Решение №04-02/3439 Решение по жалобе СОАО «ВСК» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

18 апреля 2013 года

№ 04-02/3439

Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере размещения заказов в составе: <…> (далее – Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу страхового открытого акционерного общества «ВСК» в лице Сыктывкарского филиала вх. от 11.04.2013 № 1967 на действия комиссии Министерства внутренних дел по Республике Коми при размещении заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств по автотранспорту Министерства внутренних дел по Республике Коми (заказ № 0107100003513000044), далее – жалоба, СОАО «ВСК» или заявитель, заказ, открытый аукцион в электронной форме,

при участии:

- <…> – представителя СОАО «ВСК» (по доверенности от 15.12.2012),

- <…> – представителя общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (по доверенности от 30.08.2012),

- <…> – представителя Министерства внутренних дел по Республике Коми (по доверенности от 17.04.2013),

- <…> – представителя Министерства внутренних дел по Республике Коми (по доверенности от 17.04.2013),

УСТАНОВИЛА:

1. Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Коми» извещено о времени и месте рассмотрения жалобы.

На рассмотрении жалобы представитель вышеуказанного общества отсутствует, что с учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы не препятствует ее рассмотрению по существу.

2. В Коми УФАС России поступила жалоба СОАО «ВСК».

В жалобе указано, согласно протоколу № 0107100003513000044-П2 от 04.04.2013 на участие в открытом конкурсе допущены следующие участники: общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (далее - ООО «Росгосстрах»), открытое акционерное общество «СОГАЗ» (далее - ОАО «СОГАЗ»).

На основании п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) и подп. 3 п. 2.6 конкурсной документации ОАО «ВСК» отказано в допуске к участию в открытом конкурсе в связи с тем, что указанная в заявке цена превышает начальную (максимальную) цену контракта.

По мнению заявителя, при наличии исходных данных по транспортным средствам заказчика цена контракта у всех участников размещения заказа должна быть одинаковой и составлять 5 063 691,61 руб. ООО «Росгосстрах», ОАО «СОГАЗ» предоставили недостоверные сведения, занизив размер страховой премии на 1 322,40 руб.

Заявитель полагает, что все заявки подлежали отклонению, как несоответствующие требованиям конкурсной документации.

Согласно протоколу № 0107100003513000044-П3 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 09.04.2013 первый порядковый номер присвоен заявке ООО «Росгосстрах» с ценой контракта 5 062 369 руб. 21 коп.

В жалобе указано, что действия ООО «Росгосстрах» в части получения незаконных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности являются недобросовестной конкуренцией, что является нарушением ст. 14 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявитель считает, что в действиях комиссии усматривается нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении порядка определения победителя конкурса.

На основании ст. 57 Закона о размещении заказов, ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель в жалобе просит привлечь ООО «Росгосстрах», заказчика к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства; выдать заказчику предписание об отмене результатов конкурса.

Министерство внутренних дел по Республике Коми с требованиями жалобы не согласно, доводы изложены в отзыве на жалобу. В соответствии с ч. 2 ст. 60 Закона о размещении заказов ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Республике Коми направлено возражение на жалобу.

3. Комиссия Коми УФАС России, в результате изучения материалов жалобы, заслушивания представителей Министерства внутренних дел по Республике Коми, СОАО «ВСК» и ООО «Росгосстрах», проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, пришла к нижеследующим  выводам.

3.1. Заказчиком размещения заказа является федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Коми» (далее – ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Коми», заказчик).

Источником финансирования заказа являются средства федерального бюджета.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 062 369 руб. 21 коп.

Информация, в том числе извещение о проведении открытого конкурса № 0107100003513000044 от 28.02.2013, размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  - www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).

Конкурсная документация на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств по автотранспорту Министерства внутренних дел по Республике Коми (далее – конкурсная документация), изменения в конкурсную документацию утверждены начальником тыла Министерства внутренних дел по Республике Коми.

Предмет конкурса: право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств по автотранспорту Министерства внутренних дел по Республике Коми.

3.2. В соответствии с протоколом № 0107100003513000044-П2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 04.04.2013 на процедуру рассмотрения представлены заявки на участие в конкурсе следующих участников размещения заказа: ООО «Росгосстрах», СОАО «ВСК», ОАО «СОГАЗ». По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе Единая комиссия приняла решение: допустить к участию в конкурсе и признать участниками конкурса ООО «Росгосстрах», ОАО «СОГАЗ». На основании п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов и подп. 3 п. 2.6 конкурсной документации отказать в допуске СОАО «ВСК» на  участие в открытом конкурсе в связи с тем, что указанная в заявке цена превышает начальную (максимальную) цену контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о размещении заказов в целях настоящего Федерального закона под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае:

- непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 настоящего Федерального закона (за исключением документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 части 3, частью 3.1 статьи 25 настоящего Федерального закона), частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ;

- несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона;

- непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе;

- несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы. В случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению (предоставление путевок и так далее) для нужд заказчиков конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа, решение о несоответствии заявки на участие в конкурсе таким требованиям не может быть принято только на основании несоответствия количества товара, объема услуг, указанных в извещении о проведении конкурса, количеству товаров, объему услуг, указанным в заявке на участие в конкурсе.

Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи случаев, не допускается.

В ходе рассмотрения жалобы представитель СОАО «ВСК» пояснил, что по в п. 542 гарантийного письма размер страховой премии, с учетом страхового тарифа и коэффициентов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – постановление от 08.12.2005 № 739), должен составлять 12 722 руб. 40 коп.

Как следует из устных пояснений Министерства внутренних дел по Республике Коми и ОАО «Росгосстрах», заслушанных в ходе рассмотрения жалобы, в п. 542 обоснования начальной (максимальной) цены контракта, являющегося приложением № 2 конкурсной документации, размер страховой премии составляет 11 400 руб. на основании п. 4 раздела III «Порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии» постановления от 08.12.2005 № 739, следовательно размер страховой премии в гарантийном письме, представляемом в составе заявки на участие в конкурсе, должен составлять 11 400 руб.

Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу о несостоятельности доводов заявителя в связи со следующим.

Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п.п. 1, 2, 4 раздела I Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 (далее - Правила), настоящие Правила определяют типовые условия, в соответствии с которыми заключается договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее именуется - договор обязательного страхования).

При осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее именуется - обязательное страхование) страховщик обязуется за обусловленную договором обязательного страхования плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного настоящими Правилами события (страхового случая) осуществить страховую выплату потерпевшему (третьему лицу) в целях возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

В п. 4 раздела I Правил закреплены используемые в настоящих Правилах следующие понятия:

«страховой полис обязательного страхования» - документ установленного образца, удостоверяющий осуществление обязательного страхования;

«страховые тарифы» - ценовые ставки, установленные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов;

«страховая сумма» - определенная Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» денежная сумма в валюте Российской Федерации, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред;

«страховая премия» - денежная сумма в валюте Российской Федерации, которую страхователь обязан уплатить страховщику в соответствии с договором обязательного страхования.

Согласно п. 10 раздела III Правил страховая премия определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными Правительством Российской Федерации.

Изменение Правительством Российской Федерации страховых тарифов в течение срока действия договора обязательного страхования не влечет за собой изменения страховой премии, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам.

Постановлением от 08.12.2005 № 739 установлены страховые тарифы и коэффициенты страховых тарифов.

В соответствии с п. 1 раздела III Постановления от 08.12.2005 № 739 размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (Т) для транспортных средств категории «В» (в том числе такси) в отношении транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц,  определяется по следующей формуле: Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН,где КО = 1,8.

В п. 4 раздела III Постановления от 08.12.2005 № 739 максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать 3-кратный размер базового страхового тарифа, скорректированного в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, а при применении коэффициента КН, предусмотренного пунктом 9 раздела I настоящего документа, - его 5-кратный размер.

Следовательно, в данном случае за основу берется базовый страховой тариф (2375), скорректированный в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (1,6 для Сыктывкара), и умножается на 3. В итоге размер страховой премии по п. 542 обоснования начальной (максимальной) цены контракта, являющегося приложением № 2 конкурсной документации, будет составлять 11 400 рублей.

В соответствии с подп. 5 подр. 2.2 разд. 2 конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать гарантийное письмо о расчете стоимости страховой премии в строгом соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (по форме, предусмотренной разделом 8 конкурсной документации).

Комиссией Коми УФАС России установлено, что в п. 542 гарантийного письма СОАО «ВСК» размер страховой премии составляет 12 722 руб. 40 коп., итоговый расчет страховой премии составляет 5 063 691 руб. 61 коп., что превышает начальную (максимальную) цену контракта на 1 322 руб. 40 коп.

Итоговые расчеты страховой премии ООО «Росгосстрах», ОАО «СОГАЗ» соответствуют начальной (максимальной) цене контракта и составляют 5 062 369 руб. 21 коп.

Таким образом, действия комиссии в части принятия решения о допуске к участию в открытом конкурсе и признании участниками открытого конкурса ООО «Росгосстрах», ОАО «СОГАЗ» и об отказе СОАО «ВСК» в допуске к участию в открытом конкурсе не противоречат требованиям п. 4 ч. 1 ст. 12, ч.ч. 1, 2 ст. 27 Закона о размещении заказов.

3.3. В силу ч. 1 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Согласно ч. 3 ст. 24 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

Заказчиком размещения заказа является ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Коми».

Конкурсная документация, изменения в конкурсную документацию утверждены начальником тыла Министерства внутренних дел по Республике Коми.

Документы о том, что Министерству внутренних дел по Республике Коми в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о размещении заказов присвоен статус уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов для подведомственных ему организаций и подразделений, в материалах жалобы отсутствуют.

Таким образом, в нарушение ч. 1 ст. 22, ч. 3 ст. 24 Закона о размещении заказов конкурсная документация утверждена, решение о внесении изменений в конкурсную документацию принято неуполномоченным лицом.

3.4. На основании ч.ч. 1, 2 ст. 7 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги (далее - запрос котировок) создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия (далее также - комиссия).

Заказчиком, уполномоченным органом до опубликования в официальном печатном издании или до размещения на официальном сайте, определяемом в порядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона, извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, о проведении запроса котировок, о предварительном отборе либо направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе принимаются решения о создании комиссии, определяются ее состав и порядок работы, назначается председатель комиссии. Заказчик, уполномоченный орган вправе включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для нужд заказчиков.

В материалы жалобы представлен приказ Министерства внутренних дел по Республике Коми от 28.12.2012 № 595 «Об утверждении состава Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД по Республике Коми на 2013 год» (далее – приказ от 28.12.2012 № 595), которым определен состав Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД по Республике Коми на 2013 год и назначен председатель комиссии.

В материалах жалобы также имеется Положение о Единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства внутренних дел по Республике Коми (далее - Положение), являющееся приложением к приказу Министерства внутренних дел по Республике Коми от 07.05.2009 № 227 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД по Республике Коми» (далее – приказ от 07.05.2009 № 227). 

Согласно подп. 1.1 п. 1 Положения настоящее положение определяет понятие, цели создания, функции, состав и порядок деятельности Единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства внутренних дел по Республике Коми, подразделений МВД по РК, являющихся государственными заказчиками в соответствии с Законом о размещении заказов, путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, а также без проведения торгов способом запроса котировок цен товаров, работ, услуг.

Приказ от 28.12.2012 № 595 подписан и.о. министра внутренних дел по Республике Коми, приказ от 07.05.2009 № 227 подписан министром внутренних дел по Республике Коми.

Следовательно, в нарушение ч. 2 ст. 7 Закона о размещении заказов решения о создании комиссии, определении ее состава и порядка работы, назначении председателя комиссии приняты неуполномоченными лицами.

3.5. Жалоба в части требований, основанных на нормах антимонопольного законодательства (ст. 14, ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции), подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст. 44 Закона о защите конкуренции.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Коми УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу страхового открытого акционерного общества «ВСК» в лице Сыктывкарского филиала вх. от 11.04.2013 № 1967 в части требований, основанных на нормах законодательства о размещении заказов, необоснованной.

2. По результатам внеплановой проверки размещения заказа признать нарушение ч. 2 ст. 7 Закона о размещении заказов в части принятия решения о создании комиссии, определении ее состава и порядка работы, назначении председателя комиссии неуполномоченным лицом.

3. По результатам внеплановой проверки размещения заказа признать нарушение ч. 1 ст. 22, ч. 3 ст. 24 Закона о размещении заказов в части утверждения конкурсной документации и принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию неуполномоченным лицом.

4. С учётом того, что выявленные нарушения не повлияли на результаты открытого конкурса, предписание не выдавать.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны