Решение №04-02/400 Решение и предписание по жалобе ООО «Изидолг» от 17 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

Заявитель:

Общество с ограниченной

Ответственностью «Изидолг»

 

Чайковского ул., д.41А,

г. Сочи, 354071

 

Заказчик:

Администрация

муниципального района «Печора»

 

Ленинградская ул., д.15,

г. Печора, 169600

 

Оператор электронной торговой площадки:

Закрытое акционерное общество

«Сбербанк - Автоматизированная

система торгов»

 

ko@sberbank-ast.ru

№ 04-02/400

РЕШЕНИЕ

 

17 января 2018 года

 

 

 

 

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…………………………….> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Изидолг» (далее - ООО «Изидолг») от 10.01.2018 № К0011 (вх. № 41э от 10.08.2018) на действия заказчика –Администрации муниципального района «Печора» (далее – Администрация МР «Печора», заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на содержание автомобильных дорог и мостовых сооружений общего пользования местного значения на территории муниципального района «Печора» в части обжалования положений документации о таком аукционе, извещение № 0107300015417000240 (далее - электронный аукцион, закупка),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. ООО «Изидолг», Администрация МР «Печора», закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

Письмом от 15.01.2018 № 04-02/104э (вх. № 110-э от 16.01.2018) Администрация МР «Печора» заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «Изидолг», Администрации МР «Печора», ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы, по существу.

Заявителем обжаловано действие заказчика в части:

1) установления в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе срока окончания подачи заявок с нарушением требований, установленных частью 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе);

2) неустановления в документации об электронном аукционе в числе единых требований к участникам закупки требования о соответствии, в том числе пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии у участника аукциона действующего свидетельства саморегулируемой организации (далее – свидетельство СРО) о допуске к определенным видам работ;

3) установления в документации об электронном аукционе требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит, по мнению заявителя, к ограничению количества участников закупки, что в свою очередь ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе;

4) неустановления заказчиком в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе (раздел V) (далее - проект контракта), всех возможных значений размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту с учетом вступивших с 09.09.2017 правил определения размера неустойки, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063», что, по мнению заявителя нарушает нормы Закона о контрактной системе.

В жалобе заявитель просит, наряду с прочим, передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.

Администрацией МР «Печора» в отзыве на жалобу от 15.01.2018 № 04-02/104э (вх. № 110-э от 16.01.2018) заявлены возражения относительно позиции заявителя, изложенной в жалобе.

2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком осуществления закупки явилась Администрация муниципального района «Печора».

Наименование объекта закупки - «Содержание автомобильных дорог и мостовых сооружений общего пользования местного значения на территории муниципального района «Печора».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 16 416 290.00 рублей.

Источником финансирования закупки средства республиканского бюджета Республики Коми, средства бюджета муниципального образования муниципального района «Печора».

Извещение о проведении электронного аукциона № 0107300015417000240, документация о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 27.12.2017.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

2.1. Пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Порядок исчисления сроков установлен статьями 190 - 192 Гражданского кодекса РФ, согласно которым, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Как следует из п. 12 Информационной карты Аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 416 290, 00 (шестнадцать миллионов четыреста шестнадцать тысяч двести девяносто) рублей.

Пунктом 6 Информационной карты Аукционной документации установлено: дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе – 11.01.2018 10:00.

В соответствии с информацией, содержащейся на официальном сайте извещение о проведении электронного аукциона №0107300015417000240 было размещено 27.12.2017 0:30.

Поскольку НМЦК данной закупки составляет более чем три миллиона рублей, то период между днем опубликования извещения и днем окончания срока подачи заявок должен составлять минимум 15 дней. У Заказчика данный срок составил 14 дней.

Таким образом, действие Администрации МР «Печора», выразившееся в ненадлежащем установлении в извещении о проведении электронного аукциона даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, противоречит требованиям ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что на участие в аукционе подано 3 заявки (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0107300015417000240-1 от 11.01.2018 г.), что свидетельствует о возможности подать в установленные сроки заявку на участие в аукционе. Учитывая данные обстоятельства, Комиссия Коми УФАС России считает возможным предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

2.2. В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Аналогичные требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, устанавливаются в документации об электронном аукционе, согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В извещении о проведении электронного аукциона «Содержание автомобильных дорог и мостовых сооружений общего пользования местного значения на территории муниципального района «Печора» (№ 0107300015417000240), установлены следующие требования: «Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) - в соответствии с документацией об электронном аукционе установлены требования о соответствии участников требованиям пунктов 3-5, 7, 7.1. 9, 10 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ».

В соответствии с частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 10 статьи 1 ГК РФ определено, что объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно части 3 статьи 52 ГК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В силу части 6 статьи 52 ГК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно части 2 статьи 52 ГК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В ходе анализа аукционной документации Комиссией Коми УФАС России установлено, что работы, являющиеся объектом закупки, должны выполняться согласно Локальной смете №2.

Локальная смета содержит в себе следующие виды работ, в том числе обжалуемые заявителем:

Дорожная разметка

Нанесение сплошных линий дорожной разметки краской маркировочной машиной на покрытие с поверхностной обработкой 1.1, 1.2.1 ширина 0,1 м

1 км

66,028

Из материалов жалобы следует, что выполнение работ, предусмотренных техническим заданием указанной закупки, планировалось осуществлять на уже существующих автомобильных дорогах.

Также указанными видами работ не предусматривалась разборка или переустройство полотна, планировалась только нанесение дорожной разметки.

Виды работ, предусмотренные техническим заданием указанной закупки, соответствуют разделу IV «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог» Приказа от 16.11.2012 № 402, в частности пунктом 4б):

4б) уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки.

Комиссия Коми УФАС России в результате анализа аукционной документации, действующих нормативно-правовых актов приходит к выводу, что в соответствии со статьей 52 ГК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (ОКС), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, являющимися членами соответствующего СРО. По смыслу данной нормы, членство в СРО необходимо на виды работ, внесенные в Перечень, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» в том случае, если речь идёт о работах в процессе строительства, реконструкции или капитального ремонта ОКС. Осуществление содержания автомобильных дорог не требует специальных разрешений.

Комиссией Коми УФАС России установлено, что обжалуемый вид работ не имеет отношения к капитальному ремонту автомобильной дороги, поскольку капитальный ремонт предполагает комплекс работ по замене и восстановлению элементов дороги, затрагивает конструктивные характеристики надежности, тогда как содержание автомобильных дорог направлено на поддержание надлежащего технического состояния, при этом из документации не следует, что подлежащая выполнению работа оказывает такое влияние.

Таким образом, рассмотрев довод заявителя о неправомерном не установлении заказчиком в документации требования о наличии свидетельства СРО, Комиссия Коми УФАС России считает его необоснованным.

2.3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, в документации об аукционе установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит, по мнению заявителя, к ограничению количества участников закупки, что в свою очередь ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

По пункту 2, подпункту б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

-согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;

-при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар - согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичные подпункту б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в пункте 29 раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации о закупке.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

По пунктам 1, 3 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

-описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Раздел III «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) содержит Требования к товару, используемому для выполнения работ, в том числе характеристику (позиция №2), оспариваемую заявителем:

Требования к песку (фрикционному материалу)

Наименование показателей.

Норма

  1. Зерновой состав, %, массовая доля частиц размером:
  • в. 10 мм
  • св. 5 мм до 10 мм, не более (*)
  • 0,16 и менее, не более (*)

 

Не допускается

20

20

  1. Влажность, %, не более (*)

5

  1. Массовая доля пылевидных и глинистых частиц, %, не более (*)

5

  1. Массовая доля глины в комках, %, не более (*)

0,5

  1. Насыпная плотность, кг/м3

Не нормируется

Согласно позиции заявителя, изложенной в жалобе, для определения характеристик, указанных заказчиком, требуются испытания, для документального подтверждения полного соответствия материала его требованиям.

Включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, по мнению заявителя, является излишним.

Товар, используемый для выполнения работ, должен иметь документы, подтверждающие качество и безопасность товара в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации».

Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

Согласно письму Минэкономразвития России от 17.06.2016 № Д28и-1592: «…при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом Законом о контрактной системе не регулируются вопросы, связанные с детализацией описания объекта закупки и установлением конкретных технических характеристик при осуществлении закупок конкурентными способами.

Законом о контрактной системе не регламентировано содержание технического задания, однако оно должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика. Заявка участника закупки должна соответствовать техническому заданию документации о закупке».

Комиссией Коми УФАС России также установлено, что заказчик при описании объекта закупки не использовал товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные требования.

Доказательства отсутствия товара с запрашиваемыми заказчиком характеристиками в материалах жалобы отсутствуют, заявителем не представлены.

В ходе обзора официального сайта установлено, что на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки, что в свою очередь подтверждает отсутствие ограничения конкуренции.

Комиссия Коми УФАС России не усматривает, что положения документации об электронном аукционе противоречат пункту 1 части 1 статьи 64, статье 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников закупки.

2.4. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной государственного контракта, который является неотъемлемой частью такой документации об аукционе.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 4,5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в случае неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее - Постановление № 1063) утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» (далее - Постановление № 1042), которое вступило в силу 09.09.2017.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утверждены Постановлением Правительства № 1042 (далее - Правила).

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, закупка размещена на официальном сайте 27.12.2017 (в период действия настоящих Правил).

В соответствии с пунктом 6.2.2 проекта контракта документации об аукционе: «Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, и составляет 5 процентов цены Контракта (этапа)».

Вместе с тем, пунктом 24 Информационной карты документации об электронном аукционе, а также извещением о проведении такого аукциона установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе (согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе): «Участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально-ориентированные некоммерческие организации в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ. Обоснование причин ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя): обязанность заказчика осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ».

Пунктом 4 Правил установлено, что размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Таким образом, проектом контракта не установлены все возможные размеры штрафа для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций как того требует п.4 Правил.

Действие заказчика в части не установления всех возможных размеров штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) как того требует п.4 Правил, противоречит требованиям ч. 4,8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п.4 настоящих Правил.

В соответствии с п. 6.1.2 проекта контракта документации об аукционе: «Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, и составляет 5 процентов цены Контракта (этапа)».

Пунктом 9 Правил установлено следующее:

«За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей».

Таким образом, проектом контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе не установлены все возможные размеры штрафа для заказчика как того требует п.9 Правил.

Действие заказчика в части не установления всех возможных размеров штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком как того требует п.9 Правил, противоречит требованиям ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, п.9 настоящих Правил.

3. По результатам проведения внеплановой проверки на предмет соответствия действий закупочной комиссии при рассмотрении заявок участников требованиям Закона о контрактной системе нарушений в действиях аукционной комиссии выявлено не было.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу ООО «Изидолг» по факту ненадлежащего установления в извещении о проведении электронного аукциона даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, а также не установления в проекте контракта всех возможных размеров штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) признать обоснованной, в остальной части - необоснованной.

2. С учетом обстоятельств, изложенных в п. 2.1. описательной части настоящего решения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.

3. Признать Администрацию МР «Печора», нарушившей требования ч. 4,5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п.4,9 Правил в части неустановления в проекте контракта всех возможных размеров штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

4. В целях устранения допущенных заказчиком – Администрацией МР «Печора» нарушений ч. 4,5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п.4,9 Правил, изложенных в п. 2.4. описательной части настоящего решения выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений посредством включения в проект контракта, направляемого по результатам закупки для подписания победителю закупки, всех возможных размеров штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с требованиями ч. 4,5,8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п.4,9 Правил.

5. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленные нарушения Закона о контрактной системе.

 

<…………………………….>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Заявитель:

Общество с ограниченной

ответственностью «Изидолг»

 

Чайковского ул., д.41А,

г. Сочи, 354071

 

Заказчик:

Администрация

муниципального района «Печора»

 

Ленинградская ул., д.15,

г. Печора, 169600

 

Оператор электронной торговой площадки:

Закрытое акционерное общество

«Сбербанк - Автоматизированная

система торгов»

 

ko@sberbank-ast.ru

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

17 января 2018 года

 

 

 

№04-02/400

Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…………………………….>,

на основании своего решения от 17.01.2018 года о нарушении заказчиком - Администрацией муниципального района «Печора» (далее – Администрация МР «Печора», заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на содержание автомобильных дорог и мостовых сооружений общего пользования местного значения на территории муниципального района «Печора», извещение № 0107300015417000240 (далее - электронный аукцион, закупка), требований частей 4,5,8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), пунктов 4,9 правил определения размера неустойки, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» (далее - Правила),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику – Администрации МР «Печора» устранить нарушения требований частей 4,5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 4,9 Правил, посредством включения в проект контракта, направляемого по результатам закупки для подписания победителю закупки, всех возможных размеров штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с требованиями ч. 4,5,8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п.4,9 Правил.

2. Заказчику - Администрации МР «Печора» в течении трех рабочих дней с даты заключения по результатам осуществления закупки контракта представить в Коми УФАС России документы и письменную информацию, подтверждающие исполнение настоящего предписания.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

<…………………………….>

Связанные организации

Связанные организации не указаны