Решение №04-02/5826 Решение по жалобе ООО «СевернаяТорговоСтроительная Компания» от 9 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

06 июля 2015 года

 

 

 

 № 04-02/5826

Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее – Комиссия Коми УФАС России),

рассмотрев жалобу от 29.06.2015 № 121 (вх. от 29.06.2015 № 3661) общества с ограниченной ответственностью «СевернаяТорговоСтроительная Компания» (далее – ООО «СевернаяТорговоСтроительная Компания», заявитель, общество) на действия заказчика – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноборская средняя общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Красноборская СОШ», заказчик, учреждение) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ «Красноборская СОШ» (закупка № 0307300131615000002), далее – жалоба,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Закрытое акционерное общество «Сбербанк-Автоматизированная система торгов» (далее – ЗАО «Сбербанк-АСТ»), ООО «СевернаяТорговоСтроительная Компания», МБОУ «Красноборская СОШ» надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.

ЗАО «Сбербанк-АСТ», МБОУ «Красноборская СОШ» письменно заявлено о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ЗАО «Сбербанк-АСТ», МБОУ «Красноборская СОШ», ООО «СевернаяТорговоСтроительная Компания» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. В Коми УФАС России поступила жалоба ООО «СевернаяТорговоСтроительная Компания».

Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе в части установления в нарушение требований части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) дополнительных требований к участникам закупки.

В жалобе указано, что в разъяснениях положений документации об электронном аукционе, размещенных на официальном сайте 26.06.2015, содержится неопределенный ответ в части требования к первым частям заявок на участие в электронном аукционе.

В жалобе заявитель отмечает, что в проекте контракта неправомерно установлено бесспорное удержание неустоек.

МБОУ «Красноборская СОШ» с требованиями жалобы не согласно, доводы подробно изложены в отзыве на жалобу.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучения материалов жалобы, пришла к нижеследующим  выводам.

3.1. Заказчиком осуществления закупки является МБОУ «Красноборская СОШ».

Объект закупки – выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ «Красноборская СОШ».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 20 000 000,00 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства бюджета муниципального района «Ижемский».

Информация о проведении электронного аукциона, в том числе извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300131615000002 от 15.06.2015, размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  - www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru.

Документация об электронном аукционе по выбору подрядчика на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ «Красноборская СОШ» (далее – документация об электронном аукционе) утверждена 15.06.2015 директором МБОУ «Красноборская СОШ».

Приказом директора МБОУ «Красноборская СОШ» от 15.06.2015 № 70 утверждены условия осуществления закупки и утвержден состав аукционной комиссии.

3.2. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.

По части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

В силу части 1, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе  заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.

В силу частей 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а так же  документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - постановление Правительства Российской Федерации  от 04.02.2015 № 99)  установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования: «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Участник закупки должен предоставить документы, подтверждающие соответствие участника закупки указанному дополнительному требованию: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.

Постановление Правительства Российской Федерации  от 04.02.2015 № 99 вступило в силу и начало действовать 17.02.2015.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300131615000002 от 15.06.2015 объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ «Красноборская СОШ», код ОКПД указан 45.21.15.160.    

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), далее – ОКПД ОК 034-2007, категория 45.21.15.160 «Работы общестроительные по ремонту прочих зданий» включена в код 45.

Согласно ОКПД ОК 034-2007 код 45 включает в себя: работы строительные подготовительные и вспомогательные; работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, реставрации жилых и нежилых зданий или инженерных сооружений. В данной группировке классифицированы услуги (работы), являющиеся существенными составляющими процесса строительства зданий и сооружений различного типа, которые представляют собой продукцию строительной деятельности.

С учетом начальной максимальной цены контракт – 20 000 000 рублей, с учетом предмета закупки, способа определения поставщика (электронный аукцион) заказчиком на основании требований  частей 2, 3 статьи 31, части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе правомерно установлено в документации об электронном аукционе, извещении о проведении электронного аукциона дополнительное требование к участникам закупки, а именно, требование наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе, при стоимости ранее исполненного договора не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены договора и правомерно установлено в документации об электронном аукционе требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

Следовательно, довод заявителя о неправомерном установлении заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам, основан на неверном толковании норм Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссией Коми УФАС России установлено, что заказчиком в нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300131615000002 от 15.06.2015 не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частью 2 (при наличии таких требований в документации и в извещении о проведении электронного аукциона) статьи 31 Закона о контрактной системе.

3.3. В соответствии с частями 3 – 5 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

 

Из представленных оператором электронной площадки документов следует, что 25.06.2015 в адрес заказчика был направлен запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, в пункте 6 которого указано следующее.

«6. Локальными сметами и ведомостями объемов работ установлены диапазоны характеристик используемых материалов. Так например ведомостью объемов работ к дефектной ведомости № 1 проемы установлено:

п. 5. Блок оконный пластиковый одностворчатый, с поворотно-откидной створкой, однокамерным стеклопакетом (24 мм), площадью 2 м2 и более, более означает от установленной величины и до бесконечности.

п. 6. Блок оконный пластиковый одностворчатый, с поворотной створкой, с двухкамерным стеклопакетом (32 мм), площадью до 0,5 м2, до означает до указанной величины, соответственно это и 0,1 и 0,2 и 0,3 и т.д.

Согласно ч. 3 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ, первая часть заявки должна содержать конкретные показатели материалов.

При закупке (изготовлении) тех же окон необходимо знать конкретные размеры и исходя из этого произвести расчет их стоимости.

Прошу дать следующие разъяснения:

а. Какие конкретные размеры оконных блоков (иных материалов) нужны заказчику?

б. Сметами предусмотрено изменение размеров оконных проемов под конкретный показатель (размер) который предоставит участник?

в. Будет ли отклонена заявка участника с указанием таких неконкретных показателей в своей заявке, которые установлены заказчиком локальными сметами и ведомостями объемов работ?

д. По каким конкретно позициям локальных смет и ведомостей объемов работ (прошу указать конкретные пункты) участнику необходимо указать конкретные показатели предлагаемых к использованию материалов?

На поступивший 25.06.2015 в адрес заказчика запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе заказчиком в указанной части даны следующие разъяснения (размещены на официальном сайте 26.06.2015):

«6. а) В сметной документации указаны размеры оконных блоков в соответствии с наименованиями работ и затрат сметной программы. В соответствии с п. 2.3.8. проекта контракта «Подрядчик обязан осуществить своими силами и за свой счет все необходимые замеры».

б) В сметной документации рассчитан объем оконных блоков. Конкретные размеры определяются подрядчиком при замерах.

в) В соответствии с п. 23 Информационной карты (часть II) документации об электронном аукционе Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

Согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара,

либо согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование содержится в Приложении 1 (Ведомости объемов работ).

А также, раздел III аукционной документации (техническое задание) содержит примечание: в том случае, если техническое задание (сметная документация) содержит ссылки на конкретные товарные знаки, участник аукциона в электронной форме  вправе предложить продукцию эквивалент (при условии, что представленный эквивалент по существу равноценен или превосходит по качеству продукцию, указанную заказчиком в технических условиях).При этом участник аукциона в первой части заявки указывает конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Таким образом, в составе первой части заявки участники аукциона предоставляют конкретные показатели материалов только в том случае, если предлагают для использования продукцию эквивалент (при условии, что представленный эквивалент по существу равноценен или превосходит по качеству продукцию, указанную заказчиком в сметной документации).

В заявке нет необходимости указывать размеры материалов, они будут определены подрядчиком при замерах.

г)  Ответ в п.в)».

Фактически заказчиком даны разъяснений положений документации об электронном аукционе на поступивший 25.06.2015 запрос участника закупки, определение полноты предоставленных заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе, размещенных 26.06.2015 на официальном сайте, не входит в компетенцию Комиссии Коми УФАС России, соответствующие критерии, по которым можно определить в полном объеме представлены заказчиком разъяснения или нет, в Законе о контрактной системе не установлены.

Вместе с тем, Комиссией Коми УФАС России установлено, что на поступившие 17.06.2015, 25.06.2015 в адрес заказчика запросы о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе 18.06.2015, 26.06.2015 на официальном сайте размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе без указания предметов запросов.

Действия заказчика в виде размещения 18.06.2015, 26.06.2015 на официальном сайте разъяснений положений документации об электронном аукционе без указания предметов запросов противоречат требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.  

3.4. Согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В подпунктах 6.2, 6.5 пункта 6 раздела V «Проект контракта» документации об электронном аукционе установлено, что в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим  Контрактом, Заказчик вправе удержать сумму неустойки (штрафа, пени) в бесспорном порядке, без согласия Поставщика при окончательном расчете с Поставщиком. При этом заключение Заказчиком и Поставщиком дополнительного соглашения к Контракту, предусматривающего изменение сроков и (или) цены Контракта не допускается.

В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.2011 № 02-11-00/5959 «О порядке оплаты получателями бюджетных средств и бюджетными учреждениями обязательств по контрактам при неисполнении и ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств по указанным контрактам» оплата государственного (муниципального) контракта может быть осуществлена путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов) при условии перечисления в установленном порядке неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней, штрафов) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта.

Комиссия Коми УФАС России не усматривает в действиях заказчика в части указания в подпункте 6.5 пункта 6 раздела V «Проект контракта» документации об электронном аукционе права заказчика на удержание суммы неустойки (штрафа, пени) в бесспорном порядке нарушения требований части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу  необоснованной.

2. По результатам внеплановой проверки закупки способом электронного аукциона признать бездействие заказчика – МБОУ «Красноборская СОШ», в виде неустановления в извещении о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300131615000002 от 15.06.2015 исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частью 2 (при наличии таких требований в документации и в извещении о проведении электронного аукциона) статьи 31 Закона о контрактной системе, противоречащим требованиям пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. По результатам внеплановой проверки закупки способом электронного аукциона признать действия заказчика – МБОУ «Красноборская СОШ», в виде  размещения 18.06.2015, 26.06.2015 на официальном сайте разъяснений положений документации об электронном аукционе без указания предметов запросов противоречащими требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.  

4. С учетом того, что выявленные нарушения требований Закона о контрактной системе не повлияли и не могли повлиять на  результаты определения подрядчика, предписание не выдавать.

5. Решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц заказчика – МБОУ «Красноборская СОШ», к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны