Решение №04-02/11371 Решение и предписание по жалобе ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» от 25 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

22 декабря 2015 года

 

 

 

04-02/11371

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…>(далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙТЕХГРУПП» (далее – ООО «СТРОЙТЕХГРУПП») вх. от 15.12.2015  № 3351эл. на действия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Красноборская средняя общеобразовательная школа" (далее – МБОУ «Красноборская СОШ») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Капитальный ремонт здания МБОУ «Красноборская СОШ», (извещение № 0307300131615000003), (далее - жалоба, закупка, электронный аукцион),

при участии:

- <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

           1. ООО «СТРОЙТЕХГРУПП», МБОУ «Красноборская СОШ», закрытое акционерное общество «Сбербанк-Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк-АСТ»)  надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.

Письмом вх. от 16.12.2015 № 3405эл. ЗАО «Сбербанк-АСТ» заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие  представителей ЗАО «Сбербанк-АСТ».

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «СТРОЙТЕХГРУПП», ЗАО «Сбербанк-АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» обжалуются  действия заказчика - МБОУ «Красноборская СОШ»:

1) в части отсутствия в контракте сведений об источнике финансирования;

2) в части отсутствия в аукционной документации видов работ, на которые требуются копия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на тот случай, если участник будет выполнять работы по объекту самостоятельно, без привлечения субподрядных организаций;

 

3) в части отсутствия  в аукционной документации требования энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ;

4) в части неуказания в проекте муниципального контракта  всех возможных значений размеров  штрафа,  предусмотренных Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 25.11.2013 № 1063,  для каждого  порогового значения цены контракта, не превышающих начальную (максимальную) цену контракта;

5) в части установления в проекте контракта фиксированного размера обеспечения исполнения контракта, без учета случая снижения начальной (максимальной) цены контракта на 25 и более процентов.

МБОУ «Красноборская СОШ» в отзыве на жалобу (вх. от 21.12.2015 № 3451эл., вх. от 22.12.2015 № 7266)  и на заседании по рассмотрению жалобы заявлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия по контролю в сфере закупок в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к следующим выводам.                                                                                                                                     

3.1. Заказчиком осуществления закупки явилось МБОУ «Красноборская СОШ».

Закупку осуществляет заказчик.

Объект закупки - «Капитальный ремонт здания МБОУ "Красноборская СОШ"».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 11 951 349,00 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства муниципального района "Ижемский".

Извещение о проведении электронного аукциона  № 0307300131615000003 (далее - извещение о проведении электронного аукциона), документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 30.11.2015.

Документация об электронном аукционе утверждена директором МБОУ «Красноборская СОШ» 27.11.2015.

  1. В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона источником финансирования являются средства бюджета муниципального района «Ижемский»

Согласно пункту 6 раздела II Информационной карты аукционной документации источником финансирования является средства бюджета муниципального района «Ижемский».

Таким образом, нарушения заказчиком статьи 42 Закона о контрактной системе, не установлено.

3.3 Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе  в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе  заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.

Согласно пункту 3 части 2, части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе  Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

По пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, наряду с прочим, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 20 Информационной карты аукционной документации были установлены требования к участникам, а именно: членство в саморегулируемой организации и наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являющихся предметом электронного аукциона, а именно:

Глава III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту

Раздел 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

Подраздел 33.3. Жилищно-гражданское строительство.

Основание: Градостроительный кодекс РФ (глава 6); приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624.

Заявитель в жалобе указывает о том, что заказчиком не указаны виды работ, на которые требуются допуски саморегулируемой организации, на тот случай, если участник будет выполнять работы самостоятельно, без привлечения субподрядных организаций.

Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

По части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 (далее - Перечень).

В извещении № 0307300131615000003 указаны преимущества к участникам, привлекающим субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, и участникам, привлекающим Социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2.3.20 Проекта контракта подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и предоставить Заказчику копии заключенных с субподрядчиками контрактов (договоров). Объем такого привлечения должен составлять 30 % от цены Контракта.

Таким образом, в действиях заказчика в части установления требования о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являющихся предметом электронного аукциона, нарушений заказчиком Закона о контрактной системе не установлено.

3.4. Как указывает в своей жалобе заявитель, Министерством экономического развития по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой были установлены требования энергетической эффективности в отношении работ, и услуг, закупка которых осуществляется для государственных и муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов, которые были закреплены в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд» (далее – Правила энергетической эффективности.).

Согласно пунктам 4-6 Правил энергетической эффективности требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении работ и услуг, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов.

Если результатом выполнения работ для государственных или муниципальных нужд является изготовление или переработка товара, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.

Если в ходе выполнения работ для государственных или муниципальных нужд в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.

В устанавливаемых требованиях энергетической эффективности указываются виды и категории товаров, работ, услуг, на которые они распространяются, дата, с которой требования вступают в силу (но не ранее 90 дней с даты их утверждения), а также один или несколько из следующих показателей:

а) значения класса (классов) энергетической эффективности товаров (при их наличии);

б) расчетные (прогнозируемые) объемы используемых энергетических ресурсов (в зависимости от характеристик товара, работы, услуги);

в) значения показателей энергетической эффективности товаров, работ, услуг;

г) характеристики, параметры товаров, работ, услуг, влияющие на объем используемых энергетических ресурсов.

Требованиями энергетической эффективности может устанавливаться запрет или ограничение на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов.

При этом требования энергетической эффективности, вводящие такие ограничения, подлежат установлению посредством определения доли указанных товаров, работ, услуг в годовом объеме государственного или муниципального заказа на соответствующий вид товаров, работ, услуг в натуральном или стоимостном выражении.

По мнению заявителя, заказчик должен был установить требования энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ.

Техническое задание, товары, подпадающие под положения Постановление Правительства № 1221 от 31.12.2009, не содержит.

Таким образом, нарушения заказчиком Закона о контрактной системе в части отсутствия в аукционной документации требования энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ, не установлено.

3.5. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

В силу части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе  контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в  контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Правила).

Пунктом 2 Правил установлено, что размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.

Пунктами 3-5 Правил определено, что размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Как следует из подпункта 6.4 пункта 6 «Ответственность сторон» проекта контракта, штрафы в размере 5 процентов цены Контракта начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом.

Как следует из подпункта 6.7 пункта 6 «Ответственность сторон»  проекта муниципального контракта раздел V документации электронного аукциона: «Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим Контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 2 процентов цены настоящего Контракта».

В данном случае заказчиком сделан расчет в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Правил, подпунктом «б» пункта 5 Правил с учетом начальной (максимальной) цены контракта – 11 951 349,00 рублей.

Установленные в подпунктах «а» - «г»  пунктов 4-5 Правил   размеры штрафа различны в зависимости от цены контракта.

По результатам электронного аукциона контракт заключается по  цене,  предлагаемой  участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта.

 Однако по результатам торгов участник закупки может предложить цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта, ниже пороговых значений, установленных подпунктом «б» пункта 4 Правил, подпунктом «б» пункта 5 Правил. 

В таком случае, штрафы за ненадлежащее исполнение поставщиком, заказчиком своих обязательств по контракту должны будут рассчитываться по  подпункту «а» пункта 4 Правил, подпункту «а» пункта 5 Правил.

Таким образом, бездействие заказчика - МБОУ «Красноборская СОШ» в части неуказания в проекте муниципального контракта всех возможных значений размеров штрафа, предусмотренных Правилами для каждого порогового значения цены контракта, не превышающих начальную (максимальную) цену контракта, противоречит требованиям частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 5 Правил.

3.6. Согласно частям 1-3, 6 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1  статьи Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3  статьи 37 Закона о контрактной системе.

К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2  статьи Закона о контрактной системе.

Обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

В соответствии с частями 1-2 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Пунктом 8.2 проекта контракта аукционной документации установлено, что обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту предоставляется на сумму 597567 (пятьсот девяносто семь тысяч пятьсот шестьдесят семь) рублей 45 копеек (5 % от начальной (максимальной) цены Контакта).

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 21.12.2015 №0307300131615000003-2 цена контракта одним из участников снижена на 25 %, другим на 25,5%. Следовательно,  контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3  статьи 37 Закона о контрактной системе

Таким образом, заказчиком установлен размер обеспечения исполнения контракта без учета части 2 статьи 37.

Таким образом, действие заказчика в части установления в проекте контракта фиксированного размера обеспечения исполнения контракта, без учета случая снижения начальной (максимальной) цены контракта на 25 и более процентов, противоречит части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Указанное действие может ввести победителя электронного аукциона в заблуждение относительно того, какой размер обеспечения исполнения контракта необходимо внести. Внесение победителем обеспечения исполнения контракта в размере 5 % начальной (максимальной) цены контракта, как указано в проекте контракта, может повлечь отказ заказчика от заключения контракта, что, в свою очередь, может повлечь направление заказчиком сведений в уполномоченный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителей).

Таким образом, допущенное нарушение является существенным.

3.7. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Статья  330 Гражданского кодекса Российской Федерации  определяет, что под неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

 В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В силу пункта 6 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.

П = (Ц - В) x С,

 где: Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки.

Размер ставки определяется по формуле: , где:  - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки.

Коэффициент К определяется по формуле: ,

где: ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

Как следует из подпункта 6.3 пункта 6 «Ответственность сторон»  проекта муниципального контракта раздел V документации электронного аукциона  Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой, действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.

Заказчиком в проекте контракта не указана формула расчета  пени за просрочку исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, тем самым  не установлен  соответствующий требованиям  Правил порядок  определения размера пени, что является нарушением  части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта  6 Правил.

Вышеуказанные нарушения являются существенными, так как в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий контракта одной из сторон контракта, может иметь место невозможность применения надлежащих мер ответственности к виновной стороне.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» на действия (бездействие) заказчика – МБОУ «Красноборская СОШ» в части неуказания в проекте муниципального контракта всех возможных значений размеров штрафа, предусмотренных Правилами для каждого порогового значения цены контракта; в части установления в проекте контракта фиксированного размера обеспечения исполнения контракта, без учета случая снижения начальной (максимальной) цены контракта на 25 и более процентов - обоснованной, в остальной части – необоснованной.

2. Признать бездействие заказчика - МБОУ «Красноборская СОШ» в части неуказания в проекте муниципального контракта  всех возможных значений размеров  штрафа,  предусмотренных Правилами для каждого  порогового значения цены контракта, не превышающих начальную (максимальную) цену контракта, противоречащим требованиям частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 5 Правил.

3. Признать действие заказчика - МБОУ «Красноборская СОШ» в части установления в проекте контракта фиксированного размера обеспечения исполнения контракта, без учета случая снижения начальной (максимальной) цены контракта на 25 и более процентов, противоречащим требованиям части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

4. По результатам проведения внеплановой проверки признать бездействие заказчика - МБОУ «Красноборская СОШ» в части неуказания формулы расчета  пени за просрочку исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, то есть неустановления соответствующего требованиям  Правил порядка  определения размера пени, противоречащим части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта  6 Правил.

5. В целях устранения допущенных заказчиком - МБОУ «Красноборская СОШ» нарушений частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 5 Правил; части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе; части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта  6 Правил,  с учетом существенности выявленных нарушений Закона о контрактной системе, стадии закупки и невозможности внесения изменений в аукционную документацию выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

6. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица заказчика.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 22 декабря 2015 года

 

 

 

04-02/11371

Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…>,

на основании своего решения от 22.12.2015 года о нарушении заказчиком - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноборская средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Красноборская СОШ») (адрес места нахождения: Республика Коми, Ижемский район, с.Краснобор, пер.Школьный, д.38), при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Капитальный ремонт здания МБОУ «Красноборская СОШ», (извещение № 0307300131615000003), требований  частей 5, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), пунктов 4, 5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом», утвержденных Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее - Правила); части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе; части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику в 3-дневный срок с даты получения настоящего предписания устранить нарушение требований частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 5 Правил; части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта  6 Правил посредством аннулирования закупки способом электронного аукциона.

 2. Аукционной комиссии МБОУ «Красноборская СОШ» в 3-дневный срок  с даты получения настоящего предписания устранить допущенное заказчиком нарушение требований частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 5 Правил; части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта  6 Правил посредством отмены протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.12.2015 №0307300131615000003-1, протокола подведения итогов электронного аукциона от 23.12.2015 №0307300131615000003-3.

3. Оператору электронной площадки - закрытому акционерному обществу «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» обеспечить возможность исполнения заказчиком - МБОУ «Красноборская СОШ», аукционной комиссией заказчика требований настоящего предписания.

4. Заказчику - МБОУ «Красноборская СОШ», аукционной комиссии заказчика в  пятидневный срок с даты получения настоящего предписания представить в Коми УФАС России документы и письменную информацию, подтверждающие исполнение настоящего предписания. 

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны