Решение №04-02/6936 Решение по жалобе ООО «Медпроект» от 8 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

17 июля 2017 года

 

 

 

№ 04-02/6936

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…>, председателя Комиссии; <…>, члена Комиссии; <…>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медпроект» (далее - ООО «Медпроект») исх. от 11.07.2017 № 09-05/11/07 (вх. № 2474э. от 10.07.2017) на действия заказчика - государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – ГУ-РО ФСС РФ по РК) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка застрахованным лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, слуховых аппаратов», извещение № 0207100000617000129 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),

при участии:

- <…> - представителя ГУ-РО ФСС РФ по РК по доверенности от 17.07.2017 № 62;

- <…> - представителя ГУ-РО ФСС РФ по РК по доверенности от 17.07.2017 № 61;

- <…> - представителя ГУ-РО ФСС РФ по РК по доверенности от 17.07.2017 № 63;

- <…> – представителя Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Минтруда России по приказу от 04.07.2017 № 288к.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. ООО «Медпроект», ГУ-РО ФСС РФ по РК, общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» (далее – ООО «РТС-тендер») о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

По ходатайству ООО «Медпроект», изложенному в составе жалобы исх. от 11.07.2017 № 09-05/11/07, к участию в рассмотрении жалобы привлечено Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Минтруда России (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России).

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы, отсутствие представителей ООО «Медпроект», ООО «РТС-Тендер» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. ООО «Медпроект» обжалуются действия заказчика - ГУ-РО ФСС РФ по РК в части:

- неустановления в извещении о проведении электронного аукциона ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- установления избыточного требования к закупаемым слуховым аппаратам, а именно наличие дополнительной функции бинауральности:

по позиции 1 «бинауральная координация кнопки-переключателя, бинауральная двойная система подавления обратной связи (включая динамическое подавления обратной связи без снижения усиления)»,

по позиции 2 «бинауральная координация, бинауральная синхронизация система динамического подавления обратной связи»,

по позиции 3 «бинауральная двойная система подавления обратной связи (включая динамическое подавления обратной связи без снижения усиления, бинауральная координация кнопки-переключателя)»;

- установления излишнего требования о наличии в комплектации к слуховым аппаратам вкладышей ушных стандартных (2 шт).

ГУ-РО ФСС РФ по РК в отзыве от 14.07.2017 № 1125/1115-3507 (вх. № 3894 от 14.07.2017) на жалобу ООО «Медпроект» и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ГУ-РО ФСС РФ по РК, ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России), пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГУ-РО ФСС РФ по РК.

Объект закупки – «Поставка застрахованным лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, слуховых аппаратов».

Начальная (максимальная) цена договора составила 450 599,91 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0207100000617000129, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» - 30.06.2017.

4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с прочей информацией, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление от 05.02.2015 № 102) утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска.

В указанный перечень наряду с прочими медицинскими изделиями входят и слуховые аппараты неимплантируемые.

Комиссией Коми УФАС России в ходе изучения извещения о проведении электронного аукциона «Поставка застрахованным лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, слуховых аппаратов» установлено, что в разделе «Преимущества и требования к участникам» в графе «Ограничения и запреты» заказчиком указан запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102.

В пункте 20 Информационной карты документации об электронном аукционе также установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102.

В указанном пункте заказчиком разъяснен порядок рассмотрения заявок, применяемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102.

Таким образом, довод заявителя о неустановлении заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102, не подтвердился.

В действиях заказчика отсутствуют признаки нарушения пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, наряду с прочей информацией, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

По пункту 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Приложение № 2 (Техническое задание) к документации об электронном аукционе «Поставка застрахованным лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, слуховых аппаратов» содержит описание объекта закупки.

Так в указанном Техническом задании установлено, что слуховые аппараты должны иметь, в том числе бинауральную координацию кнопки-переключателя, бинауральную двойную систему подавления обратной связи (включая динамическое подавления обратной связи без снижения усиления), бинауральную координацию, бинауральную синхронизацию системы динамического подавления обратной связи.

По мнению заявителя, установление заказчиком вышеназванных требований к слуховым аппаратам является излишним. Требование «бинауральности» не является стандартным требованием, касающимся технических и качественных характеристик слуховых аппаратов установленных ГОСТ.

Считает, что устанавливая такие требования, заказчик должен обосновать потребность в таких слуховых аппаратах, с подтверждением нуждаемости инвалида в бинауральном слухопротезировании на основании, внесенного в Индивидуальную программу реабилитации инвалида, заключения врача-сурдолога.

Согласно пояснениям ГУ-РО ФСС РФ по РК, представленным письмом от 14.07.2017 № 1125/1115-3507 (вх. № 3894 от 14.07.2017), и озвученным представителями учреждения на заседании Комиссии Коми УФАС России следует, что функция «бинауральная синхронизация» является стандартной для современных слуховых аппаратов, оснащенных беспроводными свойствами. Данная функция применима для всех категорий нуждающихся, в том числе взрослых и пожилых людей. Указанная функция позволяет подключить аппарат к телевизору, домашнему и сотовому телефону, что существенно улучшает результаты реабилитации и повышает удовлетворенность пострадавших.

Обеспечение техническими средствами реабилитации пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регламентировано:

Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 394-ФЗ);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 № 286 «Об утверждении положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.03.2016 № 171);

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.12.2013 № 736н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая».

Пояснено, что обеспечение пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний средствами реабилитации осуществляется при наличии прямых последствий страхового случая в зависимости от видов реабилитации, необходимых заявителю в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (далее – программа реабилитации пострадавшего), форма которой предусмотрена приложением № 2 к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.07.2001 № 56 «Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания».

Представителем ГУ-РО ФСС РФ по РК отмечено, что для пострадавших на производстве от несчастных случаев индивидуальная программа реабилитации инвалида не оформляется.

Указанное подтверждено и представителем ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России.

Исходя из пояснений ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России, представленных письмом от 14.07.2017 № 07-05/1864 (вх. № 3892 от 14.07.2017), и озвученных представителем учреждения на заседании Комиссии Коми УФАС России, следует, что в соответствии с пунктом 6.1.9 Инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 30.01.2002 № 5, в разделе «протезирование и обеспечение приспособлениями, необходимыми пострадавшему для трудовой деятельности и в быту, а также их ремонт» указывается вид протезирования (на основании заключения специалистов в данной области) в котором нуждается пострадавший, и перечисляются технические средства реабилитации (приспособления), необходимые пострадавшему для трудовой деятельности и в быту.

Поскольку на законодательном уровне не утвержден перечень технических средств реабилитации для обеспечения пострадавших, специалисты учреждений МСЭ руководствуются Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденным приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 998н (далее - Перечень), ГОСТ Р ИСО 9999-2014 «Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология» (далее – Национальный стандарт). При нуждаемости пострадавшего в технических средствах реабилитации, отсутствующего в Перечне, специалисты учреждений МСЭ руководствуются Национальным стандартом. В обоих случаях вид технического средства реабилитации вносится в программу реабилитации пострадавшего в соответствии с Перечнем и Национальным стандартом.

Таким образом, пострадавшему при установлении группы инвалидности по прямым последствиям несчастного случая и профессиональных заболеваний рекомендация технического средства реабилитации вносится в программу реабилитации пострадавшего, а не в индивидуальную программу реабилитации или абилитации.

В материалы жалобы ООО «Медпроект» ГУ-РО ФСС РФ по РК представлены несколько Программ реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

В ходе изучения указанных Программ Комиссией Коми УФАС России установлено, что во всех представленных Программах имеются заключения врача-сурдолога, в котором пациентам для коррекции тугоухости с учетом данных аудиометрии показано протезирование цифровыми программируемыми слуховыми аппаратами Вист.

Исходя из описания ключевых особенностей слухового аппарата Вист, взятых из электронного источника в сети Интернет http://www.radugazvukov.ru/catalog/product/vist/ следует, что указанный слуховой аппарат содержит такие функции как:

- Бинауральная синхронизация слуховых аппаратов, восстанавливающая стабильность и баланс слушания,

- Бинауральная координация кнопки переключения программ и регулятора громкости,

- Бинауральное динамическое подавление обратной связи, что улучшает качество звучания и делает прослушивание музыки комфортней и приятней.

На довод заявителя об установлении излишнего требования о наличии в комплектации к слуховым аппаратам вкладышей ушных стандартных (2 шт), представителями ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России, ГУ-РО ФСС РФ по РК пояснено, что ушной вкладыш является неотъемлемой частью слухового аппарата, от чего во многом зависит успех протезирования. Они бывают стандартными и индивидуальными.

Срок службы ушного вкладыша составляет менее года, затем вкладыш теряет эластичность, уменьшается в размере и как результат, аппарат на ухе начинает свистеть и вызывать дискомфорт при ношении.

Отсутствие стандартного ушного вкладыша не позволит в дальнейшем произвести подбор и настройку слухового аппарата.

По мнению ГУ-РО ФСС РФ по РК, требуя в комплекте с самим слуховым аппаратом стандартный вкладыш, заказчик тем самым минимизировал свои затраты.

Таким образом, заказчик - ГУ-РО ФСС РФ по РК считает, что доводы, изложенные заявителем в жалобе, не подлежат удовлетворению, поскольку не обоснованы.

Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Заявитель с разъяснениями о положениях документации указанного аукционе не обращался.

Комиссия Коми УФАС России считает, что указание заказчиком характеристик и показателей товара, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.

При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования товара, являющегося объектом закупки.

Все параметры, указанные в описании объекта закупки являются существенными для заказчика и влияют на функциональные свойства препарата.

Объектом закупки является поставка лекарственных средств, а не их изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.

По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Достаточных доказательств того, что установление оспариваемых характеристик к товару влечет за собой ограничение количества участников закупки на товарном рынке поставки, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

Таким образом, Комиссия Коми УФАС России считает довод заявителя о нарушении заказчиком требований пункта 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в виде установления заказчиком в документации об электронном аукционе требований к слуховым аппаратам не в соответствии со стандартами, а также не обоснования необходимости использования таких показателей, не состоятельным.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Медпроект» необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

Члены комиссии <…>

 

<…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны