Решение №04-02/11532 Решение по жалобе ОАО «СОГАЗ» от 11 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

11 декабря  2014 года

 

 

 

04-02/11532

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе<…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» в лице Сыктывкарского филиала (далее - ОАО «СОГАЗ», заявитель) исх. от 01.12.2014 № СГф34-1719 (вх. от 05.12.2014 № 7325) на действия заказчика - государственного учреждения Республики Коми «Автотранспортное управление здравоохранения Республики Коми» (далее - ГУ РК «Автотранспортное управление здравоохранения Республики Коми») при  осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО) (ОК-045)», извещение 0107200002714001481  (далее - открытый конкурс, жалоба),

при участии:

-   <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

ОАО «СОГАЗ», ГУ РК «Автотранспортное управление здравоохранения Республики Коми», Министерство финансов Республике Коми надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.

           ОАО «СОГАЗ» обжалуются действия заказчика - ГУ РК «Автотранспортное управление здравоохранения Республики Коми» в виде установления в конкурсной документации в составе нестоимостного критерия оценки «квалификация участника конкурса» показателя «опыт оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств: количество исполненных государственных/муниципальных контрактов и/или договоров с бюджетными учреждениями по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с заказчиками, местом нахождения которых является территория Республики Коми за период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года с ценой не менее 500 000,00 рублей (участник закупки прикладывает перечень исполненных участником закупки  государственных/муниципальных контрактов и/или договоров с бюджетными учреждениями по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с заказчиками, местом нахождения которых является территория Республики Коми за период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года с ценой не менее 500 000,00 рублей (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)».

По мнению ОАО «СОГАЗ», установление показателя «наличие опыта оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в зависимости от территории оказания услуг -  Республики Коми, ограничивает круг участников открытого конкурса, исключает конкуренцию между хозяйствующими субъектами, нарушает требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»   (далее - Закон о защите конкуренции).

ГУ РК «Автотранспортное управление здравоохранения Республики Коми» в отзыве на жалобу исх. от 09.12.2014 № 1161 (вх. от 10.12.2014 № 7449) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

Министерством финансов Республики Коми в отзыве на жалобу исх. от 09.12.2014 № 20-20/6615 (вх. от 10.12.2014 № 7442) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

2. Комиссия по контролю в сфере закупок в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей заявителя, заказчика,  уполномоченного органа пришла к следующим выводам.                                                                                                                                  

Заказчиком закупки явилось ГУ РК «Автотранспортное управление здравоохранения Республики Коми».

Уполномоченным органом закупки явилось Министерство финансов Республики Коми.

Объект закупки - Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО) (ОК-045).

Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет субсидии, поступившей из республиканского бюджета Республики Коми на выполнение государственного задания за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Конкурсная документация для предоставления участникам закупки, пожелавшим принять участие в открытом конкурсе (ОК-045) по определению исполнителя для оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельца транспортных средств (ОСАГО) (далее - конкурсная документация) утверждена начальником ГУ РК «Автотранспортное управление здравоохранения Республики Коми».

Извещение №  0107200002714001481 о проведении открытого конкурса, конкурсная документация размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт)  14.11.2014.

3. В соответствии с частями 1, 3 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.

В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе критерий «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

В соответствии с частями 4, 5 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.

В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).

По абзацу 2 подпункта «б» пункта 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке наряду с прочими критерии оценки,  характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки, в том числе критерий «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

По пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

По пункту 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.

По пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

По абзацам 1, 2, 3 пункта 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

Пунктом 30 раздела 2 «Информационная карта» конкурсной документации            (далее - Информационная карта) установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев:

№ п/п

Наименование критериев оценки заявок

на участие в конкурсе

(предмет оценки и показатель по критерию)

Значимость критериев оценки для определения победителей по каждому критерию оценки, в %

Коэф-фици-ент значи-мости крите-рия оценки

Стоимостные критерии оценки

1.

Цена договора (в соответствии с Указаниями Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их  применения  страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельцев транспортных средств) (рублей).

80

0,80

Нестоимостные критерии оценки

2.

Квалификация участника конкурса:

2.1) количество представителей страховщика в городе Сыктывкаре, выполняющих в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и (или) прямом возмещении убытков, а также по их осуществлению;

2.2) опыт оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств: количество исполненных государственных/муниципальных контрактов и/или договоров с бюджетными учреждениями по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с заказчиками, местом нахождения которых является территория Республики Коми за период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года с ценой не менее 500 000,00 рублей (участник закупки прикладывает перечень исполненных участником закупки  государственных/муниципальных контрактов и/или договоров с бюджетными учреждениями по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с заказчиками, местом нахождения которых является территория Республики Коми за период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года с ценой не менее 500 000,00 рублей (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней));

2.3) количество закрепленных сотрудников Страховщика за Страхователем;

2.4) количество представителей страховой организации  (аварийных комиссаров) бесплатно и круглосуточно выезжающих на место ДТП;

2.5) общая сумма страховых премий, полученных страховой организацией по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по Российской Федерации за 2013 год (участник закупки прикладывает копию формы статистической отчетности №1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховщика» за январь-декабрь 2013 года).

20

0,20

Итого:

100

1

 

Показатель  № 2.2 нестоимостного критерия № 2 оценки «квалификация участника конкурса»: «опыт оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств: количество исполненных государственных/муниципальных контрактов и/или договоров с бюджетными учреждениями по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с заказчиками, местом нахождения которых является территория Республики Коми за период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года с ценой не менее 500 000,00 рублей  (далее - показатель № 2.2) связан с предметом контракта - «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств» и установлен  заказчиком  в соответствии с его потребностью.

Подпунктом 2 пункта 30 Информационной карты предусмотрены показатели, по которым определяется рейтинг, присуждаемый по критерию  № 2 «Квалификация участника конкурса» (значимость критерия - 20%):

 

 

№ показателя

Наименование показателя

Значи-мость пока-за-теля, %

Коэффициент зна-чимости

2.1.

количество представителей страховщика в городе Сыктывкаре, выполняющих в предусмотренных гражданс-ким законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и (или) прямом возмещении убытков, а также по их осуществлению.

5

0,05

2.2.

опыт оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств: количество  государственных/муниципальных конт-рактов и/или договоров с бюджетными учреждениями по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с заказчиками, местом нахождения которых является территория Республики Коми за период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года с ценой не менее 500 000,00 рублей (участник закупки прикладывает перечень исполненных участником закупки  государственных/муниципальных контрактов и/или договоров с бюджетными учреждениями по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с заказчиками, местом нахождения которых является территория Республики Коми за период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года с ценой не менее 500 000,00 рублей (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)).

50

0,5

2.3.

количество закрепленных сотрудников Страховщика за Страхователем.

5

0,05

2.4.

количество представителей страховой организации  (аварийных комиссаров) бесплатно и круглосуточно выезжающих на место ДТП

5

0,05

2.5.

общая сумма страховых премий, полученных страховой организацией по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по Российской Федерации за 2013 год, в млн. руб. (участник закупки прикладывает копию формы статистической отчетности №1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховщика» за январь-декабрь 2013 года).

35

0,35

Итого:

100

1

 

Рейтинг по критерию № 2 «Квалификация участника конкурса» является суммой баллов, присуждаемых заявке по каждому показателю 2.1.-2.5. данного критерия.

Максимальная значимость показателя № 2.2 составляет 50% при общей значимости всех показателей критерия оценки «Квалификация участника конкурса» 100%.

Согласно части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе  участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.

Пунктом 31 «Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе» Информационной карты определено, что заявка на участие в конкурсе может содержать сведения об опыте оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств: количество  государственных/муниципальных контрактов и/или договоров с бюджетными учреждениями по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с заказчиками, местом нахождения которых является территория Республики Коми за период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года с ценой не менее 500 000,00 рублей (участник закупки прикладывает перечень исполненных участником закупки государственных/муниципальных контрактов и/или договоров с бюджетными учреждениями по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с заказчиками, местом нахождения которых является территория Республики Коми за период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года с ценой не менее 500 000,00 рублей (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)) (предоставляются по форме раздела VIII конкурсной документации).

Следовательно, предоставление сведений о наличии опыта оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств: количество  государственных/муниципальных контрактов и/или договоров с бюджетными учреждениями по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с заказчиками, местом нахождения которых является территория Республики Коми за период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года с ценой не менее 500 000,00 рублей, является правом участника закупки.

По протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронного документа заявкам на участие в отрытом конкурсе от 08.12.2014 № ПВК-1 по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подано три заявки.

Из материалов жалобы в действиях заказчика - ГУ РК «Автотранспортное управление здравоохранения Республики Коми» в виде установления в конкурсной документации в составе нестоимостного критерия оценки «квалификация участника конкурса» показателя № 2.2 не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в действиях заказчика - ГУ РК «Автотранспортное управление здравоохранения Республики Коми» в виде установления в составе нестоимостного критерия оценки «квалификация участника конкурса» показателя «наличие опыта оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств…» в зависимости от территории оказания услуг -  Республики Коми, усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу в части требований, основанных на нормах законодательства о контрактной системе, необоснованной.

2. Решить вопрос об обеспечении рассмотрения жалобы в части требований, основанных на нормах антимонопольного законодательства, в порядке статьи 44 Закона о защите конкуренции.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны