года

 

 

 

04-02/10144

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…>, председателя Комиссии; <…>, члена Комиссии; <…>, члена Комиссии, на основании своего решения от 23.10.2017 о нарушении заказчиком – Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее – УФНС России по РК) пункта 3 части 2, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Капитальный ремонт объекта: "Административное здание Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми"», извещение № 0307100000917000050,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Заказчику – УФНС России по РК, Единой комиссии заказчика в 3-дневный срок с даты получения настоящего предписания устранить нарушения требований пункта 3 части 2, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе посредством отмены протокола от 17.10.2017 № 0307100000917000050-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, аннулирования электронного аукциона.

3. Заказчику – УФНС России по Республике Коми в 5-дневный срок с даты получения настоящего предписания представить в Коми УФАС России документы и письменную информацию, подтверждающие исполнение настоящего предписания.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

 

 

Председатель комиссии ___________ <…>

 

Члены комиссии ___________ <…>

 

____________ <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны