Решение №04-02/11435 Решение по жалобе индивидуального предпринимателя от 16 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

28 ноября 2016 года

 

 

 

 № 04-02/11435

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <……………> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <……………> (далее – ИП <……………>, индивидуальный предприниматель) исх. от 21.11.2016 (вх. от 21.11.2016 №5845) на действия аукционной комиссии Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №19 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Коми  (далее – ФКУ «ИК №19 УФСИН России по Республике Коми») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «закупка комбикорма свиного», извещение № 0307100018816000041 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. <……………>, ФКУ «ИК №19 УФСИН России по Республике Коми», закрытое акционерное общество «Сбербанк-Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк-АСТ») о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

Письмом исх. от 24.11.2016 №12/19/17-5874 (вх. от 25.11.2016 №3713э.) ФКУ «ИК №19 УФСИН России по Республике Коми» заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

<……………> также было заявлено ходатайство письмом исх. от 25.11.2016 (вх. от 25.11.2016 №5967) о рассмотрение жалобы в ее отсутствие.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы   отсутствие представителей <……………>, ФКУ «ИК №19 УФСИН России по Республике Коми», ЗАО «Сбербанк-АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. ИП <……………> обжалуются действия аукционной комиссии ФКУ «ИК №19 УФСИН России по Республике Коми» в части принятия решения по результатам рассмотрения вторых частей заявок участников закупки, о признании заявки на участие в электронном аукционе, поданной индивидуальным предпринимателем, несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе.

ФКУ «ИК №19 УФСИН России по Республике Коми» в отзыве на жалобу исх. от 24.11.2016 №12/19/17-5874 (вх. от 25.11.2016 №3713э.) и на заседании Комиссии Коми УФАС России  заявлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалов жалобы, заслушав представителей заявителя, заказчика, пришла к нижеследующим  выводам.

3.1. Заказчиком осуществления закупки явилось ФКУ «ИК №19 УФСИН России по Республике Коми».

Наименование объекта закупки - «закупка комбикорма свиного».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 149 484.40 руб.

Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств обязательного медицинского страхования.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0307100018816000041, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте и на сайте электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru 31.10.2016 16:44.

3.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с прочей информацией, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит, в том числе, требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

По пункту 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

По пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 4.8 раздела 4 документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

  1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии)  учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;

2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ;

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе: не предусмотрено

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

5) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 44-ФЗ, или копии этих документов – не предусмотрено;

6) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

7) декларация об отсутствии между участником электронного аукциона и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридического лица – участника электронного аукциона, либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц (в виде отдельного документа).

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 статьи 31 Закона №44-ФЗ, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

В соответствии с п. 4.3 раздела 4 документации об электронном аукционе предъявляемые участникам аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в соответствии с пунктом 1 части 1, и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона №44-ФЗ (п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Закона) - не предусмотрено.

Извещение о проведении электронного аукциона содержит информацию в соответствии с которой к участником установлены единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ). 

3.2.2. Согласно частям 1, 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

3.3. Аукционной комиссией 11.11.2016 в соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе рассмотрены вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

По результатам рассмотрения второй части заявки <……………> и документов <……………>, направленных заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, аукционной комиссией принято решение о несоответствии заявки  <……………> на участие в электронном аукционе требованиям документации об электронном аукционе, по следующим основаниям: «участник закупки не предоставил декларацию об отсутствии между участником электронного аукциона и заказчиком конфликта интересов в виде отдельного документа».

Данное решение оформлено протоколом от 11.11.2016 № 0307100018816000041 – 1 единой комиссии ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми по рассмотрению единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме № 0307100018816000041 на определение победителя, на заключение Государственного контракта на поставку комбикорма свиного для нужд ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.

В отзыве на жалобу заказчиком заявлен довод о том, что подтверждение соответствия требованию п.9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе (отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов) осуществляется, в частности, посредством подачи декларации в виде отдельного документа. Заявленный довод несостоятелен в виду следующего.

Пунктом 9 части 1 статьи 31 определено, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки в том числе, отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

Из вышеуказанной нормы следует, что Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит прямого указания на форму декларирования. Вместе с тем закон указывает на обязательность декларирования соответствия участника аукциона всем требованиям, установленным Федеральным законом N 44-ФЗ. В том случае, если участник закупки не отвечает хотя бы одному из поименованных в пунктах 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ требований, аукционная комиссия отклоняет заявку такого участника, на что также указано в пункте 2 части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ.

Исходя из положений пункта 9 части 1 статьи 31 и пункта 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, непредставление участником закупки отдельного документа с расшифровкой того, что именно понимается под отсутствием конфликта интересов, не может являться причиной отказа в допуске к участию в электронном аукционе.

Исходя из анализа второй части заявки <……………> на участие в электронном аукционе и документов, направленных заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, Комиссией Коми УФАС России установлено, что заявка  <……………> на участие в электронном аукционе соответствует требованиям документации об электронном аукционе.

В составе второй части заявки <……………>. исх. от 02.11.2016 №15 указано: «Между индивидуальным предпринимателем <……………> и заказчиком отсутствует конфликт интересов».

В декларации, представленной предпринимателем в составе заявки на участие в электронном аукционе, декларировано отсутствие конфликта интересов между участником и заказчиком закупки. Соответственно, <……………> при подаче заявки не было допущено нарушений пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, аукционной комиссией заказчика было допущено нарушение ч. 6,7 статьи 69 Закона о контрактной системе, выразившееся в принятии решения о несоответствии заявки <……………>  на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе.

4. При проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» комиссией Коми УФАС России было установлено следующее.

Заказчик в своем отзыве ссылается на неправомерный допуск первой части заявки <……………> в связи с технической ошибкой, обосновывая это тем, что участником в составе первой части заявки неуказано конкретное значение показателя «Протеин». 

Так, в пункте 1 Технического задания «Комбикорм свиной» по  показателю «Протеин» установлено значение – «минимум – 16,7% максимум – 17% на 100гр.».

В заявке <……………> по показателю «Протеин» указано: «минимум – 16,7% максимум – 17% на 100гр.».

Проанализировав документацию об электронном аукционе, было установлено, что в п. 4.8 (Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе) раздела 4 указано: «Заполнение заявки на участие в настоящем аукционе осуществляется
в соответствии с порядком, определенным регламентом функционирования электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк - АСТ» (http:// www.sberbank-ast.ru)».

   В соответствии с п. 10.5,10.8 регламента организации и проведения электронных аукционов, размещенного на официальном сайте http:// www.sberbank-ast.ru в разделе «Главная» состав заявки участника определяется требованиями действующего законодательства РФ,  документации об электронном аукционе и  извещения о проведении такого аукциона. 

При формировании (редактировании) карточки заявки на участие в электронном аукционе у пользователя участника имеется возможность выполнить следующие действия в том числе, заполнить первую часть заявки в соответствии с требованиями ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с размещенным на официальном сайте http:// www.sberbank-ast.ru в разделе «Главная» инструкцией «Организация и проведение электронного аукциона на площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» 1-я часть заявки включает:

• Согласие участника (текст автоматически создается площадкой), которое подписывается сертификатом ЭЦП при подписании всего документа.

• Характеристики товара предлагаемого к поставке, либо используемого при оказании работ (выполнение услуг), если такое требование установлено в аукционной документации.

Из приведенных документов электронной торговой площадки видно, что они содержат требования к составу первой части заявки; в части указания конкретных показателей товара содержат отсылочные нормы к аукционным документациям.

Вследствие чего комиссия Коми УФАС пришла к выводу, что у заказчика в документации отсутствует инструкция по заполнению первой части заявки, что повлекло невозможность для заявителя указания правильного значения показателя «Протеин».

В свою очередь заказчиком доказательств наличия конкретной инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе размещенной на официальном сайте http:// www.sberbank-ast.ru в адрес Коми УФАС представлено не было.

В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик должен установить  в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой  целесообразно:

1)указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установленные максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.

Оценив указанное обстоятельство, Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу, что заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, что могло иметь своим результатом неоднозначное толкование участником закупки информации о том, как правильно заполнять заявку на участие в электронном аукционе.

Бездействие заказчика в виде  неустановления в документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявки на участие в таком аукционе, противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной.

Такое нарушение в аукционной документации является существенным и не может быть устранено аукционной комиссией посредством отмены протоколов, составленных в ходе закупки.

В связи с тем, что электронный аукцион в соответствии с протоколом от 11.11.2016 № 0307100018816000041-1 признан несостоявшимся, предписание выдаче не подлежит.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать жалобу <……………> обоснованной.

   2. Признать аукционную комиссию заказчика нарушившей ч. 6,7 статьи 69 Закона о контрактной системе, в части  принятия решения о несоответствии заявки <……………> на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе.

3. Признать заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной по факту неустановления в документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявки на участие в таком аукционе.

4. С учетом стадии закупки электронного аукциона, объектом которого является закупка комбикорма свиного, извещение № 0307100018816000041 предписание об устранении выявленных нарушениях законодательства о контрактной системе не выдавать.

5. Решить вопрос о передаче  уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении  административных дел в отношении аукционной комиссии и должностного лица заказчика.

 

 Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

<……………>

Связанные организации

Связанные организации не указаны