Решение №04-02/6163 Решение по жалобе ОАО «Фармацевтическая фабрика» от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми | ||
РЕШЕНИЕ | ||
17 июля 2013 года |
|
№ 04-02/6163 |
Сыктывкар
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере размещения заказов в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу открытого акционерного общества «Фармацевтическая фабрика» (далее - ОАО «Фармацевтическая фабрика») исх. от 09.07.2013 № 60 (вх. от 10.07.2013 № 1412эл) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская городская больница № 1» (далее - ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница № 1») при размещении заказа путем проведения запроса котировок «На поставку экстемпоральных средств» (извещение № 0307300013213000025),
при участии:
-<…>,
УСТАНОВИЛА:
1. ОАО «Фармацевтическая фабрика» о времени и месте рассмотрения жалобы извещено исх. от 11.07.2013 № 04-02/5877.
Письмом исх. от 08.07.2013 № 64 (вх. от 16.07.2013 № 1468) ОАО «Фармацевтическая фабрика» заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. Жалоба рассматривается в отсутствие ОАО «Фармацевтическая фабрика».
Одновременно с рассмотрением жалобы проводится внеплановая проверка размещения заказа путем проведения запроса котировок «На поставку экстемпоральных средств» (извещение № 0307300013213000025) (далее - запрос котировок).
2. ОАО «Фармацевтическая фабрика» обжалуются действия заказчика - ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница № 1» в виде:
- включения в перечень закупаемых лекарственных средств пероксида водорода 6 %, являющегося дезинфицирующим средством и пероксида водорода 30 %, являющегося высококонцентрированным раствором перекиси водорода, относящимся ко второму классу опасности;
-объединение в одном лоте запроса котировок поставок товаров, относящихся к разным группам;
-установления в приложении № 2 к извещению о проведении запроса котировок требования к фасовке пероксида водорода 30 % «флакон».
ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница № 1» в отзыве на жалобу исх. от 15.07.2013 № 777 (вх. от 16.07.2013 № 3946) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница № 1» явилась заказчиком заказа путем проведения запроса котировок.
Решение о размещении заказа путем проведения запроса котировок оформлено Приказом ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница № 1» от 21.06.2013 № 778.
Предметом запроса котировок явилась поставка экстемпоральных средств.
Начальная (максимальная) цена договора составила 358 935,26.
Источником финансирования заказа явились средства ОМС.
Дата и время окончания срока подачи котировочных заявок: 10.07.2013 10:00.
Извещение о проведении запроса котировок № 0307300013213000025 размещено на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 01.07.2013.
4. В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В силу частей 1, 2 статьи 45 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, а при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также в случае, предусмотренном частью 6 статьи 42 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.
Извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки.
В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в этом извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств). В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки, они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, установленными на основании пункта 4 статьи 43 настоящего Федерального закона. Извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов установлено, что запрос котировок должен содержать наряду с прочими сведениями наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Частью 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов определено, что не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Исходя из пункта 4 статьи 43 Закона о размещении заказов заказчик вправе самостоятельно определять предмет торгов, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать предмет закупки в соответствии с собственными потребностями. Однако, при формировании предмета закупки, требований к закупаемому товару заказчику необходимо учитывать запрет, установленный части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
По приложению № 2 к извещению о проведении запроса котировок:
№ п/п | Наименование товара (международное непатентованное название) | Форма выпуска, дозировка, фасовка | Ед. имз. | Количество | |
1. | Натрия хлорид | Стерильный раствор для инфузий, 10% - 200 мл. | фл. | 480 | |
2. | Калия перманганат | Раствор для наружного применения, 5% - 100 мл. | фл. | 270 | |
3. | Кальция хлорид | Стерильный раствор для инфузий, 1% - 200 мл. | фл. | 300 | |
4. | Натрия цитрат | Стерильный раствор для наружного применения, 5% - 10 мл. |
фл. |
120 | |
5. | Калия хлорид | Стерильный раствор для инфузий, 7,5% - 100 мл. | фл. | 420 | |
6. | Хлоргексидин | Стерильный раствор для наружного применения, 0,02% - 400 мл. | фл. | 480 | |
7. | Водорода пероксид | Раствор для наружного применения, 3% - 400 мл. | фл. | 516 | |
8. | Водорода пероксид | Раствор для наружного применения, 6% - 400 мл. | фл. | 240 | |
9. | Водорода пероксид | Раствор для наружного применения, 30% - 500 мл. | фл. | 252 | |
10. | Парафин жидкий | Стерильный для наружного применения, 10 мл. | фл. | 300 | |
11. | Нитрофурал | Стерильный раствор для наружного применения, 0,02% - 300 мл. | фл. | 420 |
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон об обращении лекарственных средств) лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий, к лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты. Фармацевтические субстанции - лекарственные средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющие их эффективность. Лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона об обращении лекарственных средств государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов.
В силу пунктов 2, 9 Порядка ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения, утвержденного Приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 746н «Об утверждении порядка ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения» государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения (далее - Реестр) является федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения, прошедших государственную регистрацию, фармацевтических субстанциях, входящих в состав лекарственных препаратов, и фармацевтических субстанциях, не используемых при производстве лекарственных препаратов.
Реестр публикуется на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и обновляется ежедневно, с сохранением размещения на сайте всех предыдущих редакций Реестра.
По информации с официального сайта http://grls.rosminzdrav.ru пероксид водорода 6% и перекись водорода 30 % в государственном реестре лекарственных средств отсутствуют.
По пункту 1.4.1 ГОСТа 177-88 «Водорода перекись. Технические условия», дата ведения в действие: 01.07.1989 (далее - ГОСТ 177-88), перекись водорода - негорючая, пожароопасная жидкость, является сильным окислителем, способна самопроизвольно разлагаться на воду и кислород, смешивается в любых соотношениях с водой.
По пункту 1.3.1 ГОСТа 177-88 перекись водорода может быть медицинской (массовая доля перекиси водорода 30-40 %) и технической, которая представлена двумя марками: А (массовая доля перекиси водорода 35-40 %) и Б (марка Б делится на 2 сорта: высший (массовая доля перекиси водорода 35-40 %) и первый (массовая доля перекиси водорода 30-40 %).
По пункту 1.4.3 ГОСТа 177-88 класс опасности перекиси водорода 30 % - 2 по ГОСТ 12.1.007.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» дезинфицирующее средство «Перекись водорода 6 %» относится к группе номенклатуры «Средства дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные (код ОКДП 2423920); перекись водорода 30 % относится к группе номенклатуры «Химические вещества, химические продукты и химические волокна, а также услуги в производстве химикатов и химических продуктов» (коды ОКДП 2421000, 2411000, 2413000, 2422000, 2429000, кроме 2429450, 2429460, 2430000, 9416000); лекарственные средства, входящие в перечень требуемого к поставке товара относятся к группе «Средства антисептические и препараты химиотерапевтического действия» (код ОКДП 2423360).
Исходя из Санитарно-эпидемиологического заключения № 18. УЦ.02.939.М.000225.03.10 от 24.03.2010 на производство дезинфицирующего средства «Перекись водорода 6%», Декларации соответствия продукции дезинфицирующего средства «Перекись водорода 6 %» № РОСС RU.ХП09.ДОО177 от 30.11.2012, Свидетельства о государственной регистрации № RU.77.99.88.002.Е.016360.11.12 от 28.11.2012 дезинфицирующего средства «Перекись водорода 6 %», перекись водорода 6 % - дезинфицирующее средство.
В соответствии с подпунктами 16, 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании), в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат наряду с прочими виды деятельности: производство лекарственных средств; фармацевтическая деятельность.
Пунктом 33 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств предусмотрено, что фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В силу пункта 4 Порядка проведения государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.11.2002 № 344 «О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей» дезинфекционное средство допускается к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации, использованию после его государственной регистрации.
Заказчиком - ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница № 1» в один лот запроса котировок объединены поставка лекарственных средств, на осуществление которой требуется лицензия на фармацевтическую деятельность, и поставка дезинфицирующих средств.
Однако, в Законе о размещении заказов отсутствуют требования к порядку формирования лотов при проведении запроса котировок.
Доказательства нарушения требований Закона о размещении заказов в действиях заказчика - ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница № 1» в виде объединения в один лот запроса котировок поставки лекарственных средств, на осуществление которой требуется лицензия на фармацевтическую деятельность, и поставки дезинфицирующих средств отсутствуют.
По мнению Комиссии Коми УФАС России, в таких действиях имеются признаки нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Выводы о наличии нарушений антимонопольного законодательства, в частности Закона о защите конкуренции, могут быть сделаны комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в решении по делу о нарушении законодательства, принятом по результатам рассмотрения соответствующего дела (пункт 3 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции).
В приложении № 2 к извещению о проведении запроса котировок установлено требование к фасовке пероксида водорода 30 % «флакон».
Данное требование установлено заказчиком - ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница № 1» на основании пункта 4 статьи 43 Закона о размещении заказов исходя из собственной потребности.
Оценка положений извещения о проведении запроса котировок и приложения № 2 к извещению о проведении запроса котировок на предмет соответствия (несоответствия) налоговому законодательству Российской Федерации к функции антимонопольного органа, и соответственно, к функции Комиссии Коми УФАС России, не отнесена.
С учетом всех вышеизложенного, руководствуясь частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу в части требований, основанных на нормах законодательства в сфере размещения заказа, необоснованной.
2. Решить вопрос об обеспечении рассмотрения жалобы в части требований, основанных на нормах антимонопольного законодательства, в порядке статьи 44 Закона о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.