Решение №04-02/6816 Решение по жалобе ООО «Элмед» от 31 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

31 июля 2015 года

 

 

 

 № 04-02/6816

Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее – Комиссия Коми УФАС России),

рассмотрев жалобу исх. от 24.07.2015 № 09-05/257 (вх. от 24.07.2015 № 1863эл) общества с ограниченной ответственностью «Элмед» (далее – ООО «Элмед», общество, заявитель) на действия заказчика – Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – ГУ-РО ФСС России по РК, заказчик, учреждение) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку инвалидам слуховых аппаратов с ушными вкладышами индивидуального производства (закупка № 0207100000615000250), далее - закупка, электронный аукцион,

при участии:

- <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» (далее – ООО «РТС-тендер»), ООО «Элмед» извещены посредством электронной почты о времени и месте рассмотрения жалобы.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «РТС-тендер», ООО «Элмед» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. Заявителем обжалуются положения документации об электронном аукционе в части установления требований, влекущих ограничение количества участников.

По мнению заявителя, индуктор заушный является дополнительным устройством, не входящим в стандартный комплект слухового аппарата, с связи с чем инвалид должен приобретать его самостоятельно, а не в рамках государственной закупки с использованием бюджетных средств.

Индуктор заушный является коммерческим названием индукционной петли, применяемой исключительно ОАО «Исток Аудио Интернэшнл», у других производителей указанные устройства имеют другие коммерческие названия: «индукционные петли», «индукционные системы».

Заявитель указывает, что в нарушение требований законодательства о контрактной системе заказчик закупает как стандартные вкладыши, так и вкладыши индивидуального изготовления, что ведет к дополнительному расходованию бюджетных средств.

Как указано в жалобе, заказчик в нарушение статьи 8, части 1 статьи 33 Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) по позициям:

- по П.1 Аппараты слуховые заушные средней мощности (высокотехнологичные цифровые слуховые аппараты);

- по П. 2 Аппараты слуховые заушные средней мощности (цифровые триммерные слуховые аппараты);

- по П. 3 Аппараты слуховые заушные средней мощности (высокотехнологичные цифровые слуховые аппараты с программой автоматической адаптации к окружающей акустической обстановке);

- по П. 1 Цифровые слуховые аппараты заушные мощные  многоканальные высокотехнологичные с программой автоматической адаптации к окружающей акустической обстановке;

- по П. 3 Аппараты слуховые заушные мощные (цифровые триммерные слуховые аппараты);

- по П. 2 Аппараты слуховые заушные сверхмощные (высокотехнологичные цифровые слуховые аппараты с программой автоматической адаптации к окружающей акустической обстановке) излишне конкретизирует технические, функциональные и эксплуатационные характеристики требуемого к поставке товара, что приводит к тому, что по указанным позициям могут быть поставлены слуховые аппараты единственного производителя -  ОАО «Исток Аудио Интернэшнл».

Заявитель отмечает, что указанная в П. 4 Аппараты слуховые заушные средней мощности (с возможностью программного переконфигурирования), по П. 2 Цифровые слуховые аппараты заушные мощные (многоканальные высокотехнологичные с возможность программного переконфигурирования) характеристика «Элемент питания – 13 типоразмера» не влияет на функциональность и качество слуховых аппаратов. Тип элемента питания зависит от конструктивных особенностей слухового аппарата и может отличаться у разных производителей.

Заявитель указывает в жалобе на то, что должностные лица ГУ - РО ФСС России по РК должны быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимую в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Заявитель просит провести проверку размещения электронного аукциона на соответствие требованиям действующего законодательства Российской Федерации, приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу, выдать предписание об отмене электронного аукциона или о внесении изменений в документацию, провести проверку квалификационного соответствия должностных лиц, ответственных за составление и утверждение документации.

 ГУ - РО ФСС России по РК в отзыве на жалобу и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучения материалов жалобы, заслушивания представителей заказчика, пришла к нижеследующим  выводам.

3.1. Заказчиком осуществления закупки явилось ГУ - РО ФСС России по РК.

Наименование объекта закупки – поставка инвалидам слуховых аппаратов с ушными вкладышами индивидуального производства.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 541 100,00 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства федерального бюджета, переданные Фонду социального страхования Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Информация о проведении электронного аукциона, в том числе извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0207100000615000250 от 17.07.2015, размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) и на сайте электронной площадки http://www.rts-tender.ru.

Документация об электронном аукционе № 15-07-129 Поставка инвалидам слуховых аппаратов с ушными вкладышами индивидуального производства (только для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) утверждена 17.07.2015 заместителем управляющего ГУ - РО ФСС России по РК.

3.2. По части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно частям 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

По пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

По части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В части III «Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)» документации об электронном аукционе (далее - техническое задание документации об электронном аукционе) заказчиком установлены требования к закупаемому товару – слуховым аппаратам с ушными вкладышами индивидуального производства.

В частности, в техническом задании документации об электронном аукционе указано, что все слуховые аппараты поставляются в стандартной комплектации:

стандартный вкладыш – 1шт.

элемент питания – 2шт.

индуктор заушный   – 1шт.

Указание в техническом задании документации об электронном аукционе индуктора заушного, входящего в стандартную комплектацию слуховых аппаратов, заказчик обосновывает тем, что индуктор заушный является устройством, входящим в комплект слухового аппарата, предназначенным для прослушивания аудиосигнала с внешней звуковоспроизводящей аппаратуры. Заказчик указывает, что ряд других компаний, являющихся производителями слуховых аппаратов, также используют термин «индуктор заушный», например: компания Geemarc, Франция; NewSound Technology Co,  Ltd, Китай.

Установление в техническом задании документации об электронном аукционе необходимости поставки как стандартных вкладышей, так и вкладышей индивидуального изготовления в стандартной комплектации слуховых аппаратов заказчик обосновывает следующим.

Вкладыш индивидуального изготовления предусмотрен Классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 24.05.2013 № 214н, также прописан в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Вместе с тем, для изготовления индивидуального вкладыша требуется время, в течение которого будет снят слепок с ушной раковины и наружного слухового прохода. В течение этого времени слуховой аппарат без вкладыша не пригоден к эксплуатации. В связи с чем требование о наличии в комплекте слухового аппарата стандартного вкладыша обосновано потребностями получателей слуховых аппаратов.

Довод заявителя о том, что документация об электронном аукционе составлена в интересах одного производителя - ОАО «Исток Аудио Интернэшнл», заказчик опровергает тем, что наряду с ОАО «Исток Аудио Интернэшнл», слуховые аппараты, соответствующие техническому заданию документации об электронном аукционе, производит ООО «Конструкторское Бюро Аудиомаг» (аппараты «БРИЗ-PRO+» и «БРИЗ-SP PRO+»).

По установлению по П. 4 Аппараты слуховые заушные средней мощности (с возможностью программного переконфигурирования), по П. 2 Цифровые слуховые аппараты заушные мощные (многоканальные высокотехнологичные с возможность программного переконфигурирования) технического задания документации об электронном аукционе такой характеристики, как «Элемент питания – 13 типоразмера», заказчик обосновывает тем, что слуховые аппараты, в которых используется указанный тип питания, отличаются от других моделей по весу и объему, что обеспечивает получателям, в том числе детям, более комфортное использование слуховых аппаратов.

Комиссия Коми УФАС России не находит достаточных оснований полагать, что установление в техническом задании документации об электронном аукционе требований к закупаемому заказчиком товару – слуховым аппаратам, нарушает требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и приводит к ограничению количества участников закупки в связи со следующим.

ГУ - РО ФСС России по РК в техническом задании документации об электронном аукционе указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям заказчика, предметом договора является поставка инвалидам слуховых аппаратов с ушными вкладышами индивидуального производства, а не их производство. Установление в техническом задании документации об электронном аукционе требований к закупаемому товару – слуховым аппаратам обусловлено потребностью заказчика и необходимо для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240.

В Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, в числе технических средств реабилитации предусмотрены слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.

Как следует из представленной ГУ - РО ФСС России по РК письменной информации и устных пояснений представителей заказчика, заслушанных в ходе заседания, до объявления электронного аукциона от трех хозяйствующих субъектов заказчиком были получены коммерческие предложения. В ранее объявленных электронных аукционах (закупки №№ 0207100000614000010, 0207100000614000481, 0207100000614000138) с аналогичным объектом закупки принимало участие по два участника.

Заявителем в материалы жалобы не представлены достаточные доказательства того, что требования к закупаемому товару, установленные заказчиком в техническом задании документации об электронном аукционе, ограничивают количество участников электронного аукциона, в том числе не дают возможность самому заявителю принять участие в проводимых торгах.

Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что действия заказчика – ГУ - РО ФСС России по РК, в части установления в техническом задании документации об электронном аукционе требований к закупаемому товару – слуховым аппаратам, приводят к ограничению количества участников закупки и нарушают требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3.3. Проведение проверки квалификационного соответствия должностных лиц заказчика, ответственных за составление и утверждение документации, в соответствии с действующим законодательством не относится к компетенции Комиссии Коми УФАС России.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу необоснованной.

2. Копия жалобы в части решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, передана в соответствующее структурное подразделение Коми УФАС России.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны