Решение №04-02/5009 Решение и предписание по жалобе ООО «Управляющая Финансовая ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

8 июня 2012 года

№ 04-02/5009

Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере размещения заказов в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Финансовая Компания» от 31.05.2012 № 051/12 (вх. от 01.06.2012 № 524-ф) на действия заказчика - Министерства внутренних дел по Республике Коми при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по организации строительства объекта «Комплекс зданий ОВД для МВД по Республике Коми в с. Усть-Кулом. I пусковой комплекс» (извещение № 0107100003512000105 от 14.05.2012), далее - размещаемый заказ, открытый аукцион в электронной форме,

при участии:

- <…> - представителя Министерства внутренних дел по Республике Коми (по доверенности от 06.06.2012 № 64);

- <…> - представителя Министерства внутренних дел по Республике Коми (по доверенности от 06.06.2012 № 65)

УСТАНОВИЛА:

1. В Коми УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Финансовая Компания» (далее – ООО «Управляющая Финансовая Компания») от 31.05.2012 № 051/12 (вх. от 01.06.2012 № 524-ф).

Коми УФАС России надлежащим образом известило о времени и месте рассмотрения жалобы письмом от 05.06.2012 № 04-02/4741 ООО «Управляющая Финансовая Компания», письмом от 05.06.2012 № 04-02/4743 закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»).

С учетом установленных сроков рассмотрения жалобы Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что отсутствие представителей ООО  «Управляющая Финансовая Компания», ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. В жалобе от 31.05.2012 № 051/12 (вх. от 01.06.2012 № 524-ф) ООО «Управляющая Финансовая Компания» указывает, что в документации об открытом аукционе в электронной форме, в Техническом задании, в Ведомости объемов работ, в Проектно-сметной документации  предусмотрены следующие виды работ и поставка товаров:

- поставка и оборудование элементов системы пожарной сигнализации, поставка элементов системы оповещения о пожаре, присоединение к приборам электрических проводов, прокладка кабель-канала, затягивание проводов в проложенные трубы и металлические рукава;

-  поставка аквариума, мебели, бытовой техники, медицинской мебели, медицинских приборов, компьютерной техники, техники связи;

- оборудование двух пожарных водоемов, емкостью 110 куб. м каждый, для наружного пожаротушения.

Указанные выше работы и поставка товара функционально и технологически не связаны с объектом строительства, и включение их в документацию (предмет торгов) приводит к необоснованному ограничению количества участников размещения заказа, что является нарушением ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), ч. 3.1 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

Так же в жалобе Общество указывает на то, что  в документации об открытом аукционе в электронной форме не установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Тогда как п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) предусмотрено лицензирование указанного вида деятельности.

Заявитель в жалобе просит Коми УФАС России в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов провести внеплановую проверку размещения заказа. Выдать заказчику – Министерству внутренних дел по Республике Коми предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования торгов.

Министерство внутренних дел по Республике Коми не согласно с доводами жалобы и подробно изложило свои доводы в отзыве на жалобу от 07.06.2012 (вх. от 07.06.2012 № 3127) и на заседании Комиссии Коми УФАС России.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки размещения заказа в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, изучив материалы жалобы, заслушав представителей Министерства внутренних дел по Республике Коми, пришла к нижеследующим  выводам.                                                                                                                                                                                                

3.1. Заказчиком размещения заказа является Министерство внутренних дел по Республике Коми (далее – МВД по Республике Коми, заказчик).

Предметом открытого аукциона в электронной форме явилось право заключения государственного контракта на выполнение работ по организации строительства объекта «Комплекс зданий ОВД для МВД по Республике Коми в с. Усть-Кулом. I пусковой комплекс».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 150 845 530, 00 (сто пятьдесят миллионов восемьсот сорок пять тысяч пятьсот тридцать) рублей.

Источником финансирования заказа явились средства Федерального бюджета (188-0302-1020300-412-310).

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме:  04.06.2012  11 час. 00 мин.

Дата окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме: 07.06.2012.

Дата проведения открытого аукциона в электронной форме: 13.06.2012.

Документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по организации строительства объекта «Комплекс зданий ОВД для МВД по Республике Коми в с. Усть-Кулом. I пусковой комплекс» (далее - документация об открытом аукционе в электронной форме) утверждена заместителем начальника тыла Министерства внутренних дел по Республике Коми  <…> 15.05.2012.

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0107100003512000105, документация об открытом аукционе в электронной форме размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 14.05.2012.

Приказом исполняющего обязанности  министра внутренних дел № 5 от 12.01.2012  «Об утверждении состава Единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД по Республике Коми на 2012 год» утвержден состав единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД по Республике Коми на 2012 году.

3.2.  Согласно ч. 1 ст. 41.1 Закона о размещении заказов в целях настоящего Федерального закона под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном настоящей главой.

Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов  документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов  документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов  документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Статьей  706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) установлено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

3.3. В ходе обозрения документов, представленных в материалы жалобы, Комиссией Коми УФАС России установлено следующее.

Предмет открытого аукциона в электронной форме сформирован заказчиком – МВД по Республике Коми в виде одного лота «Выполнение работ по организации строительства объекта «Комплекс зданий ОВД для МВД по Республике Коми в с. Усть-Кулом. I пусковой комплекс».

Содержание данного лота (объем предлагаемых к выполнению работ) установлено проектно-сметной документацией, Сметой на выполнение работ по организации строительства объекта, Ведомостью объемов работ, входящих в состав документации об открытом аукционе в электронной форме.

П. 29 Информационной карты открытого аукциона в электронной форме установлены обязательства Генерального подрядчика по контракту:

-выполнение работ на объекте в соответствии с Ведомостью объемов работ, являющейся приложением к контракту, и проектно-сметной документацией;

- сроки окончания работ – 30 ноября 2013 года;

- качество работ – соответствие требованиям проектно-сметной документации, требованиям СНиП, технических регламентов и других нормативно-технических документов, действующих на момент передачи результатов работ заказчику.

Согласно п.п. 3.3. проекта государственного контракта Генподрядчик обязуется нести полную ответственность за ненадлежащее исполнение работ по настоящему контракту субподрядными организациями.

Согласно п.п. 7.9 проекта государственного контракта при наличии в Свидетельстве о допуске видов работ, требуемых по заказу, Генподрядчик имеет право выполнить работы самостоятельно без привлечения субподрядчиков.

Пунктом  «л» описание организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта капитального строительства проектной документации (раздел 9. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности) установлено, что для производства противопожарных работ   при строительстве (монтаж, накладка систем пожарной сигнализации, оповещение о пожаре, огнезащитная обработка строительных конструкций и др.) предусмотрено привлечение организации, имеющих соответствующие лицензии Государственной противопожарной службы.

Таким образом, в документации об открытом аукционе в электронной форме, в проекте государственного контракта прямо не предусмотрена обязанность подрядчика  выполнить работу лично.

Согласно письму Федеральной антимонопольной службы № ИА/26163 от 07.07.2011 «О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства» согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений).

В случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.

Следовательно, подрядчик, исполняющий государственный контракт, вправе либо (при наличии соответствующих разрешительных документов) выполнить работы по монтажу охранной пожарной сигнализации самостоятельно, либо выполнить данные работы с привлечением субподрядной организации, обладающей соответствующими разрешительными документами, в том числе лицензией.

Таким образом, объединение указанных работ в один лот позволяет не только обеспечить качественное и своевременное выполнение работ (установка пожарной сигнализации производится одновременно с ремонтом стен и потолка), но и эффективно расходовать бюджетные средства.

Данная позиция подтверждается  Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 24.01. 2012  по делу № А40-16206/11-21-137 и согласуется с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, согласно которой целью данного Закона является обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Таким образом, доводы заявителя о том, что монтаж средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений функционально и технологически не связан с предметом торгов, о том, что в документации об открытом аукционе в электронной форме должно быть  установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений несостоятельны.

3.4. Комиссией Коми УФАС России в ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с Ведомостью объемов, являющейся приложением № 1 к государственному контракту, наряду с работами по строительству, в  графе «Наименование работ и затрат» предусмотрено оснащение объекта «Комплекс зданий ОВД для МВД по Республике Коми в с. Усть-Кулом. I пусковой комплекс» мебелью и оборудованием (стол рабочий, сейф, лампа настольная, сейф, утюг электрический с пароувлажнителем, аквариум, электроплита, ванна моечная, кровать детская, зеркало, весы медицинские электронные напольные, компьютер персональный и др.) – п.п. 1582-1693 Ведомости объемов (далее – аквариум, мебель, бытовая техника, медицинское оборудование, компьютерная техника).

В своем отзыве на жалобу от 07.06.2012 (вх. от 07.06.2012 № 3127)  и на заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что предметом государственного контракта является организация строительства комплекса зданий ОВД для МВД по Республике Коми в с. Усть-Кулом, которая подразумевает создание готовой строительной продукции, полную и окончательную подготовку здания к эксплуатации.

Работы по строительству относятся к группе № 221 номенклатуры, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2011 № 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» (далее – Номенклатура), код ОКДП 4500000 «Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек».

Согласно номенклатуре, аквариум, мебель, бытовая техника, медицинское оборудование, компьютерная техника входят в различные группы, стоят под  разными кодами в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 («Мебель и услуги по производству мебели» группа № 162 код ОКДП 3610000, 9418000;     «Бытовая техника, офисная техника и электроника» группа № 126 код ОКДП 2930000, 3010000; «Тара стеклянная» группа  № 110 код ОКДП 2615000, 2618000, в которую входит аквариум – код ОКДП 2616811, и другие).

Пунктом  13 части  1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – Градостроительный кодекс) понятие строительство определено, как создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

В соответствии с п. 10 ч. 1 Градостроительного кодекса объект капитального строительства – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Организация – это способ построения и координации действий отдельных элементов системы (см. Большой энциклопедический словарь).

Понятие «Строительство объектов «под ключ»  раскрывается пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов «Под ключ», утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 № 147, согласно которому метод строительства объектов «под ключ» предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).

Из предмета открытого аукциона в электронной форме, документации об открытом аукционе в электронной форме не следует, что предметом размещения заказа является строительство объекта «под ключ».

Вышеуказанное оборудование технологически и функционально не связано с предметом открытого аукциона в электронной форме.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность исключительно на товарном рынке строительства, у  которых отсутствует возможность в дополнительном оснащении объекта строительства  аквариумом, мебелью, бытовой техникой, медицинским оборудованием, компьютерной техникой ограничены в участии в открытом аукционе в электронной форме, о чем свидетельствует, в том числе жалоба ООО «Управляющая Финансовая Компания».

Объединение в один лот работы по организации строительства объекта и оснащение готового здания аквариумом, мебелью, бытовой техникой, медицинским оборудованием, компьютерной техникой противоречит ч. 3.1. ст. 34 Закона о размещении заказов, и может повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Указанные выводы подтверждаются судебной практикой: Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.08.2011 по делу № А26-11058/2010, Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа  от 24.01.2012 № А40-16206/11-21-137.

В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика пояснили, что государственный контракт по результатам  открытого аукциона в электронной форме не заключен.

Таким образом, действия заказчика – Министерства внутренних дел по Республике Коми в части включения в состав лота оснащения здания аквариумом, мебелью, бытовой техникой, медицинским оборудованием, компьютерной техникой, технологически и функционально не связанных с работами, выполнение которых является предметом торгов, могут  привести к ограничению количества участников размещения заказа и  противоречат ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь  ч. 9 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Коми УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Финансовая Компания» от 31.05.2012 № 051/12 (вх. от 01.06.2012 № 524-ф) в части отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в части отсутствия технологической и функциональной связи работ по монтажу противопожарного оборудования с предметом торгов необоснованной.

2. Признать действия заказчика – Министерства внутренних дел по Республике Коми в части включения в состав лота открытого аукциона в электронной форме оснащения здания аквариумом, мебелью, бытовой техникой, медицинским оборудованием, компьютерной техникой, технологически и функционально не связанных с работами, выполнение которых является предметом торгов, что может повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа, противоречащими ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.

3. В целях устранения нарушения Закона о размещении заказов, допущенного заказчиком, выдать заказчику предписание об аннулировании торгов.

4. Решить вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица заказчика, допустившего нарушение Закона о размещении заказов.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

ПРЕДПИСАНИЕ

08 июня  2012 года

№ 04-02/5009

Сыктывкар

об аннулировании торгов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере размещения заказов в составе: <…> на основании своего решения от 08.06.2012 о нарушении заказчиком – Министерством внутренних дел по Республике Коми (место нахождения: 167610, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Кирова, д. 38) при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по организации строительства объекта «Комплекс зданий ОВД для МВД по Республике Коми в с. Усть-Кулом. I пусковой комплекс» (извещение № 0107100003512000105 от 14.05.2012) требований ч. 3.1. ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), в части включения в состав лота открытого аукциона в электронной форме оснащения здания аквариумом, мебелью, бытовой техникой, медицинским оборудованием, компьютерной техникой, технологически и функционально не связанных с работами, выполнение которых является предметом торгов, что может повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Государственному заказчику – Министерству внутренних дел по Республике Коми в 3-дневный срок с даты получения настоящего предписания аннулировать торги, проведенные в форме открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по организации строительства объекта «Комплекс зданий ОВД для МВД по Республике Коми в с. Усть-Кулом. I пусковой комплекс».

2. Государственному заказчику – Министерству внутренних дел по Республике Коми в 5-дневный срок с даты получения настоящего предписания представить в Коми УФАС России документы и письменную информацию, подтверждающие исполнение настоящего предписания. 

3. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная Система Торгов» обеспечить возможность исполнения заказчиком п.п. 1, 2 настоящего предписания.

 

Примечание: В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны