Решение №04-02/4224 Решение по жалобе ООО «Центр сопровождения контрактов» от 25 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Описание: GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

  •  

20 мая 2015 года

 

 

04-02/4224

 

Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр сопровождения контрактов» (далее – ООО «Центр сопровождения контрактов», общество)  вх. от 13.05.2015 № 1123-эл на действия заказчика – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Ухтинская городская больница № 1» (далее – ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница № 1») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка расходного материла для отделения гемодиализа» (ЭА-549), извещение   №  0107200002715000570 от 27.04.2015  (далее - закупка, электронный аукцион),

при участии:

- <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Закрытое акционерное общество «Сбербанк-Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк-АСТ», оператор электронной площадки), ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница № 1», Министерство финансов Республики Коми (далее – Минфин РК), ООО  «Центр сопровождения контрактов» надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.

Жалоба рассматривается в отсутствие представителей ЗАО «Сбербанк-АСТ», ООО  «Центр сопровождения контрактов».

Одновременно с рассмотрением жалобы в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) проводится внеплановая проверка закупки.

2. Обществом обжалуются действия ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница № 1» в части описания  объекта закупки. При составлении «Технического задания» заказчик допустил  высокую степень детализации технических характеристик расходного материала, что исключает участие хозяйствующих субъектов, предлагающих продукцию других производителей. Такие действия заказчика, по мнению заявителя,  нарушают требования статьи 17 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а так же пункт 1 части  1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части: «при описании объекта закупки не должны включаться требования к  товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение  количество участников закупки».

В пунктах 1, 2, 3, 4 Технического задания прописаны диализаторы с материалом мембраны полисульфон, в пункте 5 Технического задания – геликсон, данное количество диализаторов рассчитано для использования в течение полугода.

По мнению заявителя, если учитывать, что прописанный материал мембраны  выбран согласно требованиям особенностей пациентов, то все пациенты в данном ЛПУ переносят или геликсон, или полисульфон.

Как указывает заявитель в своей жалобе, согласно проведенному  анализу, диализаторы с материалом мембраны «Геликсон» принадлежат только одному производителю Fresenius Medical Care (Германия).

По мнению заявителя, в данном аукционе можно представить товар только одного производителя -    Fresenius Medical Care (Германия). Использование  материала полисульфон необоснованно, так как невозможна указанная заказчиком  потребность  распространяться на всех пациентов, включение в техническое задание  материала полисульфон не дает возможность принять участие 3 участникам.

Как указывает заявитель в своей жалобе, пункты 9, 10, 11, 12 аукционной документации функционально не связаны  с товарами  лота: каждый из них  имеет функцию, отличающуюся  от функции диализаторов (очищение крови во время процедуры гемодиализа, а функция дополнительной очистки диализата – это  очищение растворов перед началом процедуры, функция сухих концентратов – сырье для  приготовления жидких концентратов заданного состава, функция средств для декальцификации  и дезинфекции – очистка гидравлической части аппаратов «искусственная почка» об субстанции после  завершения процедуры гемодиализа, когда больной не подключен к аппарату «искусственная почка»). Так же  состав концентратов указывается с учетом назначенного режима лечения больных, а состав растворов для дезинфекции и декальцификации указан с учетом сохранения работоспособности  и  сбережения технического ресурса аппаратов «искусственная почка». Между диализаторами  и другими  товарами лота  имеется технологическая связь, как связь процессов и методов производства продукции (используются в цикле гемодиализа), однако наличие технологической связи не заменяет необходимость функциональной связи.

По  мнению, ООО «Центр сопровождения контрактов» пункт 12 Технического задания аукционной документации  относиться к товарам многоразового пользования.

Концентраты  для гемодиализа, средства для дезинфекции, декальцификации, фильтры для стерилизации диализаторов, диализаторы относятся  к разным группам справочников «Номенклатура товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» и ОКДП. Товары, относящиеся к разным группам Номенклатур, имеют разные технические  и функциональные  характеристики, неоднородные потребительские свойства и назначение, и не должны  включаться в один лот.

Как указывает заявитель, в результате объединения заказчиком  в один лот диализаторов, растворов для дезинфекции и декальцификации аппаратуры для гемодиализа, концентратов для приготовления гемодиализирующих растворов, фильтров для  стерилизации диализата, имеющих эквиваленты и  производящимися несколькими производителями, в том числе и российскими, приводит  к ограничению числа участников размещения заказа и, как следствие, к ограничению конкуренции при  проведении торгов, что нарушает положения частей 2.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, частей 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Заявитель в жалобе просит: признать жалобу обоснованной; приостановить процедуру размещения государственного заказа; провести внеплановую проверку в соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе; признать нарушение заказчиком статьи 33 Закона о контрактной системе; выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона  о контрактной системе.

ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница № 1»  в отзыве на жалобу исх. от 19.05.2015 № 11/113 (вх. от 19.05.2015 № 1200-эл.), Минфином РК в отзыве на жалобу исх. от 19.05.2015 № 20-19/2914 (вх. от 19.05.2015 № 2875) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия по контролю в сфере закупок в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей заказчика, уполномоченного органа  пришла к следующим выводам.

3.1. ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница № 1»  явилось заказчиком закупки.                                                             

Минфин РК явилось уполномоченным органом.

Объектом закупки является поставка расходного материала для отделения гемодиализа.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 081 907,90 рублей.

Источником финансирования заказа явились средства бюджетного учреждения за счет средств обязательного медицинского страхования.

Дата и время начала подачи заявок: 27.04.2015 15:30.

Дата и время окончания подачи заявок: 14.05.2015 08:00.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 19.05.2015.

Дата проведения аукциона в электронной форме: 22.05.2015.

Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт),  на электронной торговой площадке www.sberbank-ast.ru – 27.04.2015.

3.2. В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

  В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться наряду с прочими, правилом:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

3.3. Разделом III «Наименование и описание  объекта закупки» (Техническое задание) документации об  аукционе (далее – Техническое задание) предусмотрена  поставка  следующих расходных материалов для отделения гемодиализа: диализаторы,  комплект универсальных кровопроводящих магистралей, артериальная фистульная игла, венозная фистульная игла, концентрат кислотный бикарбонатный сухой, концентрат сухой бикарбонатный, средство для  дезинфекции и декальцификации, фильтр для дополнительной очистки диализата.

По пунктам 1-4 Технического задания предусмотрена поставка диализаторов, материал мембраны – полисульфон. По пункту 5 Технического задания – диализатор с материалом мембраны  геликсон.

Как пояснил представитель заказчика на заседании Комиссии Коми УФАС России все мембраны в закупке относятся к синтетическим, все  взаимозаменяемы.

Диализаторы с материалом  мембраны  геликсон предназначены   исключительно для определенной группы пациентов: диабет, сердечная недостаточность, более приемлемы, за счет того, что они являются высокопроточными, высокопроницаемыми.

Как следует из устных пояснений представителей заказчика на заседании Комиссии по контролю в сфере закупок, из письменных пояснений, представленных письмом исх. от 19.05.2015 № 11/113 (вх. от 19.05.2015 № 1200-эл.), при формировании технического задания заказчик исходил из собственных потребностей.

Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.

На заседании Комиссии по контролю в сфере закупок установлено, что предусмотренные документацией об электронном аукционе характеристики требуемого к поставке товара, в том числе  определение материала мембраны обусловлены потребностями заказчика для определения  им определенных функций, а именно: качественного проведения лечебного процесса, от которого зависит состояние здоровья пациента.

 В соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена договора определена заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании коммерческих и ценовых предложений поставщиков

Закупаемые расходные материалы относятся к товарам, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно по ценам. 

Наличие функционирующего  рынка подтверждает проведенное изучение рынка, которое нашло свое отражение в обосновании начальной (максимальной) цены контракта (Раздел IV «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта документации об  аукционе»), согласно которому  на поставку расходных материалов для отделения гемодиализа представлено  3 коммерческих предложения от хозяйствующих субъектов.

Участниками электронного аукциона являются поставщики, которые могут приобрести расходный материал соответствующий требованиям, указанным в документации об электронном аукционе, находящийся в свободном доступе на территории Российской Федерации. 

Предметом электронного аукциона явилось определение поставщика для  поставки расходного материала для отделения гемодиализа, а не производство диализаторов с мембранами геликсон и полисульфон.

Доказательств того, что установление оспариваемых характеристик требуемого к поставке товара –  диализаторов с мембранами геликсон и полисульфон, влечет за собой ограничение количества участников осуществления закупки на товарном рынке поставки, в том числе ограничивает право заявителя на участие в электронном аукционе, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

По пунктам 9, 10, 11, 12 Технического задания предусмотрена поставка следующего расходного материала для отделения гемодиализа: концентрата кислотный бикарбонатный сухой, концентрат сухой бикарбонатный, средство для  дезинфекции и декальцификации, фильтр для дополнительной очистки диализата.

Как пояснил представитель заказчика на заседании Комиссии Коми УФАС России  расходные материалы, включенные в предмет аукциона, а именно: диализаторы, гемофильтры,  магистрали, фистуальные иглы, диализные растворы, концентраты  используются для работы  на оборудовании, связанном с ними технологически и фенкционально в единый технологический процесс проведения  процедуры лечения почечной недостаточности одному пациенту и предназначены  исключительно для гемодиализа. Использование данных расходных материалов для  других медицинских целей не предусмотрено. Процедура  гемодиализа  предназначена только для очистки крови пациента и не подразумевает других процедур.

Комиссия Коми УФАС России не усматривает, что положения документации об электронном аукционе противоречат пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.

Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика – ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница № 1» в виде установления в документации об электронном аукционе характеристик требуемого к поставке товара, противоречит пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивает количество участников осуществления закупки.

3.4. Выводы о наличии нарушений антимонопольного законодательства, в частности Закона о защите конкуренции, могут быть сделаны комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в решении по делу о нарушении законодательства, принятом по результатам рассмотрения соответствующего дела (п. 3 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции).

 

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Центр сопровождения контрактов» вх. от 13.05.2015 № 1123-эл на действия заказчика – ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница № 1», в части нарушения норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе,  необоснованной.

2. Решить вопрос об обеспечении рассмотрения жалобы в части требований, основанных на нормах антимонопольного законодательства, в порядке ст. 44 Закона о защите конкуренции.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны