Решение №04-02/2242 Решение по жалобе ООО «МРМ» от 2 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Заявитель:

Общество с ограниченной

ответственностью «МРМ»

 

Изумрудный городок ул., д.1, кв.53а,

г. Бердск, Новосибирская область, 633011

 

Заказчик:

Государственное бюджетное учреждение

Здравоохранения Республики Коми

«КРКБ»

 

Пушкина ул., д.114, г. Сыктывкар, 167004

 

Участник электронного аукциона:

Общество с ограниченной

ответственностью «АНКОМ»

 

Димитрова ул., д.44/2, г. Сыктывкар, 167000

 

 

Оператор электронной торговой площадки:

Закрытое акционерное общество

«Сбербанк – Автоматизированная

система торгов»

 

ko@sberbank-ast.ru

РЕШЕНИЕ

 

27 марта 2018 года

 

 

 

№ 04-02/2242

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…………………..> (далее – ООО «МРМ», заявитель) от 20.03.2018 №162/1 (вх. № 946-э от 20.03.2018) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «КРКБ» (далее - ГБУЗ РК «КРКБ», заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходного материала для отделений оториноларингологии и челюстно-лицевой хирургии ГБУЗ РК «КРКБ» (ЭА-100к), извещение № 0307200022418000115 (далее – закупка, электронный аукцион, жалоба),

при участии:

- <…………………..>, представителя ГБУЗ РК «<…………………..>», по доверенности;

- <…………………..>, <…………………..>, представителей ООО «<…………………..>», по доверенностям <…………………..>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. ООО «МРМ», ГБУЗ РК «КРКБ», закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.

ООО «Анком», являвшееся участником оспариваемой закупки, письмом от 26.03.2018 №74 (вх. от 27.03.2018 № 1503) заявлено ходатайство о возможности присутствия на заседании Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «МРМ» своих представителей, поскольку данной жалобой затрагиваются права и законные интересы общества.

Коми УФАС России заявленное ООО «Анком», ходатайство удовлетворено.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы, отсутствие представителей ООО «МРМ», ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

ООО «МРМ» обжалуются положения документации об электронном аукционе.

Заявитель считает, что в пункте 16 раздела II «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» документации об электронном аукционе (далее – техническое задание) заказчиком запрашивается «Гемостатический материал», характеристикам которого соответствует исключительно материал HaemoCerPLUS производителя БоиЦер Энтвиклангс ГмбХ, Германия, при заявленной совокупности уникальных характеристик.

Заявителем уточнено, что данная позиция является уникальной (блокирующей) и ограничивающей возможность принятия участия в данной закупке любых желающих поставщиков или производителей, что является нарушением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе)

ГБУЗ РК «КРКБ» в отзыве на жалобу ООО «МРМ» от 23.03.2018 № 01-05/937 (вх. № 1442 от 26.03.2018) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителя заказчика, представителей ООО «АНКОМ» пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось - ГБУЗ РК «КРКБ».

Наименование объекта закупки – «Поставка расходного материала для отделений оториноларингологии и челюстно-лицевой хирургии ГБУЗ РК «КРКБ» (ЭА-100к)».

Начальная (максимальная) цена контракта составила – 888 688.00 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет: - средств Фонда обязательного медицинского страхования.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0307200022418000115, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 13.03.2018.

2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Подпунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

- описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как установлено Комиссией Коми УФАС России заказчиком осуществлялась закупка на поставку изделий медицинского назначения. Оспариваемая заявителем позиция «Гемостатический материал» также является изделием медицинского назначения.

Заказчиком в Техническом задании, по оспариваемой заявителем позиции, установлено следующее требование (кроме прочих):

№ п/п

Наименование товара

Характеристика товара

Ед. изм.

Кол-во

16

Гемостатический материал

Гемостатический материал. Гемостатический порошок растительного происхождения из очищенного растительного крахмала. Система в виде вспомогательного гемостатического агента, используемого при хирургических вмешательствах с целью остановки кровотечений из капиллярных, венозных и артериальных сосудов. Порошок не содержит компонентов животного или человеческого происхождения. Образующая желеобразная матрица предупреждает повторное кровотечение. Размер* частиц не менее 40 мкм. Биосовместимый гемостатический материал, не вызывает повышение температуры. Состав: 1. гофрофлакон из полиэтилена с порошком гемостатического агента массой 2,0 г - 1 шт; 2. запорный колпачок из полипропилена - 1 шт; 3. аппликатор - 1 шт. Абсорбционная способность* не менее 45 г воды на 1 г крахмала. Индивидуальная стерильная упаковка. Количество* не менее 5 штук в упаковке.

упак

1

Согласно доводам заявителя, при установленной в аукционной документации совокупности уникальных характеристик которым соответствует только материал HaemoCerPLUS производителя «БоиЦер Энтвиклангс ГмбХ», Германия, заказчиком, по мнению заявителя, нарушаются требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также принцип обеспечения конкуренции.

Комиссия Коми УФАС России, изучив документацию об электронном аукционе, пришла к нижеследующим выводам.

Указание заказчиком характеристик и показателей товара, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.

При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования товара, являющегося объектом закупки.

По письменной информации ГБУЗ РК «КРКБ», а также устным пояснениям представителя заказчика, данным в ходе рассмотрения жалобы, при формировании характеристик товара, требуемого к поставке, заказчик исходил из собственных потребностей в соответствии со спецификой своей деятельности. Все параметры, указанные в описании объекта закупки, являются существенными для заказчика и влияют на функциональные свойства препарата.

Так, например, потребность в гемостатическом материале с характеристиками, указанными в Техническом задании обусловлена с учетом микрохирургической техники нейрохирургических вмешательств, операций лор-органов и челюстно-лицевой зоне, поскольку применение иного гемостатического материала невозможно вследствие его большого объема, что может повлиять на проведение сложных операционных вмешательств.

Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

Аналогичная позиция отображена в Письме Минэкономразвития России от 24.04.2017 № ОГ-Д28-5247, согласно которому при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Объектом закупки является поставка расходного материала (изделий медицинского назначения), в том числе спорного гемостатического материала, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.

В доказательство сказанного заказчиком в материалы жалобы представлены регистрационные удостоверения, свидетельствующие о наличии на рынке ряда гомеостатических материалов в виде пудры (порошка).

По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые, или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, «основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Достаточных доказательств того, что установление оспариваемых характеристик к товару влечет за собой ограничение количества участников закупки на товарном рынке поставки, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, заявителем не был доказан факт нарушения прав и законных интересов участников закупки рассматриваемыми положениями документации. Заявителем в подтверждение своих доводов каких-либо доказательств, не представлено.

На участие в электронном аукционе подана одна заявка, которая по решению аукционной комиссии допущена к участию в закупке, что отраженно в протоколе от 22.03.2018 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе «На поставку расходного материала для отделений оториноларингологии и челюстно-лицевой хирургии ГБУЗ РК «КРКБ» (ЭА-100к)» (№ извещения 0307200022418000115).

Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что документация об электронном аукционе соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.

Таким образом, у Комиссии отсутствуют основания полагать, что действие заказчика – ГБУЗ РК «КРКБ» в части установления в документации об электронном аукционе оспариваемых характеристик к товару (позиция 16 Технического задания- Гемостатический материал) противоречит пункту 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, ст.8 Закона о контрактной системе.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «МРМ» необоснованной.

 

<…………………..>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны