Решение №04-02/5786 Решение по жалобе ООО «Перспектива» от 4 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

19 июня 2017 года

 

 

 

№ 04-02/5786

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> - председателя Комиссии; <…> - ведущего специалиста - эксперта управления, члена Комиссии; <…> - специалиста - эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее - ООО «Перспектива», заявитель) вх. от 09.06.2017 № 3126 на действия заказчика - муниципального казенного предприятия муниципального образования городского округа «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» (далее - МКП «Дорожное хозяйство») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог и улиц на территории МО ГО «Сыктывкар», извещение № 0507600000817000035 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),

при участии: <…>, <…>, представителей МКП «Дорожное хозяйство» по доверенностям от 15.06.2017 № 5, от 30.03.2017 № б/н соответственно,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. ООО «Перспектива», МКП «Дорожное хозяйство», закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «Перспектива», ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

Заявителем обжаловано действие (бездействие) заказчика - МКП «Дорожное хозяйство» в части:

1) установления в извещении о проведении электронного аукциона даты окончания срока подачи заявок, приходящейся на нерабочий день, что, по мнению заявителя, сокращает срок подготовки заявки на участие в закупке, следовательно, влечет ограничение количества участников закупки;

2) невключения в проект договора, являющегося составной частью документации об электронном аукционе (раздел IV) (далее - проект договора), обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой договора, в случае, если договор заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица;

3) установления различных сроков действия обеспечения исполнения договора в зависимости от способа его обеспечения.

МКП «Дорожное хозяйство» в отзыве на жалобу исх. от 16.06.2017 № 01-04/917 (вх. от 16.06.2017 № 3225) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, заслушав представителей МКП «Дорожное хозяйство», пришла к нижеследующим выводам.

2.1 Заказчиком осуществления закупки явилось МКП «Дорожное хозяйство».

Наименование объекта закупки - «Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог и улиц на территории МО ГО «Сыктывкар».

Начальная (максимальная) цена договора составила 21 024 503,00 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства бюджета МО ГО «Сыктывкар».

Извещение о проведении электронного аукциона № 0507600000817000035, документация о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) в редакции № 1 - 25.05.2017, в редакции № 2 - 26.05.2017.

2.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

2.2.1. В соответствии с частью 3 статьи 63 закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должна быть указана информация, содержащаяся в статье 42 Закона о контрактной системе.

По пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация, в том числе о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.

В соответствии с частью 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Статьями 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Извещение о проведении электронного аукциона 0507600000817000035 размещено на официальном сайте 25.05.2017, окончание срока подачи заявок установлено 12.06.2017.

В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком - МКП «Дорожное хозяйство» 26.05.2017 принято решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона.

Изменения, внесенные в извещение о проведении электронного аукциона (извещение о проведении электронного аукциона в редакции № 2) размещены на официальном сайте 26.05.2017, при этом дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе установлена 12.06.2017 (в соответствии со ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации, 12 июня - День России - нерабочий праздничный день).

Срок с даты размещения на официальном сайте изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона (26.05.2017), до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (12.06.2017) составил 16 дней.

Согласно позиции Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, изложенной в «Обзоре разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2016 года)»//СПС КонсультантПлюс. 2016: «если заказчик устанавливает срок для подачи заявок при проведении электронного аукциона больше минимального срока, и день окончания срока для подачи заявок приходится на нерабочий день, то указанные обстоятельства не противоречат требованиям Закона о контрактной системе».

Согласно позиции арбитражных судов, Закон о контрактной системе не предусматривает возможности изменения сроков, установленных указанным законом, в зависимости от категории дня (например, решения Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2015 по делу № А56-39398/2015; Арбитражного суда Приморского края от 27.05.2015 по делу № А51-2694/2015; постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 по делу № А05-12389/2015).

С учетом изложенных обстоятельств, действие заказчика - МКП «Дорожное хозяйство» в части определения даты окончания подачи заявок - 12.06.2017, приходящейся на нерабочий праздничный день, при внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона, не противоречит требованиям части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.

2.2.2. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В силу части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе определено, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в Письме от 21.10.2014 № АЦ/42516/14: «учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке».

Вместе с тем, документация об электронном аукционе, в том числе проект договора, обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой договора в случае, если договор заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, не содержит.

Бездействие заказчика - МКП «Дорожное хозяйство» в части неуказания в документации об электронном аукционе, в том числе в проекте договора, обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой договора в случае, если договор заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, не соответствует части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

2.2.3. В соответствии с частями 1, 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии с подпунктами 8.3.3 - 8.3.5 пункта 8.3 части 1 документации об электронном аукционе исполнение договора может обеспечиваться предоставлением:

-банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона;

-внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Способ обеспечения исполнения договора, установленного в подпункте 8.3.3 пункта 8.3 настоящего раздела части I документации об аукционе определяется участником закупки, с которым заключается договор, самостоятельно.

Размер обеспечения исполнения договора указан в извещении, Информационной карте аукциона, а также проекте договора».

В подпункте 5 пункта 8.3.10.2 части 1 документации об электронном аукционе установлено: «срок действия банковской гарантии с учетом требований статьи 96 Закона о контрактной системе должен превышать срок действия договора не менее чем на один месяц».

В извещении о проведении электронного аукциона, в части 2 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе установлено, что участник аукциона, с которым заключается договор, должен предоставить обеспечение исполнения договора в размере 2 102 450 руб. 30 коп.

В силу части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

По пунктам 8.1, 8.3, 8.4, 8.5 проекта договора: «до заключения договора Подрядчик должен предоставить Заказчику обеспечение исполнения договора.

Обеспечение исполнения договора представляется Подрядчиком в виде банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств.

Способ обеспечения исполнения договора определяется Подрядчиком самостоятельно.

В случае предоставления в качестве обеспечения исполнения договора денежных средств их возврат производится Заказчиком в течение 15 (пятнадцати) банковских дней со дня подписания сторонами акта выполненных работ по форме № КС-2 после получения Заказчиком письменного требования Подрядчика о возврате обеспечения исполнения Договора. В письменном требовании Подрядчика должны быть указаны реквизиты для перечисления денежных средств, ссылка на номер и дату заключения договора, номер и дату платежного поручения, по которому перечислялись денежные средства».

Закон о контрактной системе не регламентирует сроки возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Действие заказчика - МКП «Дорожное хозяйство» в части установления в документации об электронном аукционе различных сроков действия обеспечения исполнения договора в зависимости от способа его обеспечения (банковская гарантия, внесение денежных средств), не противоречат Закону о контрактной системе.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу в части довода о невключении в проект договора обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой договора, в случае, если договор заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица - обоснованной, в остальной части - необоснованной.

2. Признать бездействие заказчика - МКП «Дорожное хозяйство» в части неуказания в документации об электронном аукционе, в том числе в проекте договора, обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой договора в случае, если договор заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, не соответствующим части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. С учетом стадии закупки (заключение договора), характера выявленных нарушений, предписание об устранении нарушений части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не выдавать.

4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленное нарушение Закона о контрактной системе.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

Члены комиссии <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны