Решение №04-02/5789 О результатах внеплановой проверки по обращению ООО «АМЕКС-Ф... от 21 августа 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми
|
|||||
РЕШЕНИЕ |
|||||
21 августа 2018 года |
|
№04-02/5789
|
|||
г. Сыктывкар
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановой проверки по жалобе общества с ограниченной ответственностью «АМЕКС-ФармСервис» (далее – ООО «АМЕКС-ФармСервис») от 13.08.2018 № 1308/2018 (вх. от 14.08.2018 № 2820э.), созданная приказом <……………..>, в составе: <……………..>; <……………..>, <……………..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), провела внеплановую проверку соблюдения заказчиком – государственным учреждением «Республиканская станция переливания крови» (далее – ГУ «РСПК») требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении Министерством финансов Республики Коми закупки путем проведения электронного аукциона на поставку вакуумных пробирок, извещение № 0107200002718000813 (далее – обращение, электронный аукцион, закупка),
при участии:
- <……………..>,<……………..>,
УСТАНОВИЛА:
Обращение ООО «АМЕКС-ФармСервис» поступило в Коми УФАС России посредством электронной почты 14.08.2018.
На дату заседания Комиссии Коми УФАС России контракт ГУ «РСПК» не заключен.
ООО «АМЕКС-ФармСервис», ГУ «РСПК» о времени и месте рассмотрения обращения извещены посредством электронной почты.
С учетом сроков рассмотрения обращения, извещения участников обращения, отсутствие ООО «АМЕКС-ФармСервис» не препятствует проведению внеплановой проверки и рассмотрению обращения Комиссией Коми УФАС России по существу.
ООО «АМЕКС-ФармСервис» обжаловано действие заказчика, выразившееся в установлении в документации об электронном аукционе описания объекта закупки, по мнению заявителя, ограничивающего количество участников электронного аукциона.
В обращении заявитель просит привлечь виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы обращения, заслушав представителей ГУ «РСПК», пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком осуществления закупки явилось ГУ «РСПК». Уполномоченным органом – Министерство финансов Республики Коми.
Наименование объекта закупки – Поставка вакуумных пробирок.
Начальная (максимальная) цена контракта составила – 439 380.00 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет субсидий из республиканского бюджета Республики Коми на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Извещение о проведении электронного аукциона № 0107200002718000813, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) в действующей редакции 20.07.2018.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Так, согласно разделу III. «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» аукционной документации (далее – Техническое задание) к поставке требуются «Вакуумные пробирки» со следующими спорными техническими характеристиками товара:
№ п/п |
Наименование товара |
Характеристики товара, упаковка |
1 |
Вакуумная пробирка |
Упаковка: пластиковый штатив. |
2 |
Вакуумная пробирка |
Упаковка: пластиковый штатив. |
По позиции ООО «АМЕКС-ФармСервис» при описании объекта закупки заказчиком установлено требование поставки конкретного торгового производителя вакуумной пробирки с упаковкой «пластиковый штатив», в связи с чем исключена возможность предложить к закупке изделия различных производителей
Комиссия Коми УФАС России, изучив документацию об электронном аукционе, пришла к нижеследующим выводам.
Указание заказчиком характеристик и показателей товара, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования товара, являющегося объектом закупки.
По письменной информации ГУ «РСПК» (письмо от 17.08.2018 № 10-01/865 (вх. № 3931 от 17.08.2018), а также согласно устным пояснениям представителей заказчика, данным в ходе проведения внеплановой проверки по обращению ООО «АМЕКС-ФармСервис», при формировании характеристик товара, требуемого к поставке, в том числе при указании показателя «Упаковка: пластиковый штатив» заказчик исходил из собственных потребностей в соответствии со спецификой своей деятельности. Все параметры, указанные в описании объекта закупки, в том числе оспариваемые заявителем, являются существенными для заказчика и влияют на функциональные свойства препарата.
Так, например, потребность в упаковке «Пластиковый штатив» обусловлена, в том числе гигиеническими и эпидемиологическими требованиями к условиям труда медицинских работников. Упаковка в виде пластикового штатива практична в применении, используется для транспортировки образцов крови и подлежит дезинфекции, что было продемонстрировано представителем ГУ «РСПК» на заседании Комиссии. Также на заседание Комиссии была представлена иная форма упаковки (штатив пенопластовый) для вакуумных пробирок, вместе с тем заказчиком было пояснено что сам по себе материал «пенопласт» является впитывающим и не подлежит дезинфекции.
Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.
Объектом закупки является поставка расходного материала (изделий медицинского назначения), в том числе вакуумных пробирок со спорными показателями, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
В доказательство сказанного на заседании Комиссии Коми УФАС России установлено, что на участие в электронном аукционе было подано 9 заявок 7 из которых были допущены к участию в закупке, предложения которых по товару содержали различных производителей.
По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые, или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, «основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Доказательств того, что установление оспариваемых ООО «АМЕКС-ФармСервис», характеристик к товару влечет за собой ограничение количества участников закупки на товарном рынке поставки, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
По мнению Комиссии Коми УФАС России, заявителем не был доказан факт нарушения прав и законных интересов участников закупки рассматриваемыми положениями документации. Заявителем в подтверждение своих доводов каких-либо доказательств, не представлено.
Таким образом, у Комиссии отсутствуют основания полагать, что действие заказчика – ГУ «РСПК» в части установления в документации об электронном аукционе оспариваемых показателей товара (упаковка – пластиковый штатив) противоречит пункту 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, ст. 8 Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
нарушений требований Закона о контрактной системе в деятельности ГУ «РСПК» при установлении описания объекта закупки по электронному аукциону на поставку вакуумных пробирок, извещение № 0107200002718000813 не выявлено.
<……………..>
- может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.