Решение №04-02/1921 Решение по жалобе ЗАО «ДЭНАС МС» от 9 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

02 марта  2016 года

 

 

 

04-02/1921

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу закрытого  акционерного общества  «ДЭНАС МС» (далее – ЗАО «ДЭНАС МС») исх. от  24.02.2016 (вх. от 24.02.2016 № 546 эл.) на действия заказчика – Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми  (далее – ГУ РО ФСС РФ по РК) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка инвалидам электронных ручных видеоувеличителей (ЭРВУ)», извещение № 0207100000616000076   (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),

при участии:

- <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. ЗАО «ДЭНАС МС» (далее – заявитель), ГУ РО ФСС РФ по РК, общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» (далее – ООО «РТС-тендер»,  оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.

ЗАО «ДЭНАС МС» письмом вх. от  26.02.2016 № 608 эл) просит  рассмотреть жалобу  в отсутствие своего представителя.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ЗАО «ДЭНАС МС», ООО «РТС-тендер» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. ЗАО «ДЭНАС МС» обжалуются действия заказчика  в части установления в документации электронного аукциона  требования к габаритным размерам  электронных  ручных видеоувеличителей  не более 135 x 76 x 30 (мм).

По мнению заявителя ни один из электронных  ручных видеоувеличителей  не подходит под требования заказчика о наличии размеров устройств.

В целях соблюдения принципа  обеспечения конкуренции  и недопущения  заказчиком ограничения количества участников закупки заявителем в адрес заказчика направлен запрос о внесении  изменений  в  описание объекта закупки в части указания иных  максимальных значений габаритных размеров  электронных  ручных видеоувеличителей.

Ответ на запрос был представлен  не от имени заказчика, а от имени  Государственного учреждения – Архангельского  регионального отделения Фонда социального страхования  Российской Федерации, что, по мнению заявителя, вызвало удивление.

Заявителем повторно направлен запрос заказчику с просьбой разъяснить, какие  конкретно  модели  электронных  ручных видеоувеличителей подходят под требования  заказчика, кроме того  почему на запрос дан ответ Государственным учреждением – Архангельского  регионального отделения Фонда социального страхования  Российской Федерации.

Как указывает заявитель в жалобе,  внятного ответа  по существу вопроса не поступило.

По  мнению ЗАО «ДЭНАС МС»,  указанные выше обстоятельства  нарушают принцип обеспечения конкуренции, установленный  статьей 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

 ГУ РО ФСС РФ по РК в отзыве на жалобу   исх. № 11-19/1115-1004 от 01.03.2016  (вх. № 1013 от 01.03.2016) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, заслушав представителей ГУ РО ФСС РФ по РК, пришла к нижеследующим  выводам.

 Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона  явилось ГУ РО ФСС РФ по РК.

Закупку осуществляет заказчик.

Наименование объекта закупки – Поставка инвалидам электронных ручных видеоувеличителей (ЭРВУ).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 630 612.50 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства федерального бюджета, переданные Фонду социального страхования Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0207100000616000076, документация  электронного аукциона «Поставка инвалидам электронных ручных видеоувеличителей (ЭРВУ)» (далее – документация электронного аукциона) размещены на официальном сайте Единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), на электронной торговой площадке -17.02.2016.

3.1. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

Статьей 64 Закона о контрактной системе установлены требования к документации электронного аукциона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наряду с прочей информацией наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Приложением № 2  к документации электронного аукциона определено Техническое задание (далее - Техническое задание), которое  содержит описание объекта закупки.

Техническое задание определяет требования к поставляемому  товару - электронному ручному видеоувеличителю (ЭРВУ), в том числе по пункту 2.8  Технического задания  необходим размер  устройства не более 135 x 76 x 30 (мм).

Техническое задание содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

При описании объекта закупки заказчиком использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся характеристик объекта закупки.

Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.

Как следует из устных пояснений представителей заказчика на заседании Комиссии по контролю в сфере закупок, из письменных пояснений, представленных письмом исх. № 11-19/1115-1004 от 01.03.2016  (вх. № 1013 от 01.03.2016), при формировании технического задания заказчик исходил из собственных потребностей.

Указание оспариваемого требования  связано с тем, что электронный ручной видеоувеличитель (ЭРВУ) должен быть удобен в использовании инвалидами.

 Ранее электронные ручные видеоувеличители указанных размеров уже закупались для использования инвалидами, удобны в использовании, инвалиды остались довольны.

На заседании Комиссии по контролю в сфере закупок установлено, что предусмотренные документацией об электронном аукционе характеристики требуемого к поставке товара, в том числе установление такого требования, как  размер  устройства не более 135 x 76 x 30 (мм),  обусловлены потребностями заказчика.

Кроме того, как следует из устных пояснений представителей заказчика на заседании Комиссии по контролю в сфере закупок, до проведения электронного аукциона  был проведен  комплекс мер по изучению  рынка электронных ручных видеоувеличителей (ЭРВУ) на территории  Российской Федерации, а так же за ее пределами.

В результате изучения рынка  как  минимум   2 производителя  подходят  под  технические характеристики, указанные заказчиком:  электронный ручной видеоувеличитель со встроенным дисплеем «TOR» производитель -   WALCOM INTL INDUSTRY LTD;  электронный ручной видеоувеличитель BIGGER B1-35TV.

На заседании Комиссии по контролю в сфере закупок установлено следующее.

В соответствии с протоколом  рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.03.2016 №0207100000616000076-1 на участие в электронном аукционе подано 9 заявок от участников закупки. Все допущены к участию  в электронном аукционе.

