Решение №04-02/3461 Решение по жалобе ООО «Трейд» от 22 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

18 апреля 2016 года

 

 

 

№ 04-02/3461

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Трейд»  (далее - ООО «Трейд», заявитель) вх. от 11.04.2016 № 1060э на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Интинская центральная городская больница» (далее - ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка спецобуви (туфли женские «Сабо») для нужд ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ», извещение № 0307300120816000237 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. ООО «Трейд», ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ», закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «Трейд», ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ», ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. ООО «Трейд» обжалуются действия заказчика - ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» в части:

-установления в документации о закупке требования о предоставлении при поставке закупаемого товара (туфли «сабо» для женщин) документа по качеству товара: копии сертификата соответствия/декларации о соответствии на товар сроком действия не менее 1 года с даты поставки, что, по мнению заявителя, влечет ограничение количества участников закупки и не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе);

-разъяснения положений документации о проведении электронного аукциона без нормативно-правового обоснования правомерности установления оспариваемого требования.

ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» в отзыве на жалобу исх. № 47-2025  от 15.04.2016 (вх. № 1125э от 15.04.2016) заявлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим  выводам.

 Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона  явилось ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ».

Объект закупки - «Поставка спецобуви (туфли женские «Сабо») для нужд ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ».

Начальная (максимальная) цена договора составила 69 067,00 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства ОМС.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0307300120816000237 документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт), на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ»  www.sberbank-ast.ru  04.04.2016.

3.1. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 1  части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наряду с прочей информацией наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

По пунктам 1-3 части 1, части 2  статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:

-описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

-использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;

-описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Раздел III «Техническое задание» документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) содержит описание объекта закупки, в том числе требование к поставляемому товару: «Документы по качеству товара: копия сертификата соответствия/декларации о соответствии на товар. Срок действия сертификата соответствия/декларации о соответствии не менее 1 года с даты поставки.

Сведения о документе, удостоверяющем соответствие установленным требованиям (сертификата соответствия или декларации о соответствии) указывается в товарной накладной или в приложении к ней. Копии заверенных документов, подтверждающих соответствие поставляемого товара установленным требованиям, прилагаются к товару».

Согласно статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Согласно подпунктам 15.10, 15.15 пункта 15 «Требования к условиям труда медицинского персонала» Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58, персонал обеспечивается средствами индивидуальной защиты в необходимом количестве и соответствующих размеров (перчатками, масками, щитками, респираторами, фартуками и пр.) в зависимости от профиля отделения и характера проводимой работы; медицинский персонал должен быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками, сменной обувью в соответствии с табелем оснащения, но не менее 3 комплектов спецодежды на одного работающего. В оперблоке врачи и другие лица, участвующие в операции, должны работать в стерильных халатах, перчатках и масках. Сменная обувь должна быть из нетканого материала».

Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, устанавливающие обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) (далее - Правила).

В силу пункта 8 Правил приобретение (в том числе по договору аренды) СИЗ, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок действия которых истек, не допускаются.

По письменной информации ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» исх. от 15.04.2016           № 47/2025 (вх. от 15.04.2016 № 1125э) при формировании требований к закупаемому товару заказчик исходил из собственных потребностей с учетом специфики деятельности; установление оспариваемого в жалобе требования к товару обусловлено, в том числе тем, что выдача закупаемого в рамках закупки товара запланирована на второе полугодие 2016 - первое полугодие 2017, при этом в силу пункта 8 Правил срок действия декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия на товар в запланированный к выдаче (эксплуатации) срок не должен истечь.

Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.04.2016 № 0307300120816000237-1 на участие в электронном аукционе поданы  заявки от 6 участников, все участники допущены к участию в электронном аукционе.

Достаточных доказательств того, что установление оспариваемых характеристик к  товару влечет за собой ограничение количества участников закупки на товарном рынке поставки, в том числе ограничивающих право ООО «Трейд» на участие в электронном аукционе, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

Комиссия Коми УФАС России не усматривает, что положения документации об электронном аукционе противоречат статье 8, пункту 1 части 1 статьи 64, статье 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.

Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» в части установления в документации об электронном аукционе оспариваемых требований к товару, противоречит статье 8, пункту 1 части 1 статьи 64, статье 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.

4. Согласно частей 3-5 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Заказчику - ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» 06.04.2016 поступил запрос № 608114 о разъяснении положений документации об электронном аукционе следующего содержания: «В техническом задании на поставку спецобуви (туфли женские «Сабо») для нужд ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» Вы указываете: срок действия сертификата соответствия/декларации о соответствии не менее 1 года с даты поставки. Просим разъяснить, на основании каких нормативных документов прописано данное требование, являющееся ограничением конкуренции».

Заказчиком - ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» на запрос от 06.04.2016 № 608114 в единой информационной системе 07.04.2016 размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе № РД1 следующего содержания: «В своих требованиях, предъявляемых к сертификации спецобуви, ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» ссылается на ст. 212 ТК РФ «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда», а также Приказ МЗиСР РФ от 01.06.2009г. № 290Н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты». 1.1.4 Товар должен быть безопасным в процессе использования, хранения, транспортировки и утилизации (Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г.  № 2300-1 «О защите прав потребителей»)».

Разъяснения положений документации об электронном аукционе размещены заказчиком в единой информационной системе в законодательно установленный срок с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, не изменяют суть документации об электронном аукционе.

Действия заказчика - ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» в части разъяснений положений документации об электронном аукционе не противоречат требованиям частей 3-5 статьи 65 Закона о контрактной системе.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Трейд» необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

                                                      <…>

 

Члены комиссии                                                                                                                   <…>

                                                                                                                          

       <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны