Решение №04-02/7005 Решение по жалобе ООО "Стройинвест" от 1 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

28 июля 2016 года

 

 

 

           № 04-02/7005

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> - <..> управления, председателя Комиссии; <…> - ведущего специалиста - эксперта управления, члена Комиссии; <…> - главного специалиста - эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» (далее - ООО «СТРОЙИНВЕСТ», заявитель) исх. от 20.07.2016 (вх. от 21.07.2016 № 2243э) на действия заказчика - государственного казенного учреждения Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» (далее - ГКУ РК «УправтодорКоми») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Организация работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Сыктывкар – Троицко-Печорск на участке Сыктывкар – Пузла – Крутая км 22+800 – км 41+000 (ПК40+00 – ПК100+00). (ЭА-1257)», извещение № 0107200002716001267        (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),

при участии:

-<…>, представителей ГКУ РК «УправтодорКоми» по доверенностям от <…>             № <…> соответственно,

-<…>, представителя Министерства финансов Республики Коми по доверенности от <…> № <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. ООО «СТРОЙИНВЕСТ», ГКУ РК «УправтодорКоми», Министерство финансов Республики Коми, закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы, отсутствие представителей ООО «СТРОЙИНВЕСТ», ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

            2. ООО «СТРОЙИНВЕСТ» обжаловано действие заказчика - ГКУ РК «УправтодорКоми» в части определения содержания документации о закупке с нарушением требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в части:

-неустановления в документации об электронном аукционе конкретного минимального срока действия банковской гарантии в случае её предоставления в качестве обеспечения исполнения контракта;

-установления в пунктах 9.3, 9.6 проекта контракта условия о применении при расчете пени ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, вместо требуемой ключевой ставки Банка России;

-неустановления в извещении о проведении электронного аукциона на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) требования о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457.

ГКУ РК «УправтодорКоми» в отзыве на жалобу исх. от 27.07.2016 № 12/2860   (вх. от 27.07.2016 № 3818) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

            Министерство финансов Республики Коми в отзыве на жалобу исх. от 27.07.2016 № 20-17/5151 (вх. от 27.07.2016 № 3814) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе), изучив материалы жалобы, заслушав представителей ГКУ РК «УправтодорКоми», Министерства финансов Республики Коми, пришла к нижеследующим  выводам.

Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГКУ РК «УправтодорКоми», уполномоченным органом - Министерство финансов Республики Коми.

Объект закупки - «Организация работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Сыктывкар - Троицко-Печорск на участке Сыктывкар - Пузла - Крутая км 22+800 - км 41+000 (ПК40+00 - ПК100+00). (ЭА-1257)».

Начальная (максимальная) цена контракта составила  94 985 422,51 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства республиканского бюджета Республики Коми.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0107200002716001267, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) - 05.07.2016.

4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

4.1. По мнению заявителя, в проекте контракта не установлен конкретный срок действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной службе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

   Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии с пунктом 10.6 проекта контракта, являющегося разделом V документации об электронном аукционе (далее - проект контракта) «в случае предоставления в качестве обеспечения исполнения Контракта банковской гарантии, срок её действия должен истекать не ранее чем через 1 месяц после истечения срока действия Контракта, указанного в п. 12.8. контракта».

По пункту 12.8 проекта контракта «срок действия Контракта устанавливается с момента его подписания сторонами  и до 30 ноября 2016 года, а в части обязательств Подрядчика, предусмотренных пунктами 7.2 - 7.4 настоящего Контракта, пунктами 2.1.18-2.1.22 настоящего Контракта - до полного исполнения обязательств».

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

   Под «исполнением контракта» необходимо понимать исполнение установленных им обязательств. Как следует из пункта 1 статьи 408, пункта 3 статьи 420 Гражданского Кодекса Российской Федерации контракт является исполненным когда и поставщик (исполнитель, подрядчик), и заказчик исполнили надлежащим образом свои обязательства, возникшие из этого контракта, то есть для того чтобы контракт считался исполненным, поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан поставить товар (оказать услуги, выполнить работы), а заказчик обязан оплатить такой товар (работы, услуги). Этот вывод следует и из части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, согласно которой исполнение контракта представляет собой комплекс мер, включающий, помимо прочего, оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Срок действия контракта определен исполнением обязательств сторонами.

Закон о контрактной системе не содержит обязанности устанавливать в проекте контракта (документации об электронном аукционе) конкретный срок действия банковской гарантии.

Таким образом, действие заказчика в части установления в проекте контракта условия о сроке действия банковской гарантии «не ранее чем через 1 месяц после истечения срока действия Контракта» не противоречит требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

 4.2. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

  В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств заказчиком определено в разделе 9 проекта контракта «Ответственность сторон», в котором, в том числе установлен порядок уплаты неустоек (штрафой, пеней).

Аналогичное части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе условие установлено в пункте 9.3 проекта контракта.

Аналогичное части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе условие установлено в пункте 9.6 проекта контракта.

Таким образом, установление Заказчиком в проекте контракта условия о применении при расчёте размера пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации не противоречит Закону о контрактной системе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1340 установлено, что к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 01.01.2016 вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.    

Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 11 декабря 2015 г. № 3894-У с 01 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определённому на соответствующую дату. С указанной даты Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования.

Согласно письму Министерства Российской Федерации от 10.02.2016 № 02-01-10/6831, при расчете неустойки как для заключенных контрактов, так и для заключаемых применяются положения постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом), то есть используется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которая с 01 января 2016 года приравнена к ключевой ставке Банка России. В случае, если в контракт включено условие о расчете пени от ставки рефинансирования Центрального Банка  Российской Федерации, то размер такой ставки признается равным размеру ключевой ставки Банка России.

Таким образом, довод заявителя о нарушении Заказчиком действующего законодательства путем включения в проект контракта условия о применении ставки рефинансирования Банка Российской Федерации, комиссия Коми УФАС России считает несостоятельным.

4.3. Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе  в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. (далее - Перечень).

По пункту 5 Перечня выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд отнесено к видам работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.

Объект закупки - «Организация работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Сыктывкар - Троицко-Печорск на участке Сыктывкар - Пузла - Крутая км 22+800 - км 41+000 (ПК40+00 - ПК100+00).

На заседании Комиссии Коми УФАС России установлено, что извещением о проведении электронного аукциона № 0107200002716001267 определено: «Установлен запрет на выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики».

Таким образом, довод заявителя о нарушении заказчиком пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 29.12.2015                № 1457 в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона требования о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457, не находит своего подтверждения.

            С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

           Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

                                  

                                                      <…>

 

Члены комиссии                                                                                                                   <…>

                                                                                                                        

                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны