Решение №04-02/6130 Решение по жалобе ООО «Регион» от 4 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

27 июня 2017 года

 

 

 

04-02/6130

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…>, председателя Комиссии; <…>, члена Комиссии; <…>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Регион» (далее - ООО «Регион») исх. от 20.06.2017 (вх. от 20.06.2017 № 2153э.) на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (далее – ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по ремонту кровли по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Коммунистическая д.23б», извещение № 0307100005017000018 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),

при участии:

- <…>., представителя ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» по доверенности от 24.10.2016 № 81/01-22,

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. ООО «Регион», ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина», закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

ООО «Регион» письмом от 26.06.2017 (вх. № 2251э. от 26.06.2017) заявлено ходатайство о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие представителя общества.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «Регион», ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

  1. ООО «Регион» обжалуются положения документации об электронном аукционе «Выполнение работ по ремонту кровли по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Коммунистическая д.23б».

Заявитель считает, что при формировании указанной документации заказчиком допущены следующие нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе):

- установление в аукционной документации, проекте контракта срока оплаты заказчиком поставленного товара не соответствующего требованиям части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе;

- установление в пункте 2.7 проекта контракта условия в части оплаты выполненных работ путем применения незаконного поправочного коэффициента по НДС;

- неустановление требования к участникам закупки о наличии действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, являющимся предметом контракта.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителя ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина», пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина».

Объект закупки – «Выполнение работ по ремонту кровли по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Коммунистическая д.23б».

Начальная (максимальная) цена договора составила 2200000,00 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства бюджетных учреждений.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0307100005017000018, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) – 13.06.2017.

4. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, наряду с прочей информацией, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт, наряду с прочей информацией, включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

В силу части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В извещении о проведении электронного аукциона для закупки № 0307100005017000018 в графе «Преимущества и требования к участникам» установлено преимущество «субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям», в графе «ограничения» установлено «закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. К участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации».

Федеральным законом от 01.05.2017 № 83-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившим в законную силу 01.05.2017, статья 34 Закона о контрактной системе дополнена частью 13.1 следующего содержания: «Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты».

В силу части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Комиссия Коми УФАС России, изучив документацию об электронном аукционе «На выполнение работ по ремонту кровли по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Коммунистическая д.23б», установила, что в пункте 23 «Форма, срок и порядок оплаты Контракта» Информационной карты документации об электронном аукционе установлено следующее: «Форма оплаты: безналичный расчет. Сроки оплаты: в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Сторонами акта о приемке выполненных работ, при наличии счета (счет-фактуры)», аналогичные условия установлены и в проекте контракта в пункте 2.8.

Указанные действия заказчика противоречат требованиям части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.

4.1. Отношения, связанные с заключением и исполнением контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (государственного контракта), регулируются нормами Закона о контрактной системе. В то же время, поскольку такой контракт представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого является соответственно поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, к нему применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в части, не противоречащей специальным нормам Закона о контрактной системе.

В силу пункта 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 709 ГК в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

Согласно пункту 4 статьи 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В силу части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе закреплено, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно пункту 1 статьи 168 НК РФ налогоплательщик при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.

В силу этой же статьи НДС товаров (работ, услуг) не входит в стоимость товаров (работ, услуг), а включается дополнительно к ней в связи с требованиями налогового законодательства, предусматривающего обязанность продавца (подрядчика, исполнителя) уплатить сумму налога на добавленную стоимость в бюджет, в качестве компенсации затрат на исполнение указанной обязанности последним.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При заключении контракта в соответствии с Законом о контрактной системе указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Ни ГК РФ, ни Закон о контрактной системе не определяют порядок формирования цены договора (контракта) в зависимости от режима налогообложения поставщика (подрядчика, исполнителя) и не предписывают указывать в договоре, что стоимость товаров, работ или услуг налогом на добавленную стоимость (НДС) не облагается или, напротив, определена с учетом этого налога. К налоговым правоотношениям гражданское законодательство по общему правилу неприменимо (пункт 3 статьи 2 ГК РФ). Необходимость предъявления покупателю товаров (работ, услуг) суммы НДС вытекает из требований налогового законодательства.

Таким образом, наличие либо отсутствие в контракте указания на НДС не влияет на налоговые обязательства контрагента и заказчика, а исполненные контрагентом в соответствии с контрактом обязательства подлежат оплате в размере, определенном по результатам электронного аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта, по оспариваемому заявителем электронному аукциону, определена заказчиком проектно-сметным методом в соответствии с частью 9 статьи 22 Закона о контрактной системе. Результаты расчета приведены в локальной смете, являющейся приложением к документации об электронном аукционе.

Исходя из пояснений представителя ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» следует, что локальная смета была рассчитана с применением общей системы налогооблажения, то есть с учетом НДС. При заключении контракта данная локальная смета прикладывается к проекту контракта в качестве приложения и является его неотъемлемой частью без изменения суммы.

Поправочный коэффициент – отношении цены, предложенной подрядчиком, с которым заключается Контракт, к начальной (максимальной) цене Контракта, если подрядчик, с которым заключается Контракт, является плательщиком НДС или к начальной (максимальной) цене Контракта, без учета суммы НДС, если подрядчик, с которым заключается Контракт, не является плательщиком НДС. Поправочный коэффициент применяется к итоговым данным локальной сметы, являющейся приложением к Контракту.

Представителем ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» уточнено, что с учетом поправочного коэффициента оплата по исполнению государственного контракта на выполнение работ по ремонту кровли по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Коммунистическая д.23б с учетом всего выполненного объема работ согласно контракту, будет равна цене заключаемого контракта, то есть предложенной участником.

Таким образом, Комиссия Коми УФАС России считает, довод заявителя об установлении в пункте 2.7 проекта контракта условия в части оплаты выполненных работ путем применения поправочного коэффициента по НДС, необоснованным.

4.2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих эти требованиям лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее - Перечень).

Согласно пункту 13 раздела III Перечня установлены следующие работы:

13.1. Устройство кровель из штучных и листовых материалов <*>

13.2. Устройство кровель из рулонных материалов <*>

13.3. Устройство наливных кровель <*>.

Согласно описанию сноски (<*>) следует, что виды и группы видов работ, помеченные сноской, требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (особо опасные, технически сложные и уникальные объекты).

Подлежащий ремонту объект заказчика, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д.23б, не относится к объектам, перечисленным в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Комиссия Коми УФАС России установила, что документация о закупке не содержит работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, затрагивающие конструктивные элементы здания.

Следовательно, объектом закупки является проведение текущего ремонта.

Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Регион» в части установления заказчиком в документации об электронном аукционе срока оплаты заказчиком поставленного товара обоснованной, в остальной части необоснованной.
  2. Признать действие ООО «Регион» в части установления заказчиком в документации об электронном аукционе срока оплаты заказчиком поставленного товара, противоречащим требованиям части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
  3. С учетом стадии закупки, характера нарушения, предписание об устранении допущенного заказчиком нарушения части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе не выдавать.
  4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии <…>

 

Члены комиссии <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны