Решение №04-02/259 Решение по жалобе ООО «Джодас Экспоим» от 18 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

14 января 2016 года

 

 

 

04-02/259

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Джодас Экспоим» (далее - ООО «Джодас Экспоим», заявитель) исх. от 31.12.2015               № 726 (вх. от 31.12.2015 № 3569эл) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Коми республиканская больница» (далее - ГБУЗ РК «Коми республиканская больница») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «На поставку лекарственного средства «Цефоперазон+сульбактам» для нужд ГБУЗ РК «Коми республиканская больница» (ЭА-462к)», извещение  № 0307200022415000391 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),

при участии <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. ООО «Джодас Экспоим», ГБУЗ РК «Коми республиканская больница», закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.

ЗАО «Сбербанк - АСТ» исх. от 13.01.2016 (вх. от 13.01.2016 № 67эл)  заявлено о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «Джодас Экспоим», ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. ООО «Джодас Экспоим» обжалуются действия заказчика -  ГБУЗ РК «Коми республиканская больница» в части включения в описание объекта закупки  характеристики требуемого к поставке  товара - «дозировка 1,5+1,5», соответствующей, по мнению заявителя, единственному препарату торгового наименования «Сульмовер» производства «Сучжоу Данрайс Фармасьютикал Ко., Лтд.» Китай, реализация которого на территории Российской Федерации не осуществляется, что влечет ограничение количества участников закупки и не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ГБУЗ РК «Коми республиканская больница» в отзыве на жалобу исх. № 01-05/57  от 13.01.2016 (вх. № 99 от 13.01.2016) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителя ГБУЗ РК «Коми республиканская больница», пришла к нижеследующим  выводам.

 Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона  явилось ГБУЗ РК «Коми республиканская больница».

Объект закупки - «На поставку лекарственного средства «Цефоперазон+сульбактам».

Начальная (максимальная) цена договора составила 248 829,70 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств ФОМС.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0307200022415000391, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ»  www.sberbank-ast.ru  29.12.2015.

4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 1  части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наряду с прочей информацией наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

По пунктам 1, 6 части 1, части 2  статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

- документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Раздел III «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) содержит описание объекта закупки:

п/п

МНН

Форма выпуска, дозировка, упаковка, фасовка и другие характеристики

Ед. изм.

Кол-во

1

Цефоперазон+

сульбактам

Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1,5+1,5 г - флаконы

шт

530

По письменной информации ГБУЗ РК «Коми республиканская больница» исх. от 13.01.2016 № 01-05/57 (вх. от 13.01.2016 № 99) при формировании характеристик товара, требуемого к поставке, заказчик исходил из собственных потребностей с учетом специфики деятельности.

Согласно устным пояснениям представителя заказчика - ГБУЗ РК «Коми республиканская больница», данным в ходе рассмотрения жалобы, включение в описание объекта закупки  характеристики требуемого к поставке  товара - «дозировка 1,5+1,5», являющейся терапевтически значимой для заказчика,  обусловлено категорией пациентов, для которых закупается данный лекарственный препарат, тем, что использование иных дозировок лекарственного препарата приведет к увеличению инъекций (что неблагоприятно для здоровья пациентов), к увеличению затрат на расходные материалы (шприцы, иглы, перчатки) и времени работы медицинского персонала (что нежелательно в условиях интенсивной работы).

При этом, как указывает представитель заказчика, описание объекта закупки полностью соответствует требованиям части 6 статьи 33 Закона о контрактной системе, предписывающим размещение препаратов с уникальной дозировкой в виде отдельного лота.

Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки содержит указание на международное непатентованное наименование лекарственного препарата  - «цефоперазон+сульбактам».

Согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на сайте Минздравсоцразвития России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://grls.rosminzdrav.ru  по лекарственному препарату  с МНН «Цефоперазон+Сульбактам» в указанной дозировке зарегистрирован единственный лекарственный препарат с торговым наименованием «Сульмовер» производства «Сучжоу Данрайс Фармасьютикал Ко., Лтд.», Китай (регистрационный номер ЛП-000972).

Довод жалобы о том, что реализация лекарственного препарата «Сульмовер» производства «Сучжоу Данрайс Фармасьютикал Ко., Лтд.» Китай, который соответствует описанию объекта закупки, не осуществляется с 2014 года, поскольку по инструкции медицинского применения указанного лекарственного препарата на территории Российской Федерации его реализацию осуществляет ЗАО «Институт Здоровья», признанное решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.06.2014 по делу № А45-9463/2014 несостоятельным (банкротом), не может быть принят во внимание, поскольку банкротство ООО «Институт здоровья» не свидетельствует об отсутствии лекарственного препарата на российском фармацевтическом рынке, так как данный препарат может иметься в наличии у дистрибьюторов, о чем свидетельствует, в том числе, допуск по результатам рассмотрения первой части заявки одного  участника электронного аукциона к участию в нем (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.01.2016 № 0307200022415000391-1).  

Доводы жалобы о том, что установление оспариваемых характеристик товара влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.

По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя

   Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Достаточных доказательств того, что установление оспариваемых характеристик к  товару влечет за собой ограничение количества участников закупки на товарном рынке поставки, в том числе ограничивающих право ООО «Джодас Экспоим» на участие в электронном аукционе в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

Комиссия Коми УФАС России не усматривает, что положения документации об электронном аукционе противоречат статье 8, пункту 1 части 1 статьи 64, статье 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.

Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - ГБУЗ РК «Коми республиканская больница» в части установления в документации об электронном аукционе оспариваемых требований к товару, противоречит статье 8, пункту 1 части 1 статьи 64, статье 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.

5. По результатам проведения Комиссией Коми УФАС России внеплановой проверки закупки установлено следующее.

5.1. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

По пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе  при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование, что участник закупки не является офшорной компанией.

Единые требования к участникам закупки определены частью 2 пункта 2 раздела 1 документации об электронном аукционе.

Вместе с тем, часть 2 пункта 2 раздела 1 документации об электронном аукционе в числе единых требований к участникам закупки не установлено требование, что участник закупки не является офшорной компанией.

Бездействие заказчика - ГБУЗ РК «Коми республиканская больница» в части неустановления в документации об электронном аукционе в числе единых требований к участникам закупки требования, что участник закупки не является офшорной компанией, противоречит части 3 статьи 64, пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

5.2. Согласно частям 1-3, 6 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1  статьи Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3  статьи 37 Закона о контрактной системе.

 

 

К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2  статьи Закона о контрактной системе.

 

Обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

В соответствии с частями 1-2 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Подпунктом 8.1 пункта 8 проекта договора, являющегося разделом V документации об электронном аукционе, установлено, что размер обеспечения исполнения договора составляет 12 441,49 рублей.

Таким образом, заказчиком установлен размер обеспечения исполнения договора без учета части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Действие заказчика - ГБУЗ РК «Коми республиканская больница» в части установления в проекте договора фиксированного размера обеспечения исполнения договора, без учета случая снижения начальной (максимальной) цены договора на 25 и более процентов, противоречит части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Джодас Экспоим» в части требований, основанных на нормах Закона о контрактной системе, необоснованной.

2. По результатам  проведения внеплановой проверки закупки признать бездействие заказчика - ГБУЗ РК «Коми республиканская больница» в части неустановления в документации об электронном аукционе в числе единых требований к участникам закупки требования, что участник закупки не является офшорной компанией, противоречащим части 3 статьи 64, пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. По результатам   проведения внеплановой проверки закупки признать действие заказчика - ГБУЗ РК «Коми республиканская больница» в части установления в проекте договора фиксированного размера обеспечения исполнения договора, без учета случая снижения начальной (максимальной) цены договора на 25 и более процентов, противоречащим части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

4. С учетом стадии закупки, невозможности внесения изменений в документацию об электронном аукционе,  в связи с истечением срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, заказчику - ГБУЗ РК «Коми республиканская больница» предписание об устранении допущенных нарушений части 3 статьи 64, пункта 10 части 1 статьи 31, части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе не выдавать.

5. Решить вопрос о передаче  уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении  административного дела в отношении должностного лица заказчика.

6. Решить вопрос об обеспечении рассмотрения жалобы в части требований, основанных на нормах антимонопольного законодательства, в порядке статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны