Решение №04-02/3575 Решение по жалобе АО «Вектор Кэпитал Партнерс» от 25 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

Акционерное общество

«Вектор Кэпитал Партнерс»

 

<…..>

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

с. Визинга

 

<……>

 

Министерство финансов

Республики Коми

 

<……>

 

 

Закрытое акционерное

Общество «Сбербанк-

Автоматизированная

система торгов »

 

ko@sberbank-ast.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

 

21 мая 2018 года

 

 

 

№ 04-02/3575

г. Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <……> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу акционерного общества «Вектор Кэпитал Партнерс» (далее – АО «Вектор Кэпитал Партнерс») исх. от 14.05.2018 (вх. от 14.05.2018 № 1675э) на действия заказчика муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Визинга (далее - МОУ «СОШ») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по строительству объекта «Средняя общеобразовательная школа» на 501 место в с. Визинга», извещение № 0107200002718000321 (далее – закупка, электронный аукцион, жалоба),

при участии:

- <……>., представителя АО «Вектор Кэпитал Партнерс» по доверенности от 15.05.2018;

- <……>. <……>., представителей Министерства финансов Республики Коми, по доверенностям от 01.02.2018 № 20-12/561, от 23.01.2018 № 2,

- <……>., <……>., <……>., представителей МОУ «СОШ» по доверенностям от 18.05.2018,

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. АО «Вектор Кэпитал Партнерс, МОУ «СОШ», Министерство финансов Республики Коми, закрытое акционерное общество «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (далее – ЗАО «Сбербанк-АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ЗАО «Сбербанк-АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. АО «Вектор Кэпитал Партнерс» обжалованы положения документации об электронном аукционе.

Министерством финансов Республики Коми, МОУ «СОШ» в отзывах на жалобу от 18.05.2018 № 20-23/1992 (вх. от 18.05.2018 № 2413), исх. от 18.05.2018 № 01-13/163 (вх. от 18.05.2018 № 2417) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, заслушав позицию представителей Министерства финансов Республики Коми, МОУ «СОШ», АО «Вектор Кэпитал Партнерс» пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось МОУ «СОШ», уполномоченный орган – Министерство финансов Республики Коми.

Объект закупки - «Выполнение работ по строительству объекта «Средняя общеобразовательная школа» на 501 место в с. Визинга».

Начальная (максимальная) цена контракта составила - 521 169 290.00рублей.

Источником финансирования закупки явились средства бюджета муниципального района «Сысольский»; - Средства республиканского бюджета Республики Коми (Субсидии на строительство (реконструкцию) организаций дошкольного, общего и дополнительного образования и (или) приобретение в муниципальную собственность объектов дошкольного, общего и дополнительного образования); - Средства Федерального бюджета Российской Федерации. Распределение финансирования по годам строительства: 2018 год – 248 945 290,00 рублей; 2019 год – 112 776 650,00 рублей; 2020 год – 159 447 350,00 рублей.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0107200002718000321, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт), на электронной торговой площадке - 17.04.2018.

4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

На основании пунктов 7, 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация:

- о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом);

- о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Пунктом 16 «Информационная карта» раздела II документации об электронном аукционе установлены требования и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, в соответствии с которыми срок действия обеспечения исполнения контракта виде банковской гарантии устанавливается превышающим срок действия договора на девять месяцев и должен истекать не ранее 31.08.2021 года.

Согласно позиции заявителя, заказчиком неправомерно установлены требования к сроку действия обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии со сроком действия превышающим срок

действия договора на девять месяцев, что, по мнению, АО «Вектор Кэпитал Партнерс» противоречит требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

На основании части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Следовательно, частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлен минимальный срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта, тогда как предельного срока действия банковской гарантией нормами законодательства о контрактной системе не установлено, в связи с чем, заказчик вправе самостоятельно устанавливать требование к сроку действия банковской гарантии.

Таким образом, действие заказчика при установлении в документации об электронном аукционе требования, согласно которому срок действия банковской гарантии (обеспечение исполнения контракта) должен превышать срок действия контракта на девять месяцев, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

5. На основании части 1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения проектных и (или) изыскательских работ исключительные права на результаты выполненных проектных и (или) изыскательских работ принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.

В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 № 570) установлены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Согласно позиции заявителя, заказчиком в документации об электронном аукционе установлены не все виды работ, предусмотренные перечнем Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570, а именно: «Инженерная подготовка территории», «Монтаж технологического оборудования», «Пусконаладочные работы», которые, по мнению, АО «Вектор Кэпитал Партнерс», указанные виды работ, по мнению, заявителя, установлены документацией об электронном аукционе, сметной документацией.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 установлено, что:

- возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

- конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г. не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.

Разделом III «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» документации об электронном аукционе, установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по договору, к которым относятся: «Подготовительные работы»; «Земляные работы»; «Свайные работы»; «Устройство фундаментов и оснований»; «Возведение несущих конструкций»; «Возведение наружных ограждающих конструкций»; «Устройство кровли»; «Фасадные работы»; «Внутренние отделочные работы»; «Устройство внутренних санитарно-технических систем»; «Устройство внутренних электротехнических систем»; «Устройство внутренних трубопроводных систем»; «Устройство внутренних слаботочных систем»; «Устройство наружных электрических сетей и линий связи»; «Устройство наружных сетей канализации»; «Устройство наружных сетей водоснабжения»; «Устройство наружных сетей теплоснабжения»; «Благоустройство».

Объемы указанных работ определены в сметной документации, входящей в состав описания объекта закупки.

Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных Перечнем, определенные по предложению подрядчика, включаются в договор по форме, указанной в Приложении № 8 к проекту договора и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены договора.

Согласно устным пояснениям представителей заказчика, уполномоченного органа, оглашенным в ходе рассмотрения жалобы на заседании Комиссии Коми УФАС России виды работ, на которые ссылается заявитель («Инженерная подготовка территории», «Монтаж технологического оборудования», «Пусконаладочные работы») не предусмотрены при строительстве объекта и не отражены в документации об электронном аукционе, сметной документации.

Доказательств обратного заявителем не представлено.

Требований о том, что в документации об электронном аукционе должны присутствовать все виды работ указанные в Постановлении Правительства РФ от 15.05.2017 № 540 законодательство о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено.

  • образом, довод заявителя о том, что заказчиком в документации об электронном аукционе установлены не все виды работ, предусмотренные Постановлением РФ от 15.05.2017 № 540 («Инженерная подготовка территории», «Монтаж технологического оборудования», «Пусконаладочные работы»), что противоречит требованиям Закона о контрактной системе не находит своего подтверждения.

6. На основании части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Разделом V документации об электронном аукционе приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.

На основании части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В силу частей 13, 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

На основании подпункта 6.2 пункта 6 проекта контракта в связи с установленным лимитом средств на строительство объекта по годам строительства, оплата выполненных работ осуществляется Заказчиком в соответствии с «Графиком освоения и оплаты средств» (приложение №.7 к настоящему договору).

В случае если стоимость выполненных Подрядчиком работ за отчетный период (месяц) превышает объем средств, предусмотренных «Графиком освоения и оплаты средств» (приложение №.7 к настоящему договору) на соответствующий период (месяц), заказчик вправе оплатить такие работы за счет средств, предусмотренных на последующие периоды (месяцы) текущего года строительства.

В случае если стоимость выполненных Подрядчиком работ за отчетный период (год строительства) превышает объем средств, предусмотренных «Графиком освоения и оплаты средств» (приложение №7 к настоящему договору) на соответствующий период (год строительства), заказчик вправе оплатить такие работы за счет средств, предусмотренных на последующие периоды (годы строительства) при наличии такой возможности, или перенести оплату выполненных работ на последующий период (год строительства).

В силу подпункта 6.6. пункта 6 проекта контракта оплата выполненных по договору работ производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в разделе 16 настоящего договора, в объеме средств, которые установлены «Графиком освоения и оплаты средств» (приложение №.7 к настоящему договору), согласованным Сторонами на момент заключения договора.

Срок оплаты выполненной работы (ее результатов) должен составлять не более 30 (тридцати) дней с даты подписания Заказчиком документов о приемке выполненных работ.

По мнению, заявителя условия, предусмотренные подпунктом 6.2 пункта 6 проекта контракта противоречат требованиям части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку указанными положения проекта контракта срок оплаты выполненных работ превышает тридцатидневный срок с даты подписания сторонами контракта документов о приемки выполненных работ.

На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону

В соответствии с частью 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе - капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно части 5 статьи 78.2 БК РФ в договоры, заключенные в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, подлежащие оплате за счет предусмотренной настоящей статьей субсидии, включается условие о возможности изменения размера и (или) сроков оплаты и (или) объема работ в случае уменьшения в соответствии с настоящим Кодексом получателю бюджетных средств ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.

В силу подпункта 6.6. пункта 6 проекта контракта оплата выполненных по договору работ производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в разделе 16 настоящего договора, в объеме средств, которые установлены «Графиком освоения и оплаты средств» (приложение №.7 к настоящему договору), согласованным Сторонами на момент заключения договора.

Срок оплаты выполненной работы (ее результатов) должен составлять не более 30 (тридцати) дней с даты подписания Заказчиком документов о приемке выполненных работ.

Условия оплаты, указанные в подпунктах 6.2.1., 6.2.2 пункта 6 проекта контракта, предусматривают возможность в случае досрочного выполнения работ оплатить такие работы за счет средств, предусмотренных на последующие периоды (месяцы) текущего ода строительства, в связи с чем, данные положения не изменяют установленный тридцатидневный срок оплаты выполненных работ.

Таким образом, довод АО «Вектор Кэпитал Партрерс» о том, что в проекте контракта установлены требования, которые противоречат положениям, предусмотренным частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе не находит своего обоснования.

7. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что заказчиком неправомерно установлены требования в части оплаты выполненных субподрядчиком работ в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания между подрядчиком и субподрядчиком документа о выполненной работе.

Данное требование, по мнению, заявителя, ограничивает принцип свободы договора, а также своими действиями при установлении указанного условия в проекте контракта, заказчик вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность исполнителя договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РК) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно пункту 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

На основании подпункта 3.12 пункта 3 проекта контракта Подрядчик обязуется оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Подрядчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

Следовательно, проектом контракта предусмотрен субподряд.

Гражданским законодательством и законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрен запрет, в соответствии с которым стороны или сторона договора не вправе устанавливать требование об условии и порядке оплаты между сторонами договора, в том числе между подрядчиком и субподрядчиком.

Следовательно, гражданское законодательство дает возможность стороне, с которой заключается договор право выбора на заключение договора на условиях, предложенных другой стороной или право отказа от заключения такого договора, в связи с чем, установленное условие подпунктом 3.12 пункта 3 проекта контракта не ограничивает права и законные интересы между хозяйствующими субъектами при заключении договора субподряда.

Доказательств того, что подпункт 3.12 пункта 3 проекта контракта ограничивает права и законные интересы АО «Вектор Кэпитал Партнерс», заявителем не представлено, в материалах жалобы отсутствуют.

Таким образом, действие заказчика в части установления в проекте контракта требования, согласно которому подрядчик обязуется оплатить выполненные работы субподрядчика в течение 15 рабочих дней с момента подписания сторонами документа о выполненных работах (подпункта 3.12 пункт 3 проекта контракта), не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

8. В своей жалобе АО «Вектор Кэпитал Партнерс» указывает на то, что заказчиком в проекте контракта установлены условия по расторжению контракта, которые не зависят от заявителя.

На основании подпунктов 4.1., 4.2. пункта 4 проекта контракта Заказчик обязуется передать Подрядчику в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения договора строительную площадку, пригодную для производства работ. Датой передачи строительной площадки считается дата подписания Сторонами акта приема-передачи строительной площадки по форме, указанной в Приложении № 1 к настоящему договору.

Выдать Подрядчику 1 комплект проектно-сметной документации для производства работ по Акту передачи документации, в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения договора.

В соответствии с подпунктом 11.3.1 пункта 11.3 проекта контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора, в том числе, но не ограничиваясь, в том числе в случаях, если Подрядчик не приступает в течение 7 (семи) дней к исполнению настоящего договора или выполняет работу настолько медленно, что завершение ее к сроку становится явно невозможным (задержка сроков завершения работ по сравнению с графиком производства работ превышает 10 (десять) дней).

По мнению, заявителя, указанные требования предусматривают право заказчика принять решение о расторжении контракта в одностороннем порядке в течение семи дней с момента заключения такого контракта, если подрядчик не приступит к выполнению работ, тогда как проектом контракта предусмотрены условия (передача заказчиком подрядчику строительной площадки, комплекта проектно-сметной документации для производства работ в течение десяти рабочих дней с даты подписания контракта), наступление которых не зависит от подрядчика.

На основании пункта 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

  • заключении контракта стороны берут на себя обязательства по выполнению своих условий предусмотренных контрактом.

Так, например одним из обязательств заказчика по проекту контракта является передача подрядчику строительной площадки, а также комплекта проектно-сметной документации для производства работ в течение 10 рабочих дней (подпункты 4.1, 4.2 пункта 4 проекта контракта), тогда как подрядчик обязан принять от заказчика для проведения работ строительную площадку, комплект проектно-сметной документации для производства работ (подпункт 3.1 пункта 3 проекта контракта).

Кроме этого, пунктом 11.3 проекта контракта не установлено условие, согласно которому контракт расторгается в течение семи дней с момента заключения контракта, если подрядчик не приступил к выполнению работ по контракту.

Таким образом, довод заявителя о том, что заказчиком в проекте контракта установлены условия по расторжению контракта в одностороннем порядке по условиям, которые не зависят от подрядчика не находит своего подтверждения.

9. Одним из доводов заявителя, является то, что заказчиком в проекте контракта установлены повышенные требования к гарантийному сроку на комплектующие, изделия и материалы.

На основании пункта 1 статьи 722 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 755 ГК РФ подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон.

Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.

Согласно статье 756 ГК РФ при предъявлении требований, связанных с ненадлежащим качеством результата работ, применяются правила, предусмотренные пунктами 1 - 5 статьи 724 настоящего Кодекса.

При этом предельный срок обнаружения недостатков, в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 724 настоящего Кодекса, составляет пять лет.

В силу пункта 10 проекта контракта гарантийный срок на выполненную работу устанавливается 60 (шестьдесят) месяцев с даты подписания Заказчиком Акта приемки законченного строительством объекта (форма КС-11).

Если в период гарантийного срока обнаружится, что материалы, оборудование, комплектующие изделия, системы, работы будут иметь недостатки или дефекты, то гарантийный срок продлевается соответственно на период устранения дефектов. Устранение дефектов осуществляется Подрядчиком за свой счет, в течение срока, установленного Заказчиком.

По мнению, АО «Вектор Кэпитал Партнерс» гарантийный срок на материалы, оборудования, комплектующие изделия, составляет гарантийный срок предусмотренный подпунктом 10.1. проекта контракта, то есть 60 месяцев с даты подписания заказчиком акта приемки законченного строительства объекта.

В подпункте 10.2. пункта 10 проекта контракта не установлено, что гарантийным сроком на материалы, оборудования, комплектующие изделия является гарантийный срок на выполненную подрядчиком работу, предусмотренную проектом контракта.

  • образом, довод заявителя о том что заказчиком установлены повышенные требования к гарантийному сроку на комплектующие, изделия и материалы не находит своего подтверждения.

10. В свое жалобе заявитель указывает на то, что проектом контракта предусмотрена возможность заказчика требовать расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям непредусмотренным законодательством Российской Федерации, а именно по причине утраты заказчиком возможности финансирования работ на объекте строительства.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

На основании части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно подпункту 11.6 пункта 11 проекта контракта подрядчик вправе потребовать расторжения договора в следующих случаях:

- остановка Заказчиком выполнения работ по причинам, не зависящим от Подрядчика, на срок, превышающий 1 (один) месяц;

- утрата Заказчиком возможности финансирования работ на Объекте.

Следовательно, проектом контракта предусмотрено право подрядчика потребовать расторжение контракта, в случае утраты заказчиком возможности финансирования работ на строительство объекта, а не право заказчика.

Таким образом, довод заявителя о том, что в проекте контракта установлена возможность заказчика требовать расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям непредусмотренным законодательством Российской Федерации, а именно по причине утраты заказчиком возможности финансирования работ на объекте строительства не находит своего обоснования.

11. Согласно позиции АО «Вектор Кэпитал Партнерс» заказчиком в документации об электронном аукционе неправомерно установлено требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации, представляемой участниками закупки во вторых частях заявок на участие в электронном аукционе.

Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит, в том числе, требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона в разделе «Требования к участникам» и в документации об электронном аукционе в пункте 21 «Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки» раздела II «Информационная карта» установлено:

«-участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, с правом осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);

- уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, должен соответствовать требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации по внесению взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств».

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно части 1 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети "Интернет".

Частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ определено, что саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

В пункте 30 «Требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в электронном аукционе» раздела II «Информационная карта» документации об электронном аукционе заказчиком установлено:

«В соответствии с требованиями настоящей документации об электронном аукционе и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ вторая часть заявки должна содержать документы и информацию, предусмотренные ч. 5 п. 12 раздела I документации об электронном аукционе, в том числе: 2. действующую выписку из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, членом которой является участник закупки, предоставленную по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра саморегулируемой организации», подтверждающую право участника осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров. (за исключением участников, предложивших цену контракта 3,0 млн. руб. и менее, а также лиц, указанных в части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, которая указана в извещении об аукционе».

Однако законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено, что выписка из реестра саморегулируемой организации должна быть действительна до даты окончания срока подачи заявок, следовательно, установление заказчиком требования к сроку действия такой выписки не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, действие заказчика в части установления в документации об электронном аукционе вышеуказанного требования к участникам закупки противоречит части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу АО «Вектор Кэпитал Партнерс» в части неправомерного установления в документации об электронном аукционе требования к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации, представляемой участниками закупки во вторых частях заявок на участие в электронном аукционе, обоснованной, в остальной части – необоснованной.
  2. Признать действие заказчика, в виде установления в пункте 30 раздела II «Информационная карта» документации об электронном аукционе требования к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации, противоречащим части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
  3. С учетом отсутствия ущемления интересов заявителя в связи с допущенным заказчиком нарушением, поскольку общество не являлось участником закупки, принимая во внимание социальную важность выполняемых по контракту работ, предписание не выдавать.
  4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

 

<……>

 

Члены комиссии

<……>

 

 

<……>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны