Решение №04-02/4574 Решение по жалобе ООО «Медком-МП» от 24 мая 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми
|
||
РЕШЕНИЕ |
||
18 мая 2016 года |
|
№ 04-02/4574 |
г. Сыктывкар
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…>, председателя Комиссии; <…>, члена Комиссии; <…>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медком-МП» (далее - ООО «Медком-МП», заявитель) исх. от 10.05.2016 № б/н (вх. от 11.05.2016 № 1366э.) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Коми республиканский перинатальный центр» (далее - ГБУЗ РК «КРПЦ») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка перчаток» (ЭА-589)», извещение № 0107200002716000626 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
-<…>, представителя Министерства финансов Республики Коми по доверенности от 12.01.2016 № 01-05/62;
-<…> – <…> ГБУЗ РК «КРПЦ», согласно приказу № 60-к от 11.05.2006;
-<…> - представителя ГБУЗ РК «КРПЦ» по доверенности от 11.05.2016;
-<…> – <...> ООО «Анком» по доверенности от 18.05.2016 № 20;
-<…> - представителя ООО «Анком» по доверенности от 18.05.2016 № 21,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО «Медком-МП», ГБУЗ РК «КРПЦ», Министерство финансов Республики Коми, закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк-АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «Медком-МП», ЗАО «Сбербанк-АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. Заявителем обжалуется действие заказчика - ГБУЗ РК «КРПЦ» в части установления в разделе III «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) требований к характеристике и упаковке товара, требуемого к поставке – «Перчатки»:
- по позициям №№ 8-10 «….Наличие протокола на химическую устойчивость перчаток к 4% раствору глутаральдегида: не менее 120 мин. Наличие протокола на химическую устойчивость перчаток к 40% раствору гидроксида натрия: не менее 480 мин. Наличие протокола на устойчивость к проникновению химиотерапевтических препаратов: не менее 240 мин. Наличие протокола на устойчивость к проникновению вирусов: не менее 60 мин. Наличие протокола на химическую устойчивость к 10% раствору формалина: не менее 10 мин….»
Заявитель считает, что изложенное в документации описание объекта закупки не носит объективного характера, содержит нестандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки.
Заявляет, что установление оспариваемых характеристик товара, требований к упаковке перчаток противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель указывает, что требование к устойчивости целого ряда химических веществ необъективно и необоснованно, тем самым направлено на ограничение количества участников закупки.
ГБУЗ РК «КРПЦ», Министерством финансов Республики Коми в отзывах на жалобу исх. от 17.05.2016 № 01-11/1610 (вх. от 17.05.2016 № 2500), исх. от 17.05.2016 № 20-17/3003 (вх. от 17.05.2016 № 2508) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
2.1. ООО «Анком» исх. от 18.05.2016 № 318 (вх. от 18.05.2016 № 2520) заявлено ходатайство о присутствии при рассмотрении жалобы своих представителей с правом дачи комментариев по закупке.
В силу части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
ООО «Анком» в материалы жалобы представлены скриншоты переписки с ЗАО «Сбербанк-АСТ» о подаче Обществом заявки на участие в электронном аукционе «Поставка перчаток (ЭА-589)».
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России основания для отклонения ходатайства ООО «Анком» исх. от 18.05.2016 № 318 (вх. от 18.05.2016 № 2520) отсутствуют.
Ходатайство о присутствии при рассмотрении жалобы представителей ООО «Анком» удовлетворено.
ООО «Анком» до рассмотрения жалобы представлено ходатайство исх. от 18.05.2016 № 319 (вх. от 18.05.2016 № 2517) об ознакомлении с материалами жалобы.
Ходатайство удовлетворено.
18.05.2016 до начала рассмотрения жалобы ООО «Анком» ознакомлено с материалами жалобы.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ГБУЗ РК «КРПЦ», Министерства финансов Республики Коми, ООО «Анком», пришла к нижеследующим выводам.
3.1. Заказчиком осуществления закупки явилось ГБУЗ РК «КРПЦ», уполномоченным органом - Министерство финансов Республики Коми.
Наименование объекта закупки - «Поставка перчаток (ЭА-589)».
Начальная (максимальная) цена договора составила 4 706 033,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми.
Извещение о проведении электронного аукциона № 0107200002716000626, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) в первой редакции - 11.04.2016, во второй редакции с изменениями – 25.04.2016.
3.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По пунктам 1-2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3.3. Техническим заданием раздела III «Наименование и описание объекта закупки» документации об электронном аукционе по позициям №№ 8-10 установлены требования о наличии протокола на химическую устойчивость перчаток к 4% раствору глутаральдегида: не менее 120 мин. Наличие протокола на химическую устойчивость перчаток к 40% раствору гидроксида натрия: не менее 480 мин. Наличие протокола на устойчивость к проникновению химиотерапевтических препаратов: не менее 240 мин. Наличие протокола на устойчивость к проникновению вирусов: не менее 60 мин. Наличие протокола на химическую устойчивость к 10% раствору формалина: не менее 10 мин.
Заявитель считает, что включение данного требования в документацию ничем не обусловлено.
Заявил, что указанные в качестве требований протоколы испытаний на химическую устойчивость перчаток – выдаются в соответствии со стандартами ASMT F-1671 и ASMT-D 6978-05, которые не являются обязательными для Российской Федерации и не имеют на ее территории законной силы.
Как следует из представленной ГБУЗ «КРПЦ» письменной информации и устных пояснений представителя заказчика, заслушанных в ходе рассмотрения жалобы, при формировании технического задания заказчик исходил из следующего.
Требования к закупаемому товару основаны на требованиях санитарно-эпидемиологической безопасности и необходимости обеспечения максимальной защиты медицинского персонала, в связи с тем, что данные перчатки используются при работе с дезинфектантами и другими химическими веществами.
Пунктом 2.18 части 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» от 09.08.2010 установлено, что для химической стерилизации применяют растворы альдегидсодержащих, кислосодержащих и некоторых хлорсодержащих средств, проявляющих спороцидное действие».
Представителем ГБУЗ РК «КРПЦ» пояснено, что по причине отсутствия на рынке специальных перчаток, предназначенных исключительно «для работы с дезинфектантами и стерилянтами» персонал Заказчика работает с химическими веществами, используя обычные диагностические нестерильные перчатки, что является единственным способом защиты кожных покровов медицинского персонала от воздействия таких химикатов, как альдегиды, формалин и гидроксид натрия.
Также разъяснено, что протокол о соответствии указанным требованиям может быть выдан любой организацией, уполномоченной на проведение соответствующих исследований.
Уполномоченным органом – Министерством финансов Республики Коми пояснено, что Законом о контрактной системе при описании объекта закупки не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимым для заказчика и требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться определенными правилами, в частности описание объекта должно носить объективный характер.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе «описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии».
Довод заявителя о том, что установление в документации требований к описанию участниками закупок характеристик устойчивости перчаток к различным воздействиям влечёт ограничение количества участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.
По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Достаточных доказательств того, что установление оспариваемых характеристик к товару влечет за собой ограничение количества участников закупки на товарном рынке поставки, в том числе ограничивающих право ООО «Медком-МП» на участие в электронном аукционе в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
Товар, представленный в Техническом задании, свободно обращается на рынке, его реализация не входит в перечень лицензируемых видов деятельности и может осуществляться широким кругом лиц.
Подтверждением этому является то, что на участие в электронном аукционе поступило две заявки.
В своей жалобе заявитель указывает, что указанные в качестве требований протоколы испытаний на химическую устойчивость перчаток выдаются в соответствии со стандартами ASTM F-1671 и ASTM-D 6978-05, которые не являются обязательными для Российской Федерации.
Однако, доказательств подтверждающих обоснование своего довода, заявителем не представлено (в аукционной документации не установлено требование о предоставлении протоколов испытаний именно в соответствии со стандартами ASTM F-1671 и ASTM-D 6978-05).
Согласно пояснениям ГБУЗ РК «КРПЦ» при разработке аукционной документации учреждением использовался ГОСТ 32275-2013 «Перчатки медицинские анатомические одноразовые. Технические требования».
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 № 763-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32275-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.01.2015.
Пунктом 7.9.1 части 7.9 «Проницаемость химических веществ» ГОСТа 32275-213 установлен минимальный перечень химических бальзамирующих веществ, которые должны быть проверены.
Пунктом 8.2 части 8 «Правил приемки» указанного ГОСТа, определено, что поставщик одноразовых анатомических перчаток должен иметь протоколы испытаний и предоставлять их потребителю.
В пункте 9.1 части 9 «Протокол испытаний» ГОСТа 32275-213 установлено, что протокол испытаний должен содержать результаты испытаний проницаемости бальзамирующих химических веществ, полученные при испытании в соответствии с настоящим стандартом.
В ходе рассмотрения жалобы, установлено, что указание Заказчиком в документации об электронном аукционе оспариваемых характеристик товара, предусмотрено законодательством и не влечет нарушений положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - ГБУЗ РК «КРПЦ» в части установления в документации об электронном аукционе требований к закупаемому товару - перчаткам медицинским, в том числе: по позициям №№ 8-10 Технического задания, противоречит пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Медком-МП» необоснованной.
Председатель комиссии <…>
Члены комиссии <…>
<…>