Из анализа представленных в адрес Коми УФАС России первых частей заявок участников закупки следует, что участники закупки к поставке предлагают   следующие электронные ручные видеоувеличители:  BIGGER B1-35T, «TOR» производитель -   WALCOM INTL INDUSTRY LTD, «ВИЗОР» модель «ЭРВУ  Визор-1» производитель  ООО «Круст»,  «ОПТИМУС» производитель ООО «СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ», Butterfly производитель Zoomax Technology Co. Limited.

Таким образом, под  оспариваемые характеристики «размер  устройства» установленные заказчиком подходят несколько производителей электронных ручных видеоувеличителей.

Предметом электронного аукциона явилось определение поставщика для  поставки электронных ручных видеоувеличителей, а не их производство.

Доказательств того, что установление оспариваемых характеристик требуемого к поставке товара – электронных ручных видеоувеличителей: «размер  устройства не более 135 x 76 x 30 (мм)», влечет за собой ограничение количества участников осуществления закупки на товарном рынке поставки, в том числе ограничивает право заявителя на участие в электронном аукционе, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

Комиссия Коми УФАС России не усматривает, что положения документации об электронном аукционе противоречат пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.

Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика – ГУ РО ФСС РФ по РК в виде установления в документации об электронном аукционе характеристик требуемого к поставке товара, противоречит пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивает количество участников осуществления закупки.

3.2.  В силу частей 3-6 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Из материалов жалобы следует, что заказчику – ГУ РО ФСС РФ по РК от оператора электронной площадки поступил запрос № 1 о разъяснении положений документации об электронном аукционе, в котором заявитель сообщает, что ни один электронный ручной видеоувеличитель, представленный на рынке, не подходит  под требования заказчика о  наличии размеров устройства «не более 135 x 76 x 30 (мм)».

В целях соблюдения принципа обеспечения конкуренции и недопушения заказчиком  ограничения количества участников закупки просит внести  изменения  в описание объекта закупки в части указания максимальных значений  габаритных размеров электронного ручного видеоувеличителя не более 160*84*36 мм.

   Заказчиком – ГУ РО ФСС РФ по РК разъяснения положений документации об электронном аукционе от 20.02.2016 № РД1 размещены на официальном сайте в законодательно установленный срок, с указанием предмета запроса, следующего содержания: заказчиком  проведен мониторинг   рынка  поставляемых электронных ручных видеоувеличителей и выявлены модели подходящие  под размеры, указанные  в документации электронного аукциона «не более 135 x 76 x 30 (мм)».

Разъяснения положений документации об электронном аукционе не изменяют ее суть.

Как указывает в жалобе заявитель, данный ответ  был представлен  не от имени заказчика, а от имени Государственного  учреждения – Архангельского  регионального отделения  Фонда  социального страхования  Российской Федерации, что  вызвало удивление заявителя.

Заказчику – ГУ РО ФСС РФ по РК от оператора электронной площадки поступил запрос № 2 о разъяснении положений документации об электронном аукционе, в котором заявителем просит разъяснить, какие  конкретно модели электронных ручных видеоувеличителей соответствуют требованиям  заказчика - «не более 135 x 76 x 30 (мм)».

Кроме того,  просит дать разъяснение, почему на  запрос заявителя, адресованный заказчику - ГУ РО ФСС РФ по РК, отвечает другой субъект, а именно  Государственное  учреждение – Архангельского  регионального отделения  Фонда  социального страхования  Российской Федерации.

   Заказчиком – ГУ РО ФСС РФ по РК разъяснения положений документации об электронном аукционе от 20.02.2016 № РД2 размещены на официальном сайте в законодательно установленный срок, с указанием предмета запроса. В указанном ответе на запрос заказчиком  продублирован ответ на первый запрос.

 Как пояснил представитель заказчика на заседании Комиссии Коми УФАС России,  вопрос заявителя о бланке, на котором  было дано  разъяснение,  не касается  документации электронного аукциона, не касается закупки в целом.

Ввиду интенсивной переписки, проводимой  профильными  отделами с Региональными  отделениями Фонда социального страхования,  исполнителем,  давшим ответ на запрос, был ошибочно использован  бланк Государственного  учреждения – Архангельского  регионального отделения  Фонда  социального страхования  Российской Федерации, что никак не повлияло на  содержание  разъяснений, на их информативную составляющую, интересующую заявителя, и не могло нарушать принцип конкуренции, установленный  статьей 8 Закона о контрактной системе.

Комиссия Коми УФАС России,  исследовав  оспариваемый запрос  о разъяснении положений документации электронного аукциона, приходит к следующим выводам.

Из совокупного содержания  указанного разъяснения положений документации электронного аукциона следует, что оно касается  вопросов относительно  закупки  электронных ручных видеоувеличителей для нужд  ГУ РО ФСС РФ по РК.

Ответы на запросы исходили от заказчика - ГУ РО ФСС РФ по РК, подписаны  заместителем управляющего ГУ РО ФСС РФ по РК – Молчановым В.А.

С учетом требований статьи 65 Закона о контрактной системе ответы на запросы направляет заказчик, предварительно получив от оператора электронной площадки запрос участника закупки.

Следовательно, дать ответ на запрос заявителя другой заказчик, в том числе  Государственное  учреждение – Архангельского  регионального отделения  Фонда  социального страхования  Российской Федерации, не мог.

Ответы  заказчиком  на разъяснения положений документации электронного аукциона даны в законодательно установленные сроки с соблюдением  требований, в том числе частей 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.

Частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе  обязанность заказчика по внесению изменений в документацию об электронном аукционе в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе не установлена.

Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика – ГУ РО ФСС РФ по РК в виде  дачи разъяснений положений документации об электронном аукционе  на бланке иного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации противоречит Закону о контрактной системе, в том числе  статье 8 Закона о контрактной системе.

 

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать жалобу ЗАО «ДЭНАС МС» необоснованной.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны