Решение №04-02/7367 Решение по жалобе ООО «Геоструктура» от 14 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Общество с ограниченной

ответственностью «Геоструктура»

 

Карбышева ул., 78/ 1-137,

г. Пермь, Пермский край, 614112

 

Бюджетное учреждение «Управление капитального

строительства муниципального образования

городского округа «Сыктывкар»

 

Советская ул., д. 30,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000

 

Департамент финансов администрации

муниципального образования

городского округа «Сыктывкар»

 

Бабушкина ул., д. 22, г. Сыктывкар,

Республика Коми. 167610

 

Закрытое акционерное общество

«Сбербанк - Автоматизированная

система торгов»

 

ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

19 октября 2018 года

 

 

 

№ 04-02/7367

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Геоструктура» (далее - ООО «Геоструктура», заявитель) вх. от 12.10.2018 № 3620э, от 16.10.2018 № 4865 на действия заказчика - бюджетного учреждения «Управление капитального строительства муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее - бюджетное учреждение «УКС МО ГО «Сыктывкар») при заключении контракта по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение инженерно-экологических изысканий по объекту «Обеспечение земельных участков инфраструктурой мкр. Емваль (внутримикрорайонные улицы, проезды и уличное освещение)», извещение № 0307300005218000346 (далее - электронный аукцион, закупка),

при участии:

-<…>, представителей ООО «Геоструктура»,

-<…>, представителя бюджетного учреждения «УКС МО ГО «Сыктывкар» по доверенности от 17.10.2018 № <…>,

-<…>, представителя Департамента финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» по доверенности от 02.03.2018 № <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. ООО «Геоструктура», бюджетное учреждение «УКС МО ГО «Сыктывкар», Департамент финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее - Департамент финансов администрации МО ГО «Сыктывкар»), закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. Заявителем обжалуется действие заказчика - бюджетного учреждения «УКС МО ГО «Сыктывкар» в части признания ООО «Геоструктура» уклонившимся от заключения контракта и принятия решения об отказе от заключения с ООО «Геоструктура» по результатам осуществления закупки контракта.

Бюджетным учреждением «УКС МО ГО «Сыктывкар» в отзыве на жалобу от 17.10.2018 № 02-259 (вх. от 18.10.2018 № 4919) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

2.1. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО «Геоструктура», бюджетного учреждения «УКС МО ГО «Сыктывкар», Департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар», пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось бюджетное учреждение «УКС МО ГО «Сыктывкар», уполномоченным органом - Департамент финансов администрации МО ГО «Сыктывкар».

Объект закупки - «Выполнение инженерно-экологических изысканий по объекту «Обеспечение земельных участков инфраструктурой мкр. Емваль (внутримикрорайонные улицы, проезды и уличное освещение)».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 430 000,00 рублей; источником финансирования явились бюджетные инвестиции на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0307300005218000346, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 11.09.2018.

2.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частями 1-8, 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.

В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

Согласно частей 3, 4, 5 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Согласно частей 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В силу частей 1, 2, 3 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

Согласно частей 5, 6, 7 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

2.2.1. Извещением о проведении электронного аукциона, пунктом 16 раздела II «Информационная карта» документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта») определен размер обеспечения исполнения контракта - 5 % начальной (максимальной) цены контракта - 121 500,00 руб.

Пунктом 16 Информационной карты установлено, наряду с прочим: «Срок предоставления обеспечения исполнения договора - в сроки, установленные для заключения Контракта в соответствии с подразделом 20 раздела I документации об электронном аукционе.

Исполнение Контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Способ обеспечения исполнения Контракта определяется участником закупки, с которым заключается Контракт, самостоятельно».

В пункте 16 Информационной карты определены условия банковской гарантии: «право заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии; обязательства принципала (Проектировщика), надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.

Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать условия, предусмотренные ст. 45 Закона о контрактной системе, а также дополнительным требованиям к Банковской гарантии, утвержденной Постановлением Правительства от 08.11.2013 года № 1005.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна содержать следующие обязательства принципала (проектировщика), надлежащее исполнение которого обеспечивается банковской гарантией:

1. Инженерно-экологические изыскания должны быть выполнены в соответствии с требованиями Контракта, техническим заданием (приложение № 1 к Контракту), требованиями СП 47.13330.2016 «Свод правил. Инженерные изыскания для строительства». Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96», СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства», ст. 47 Градрстроительного кодекса Российской Федерации, нормативными документами в области окружающей среды Республики Коми.

2. Срок окончания работ - не позднее 11 декабря 2018 г.»

В пункте 16 Информационной карте указано: «В случае не предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для его заключения, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта».

  1. Как следует из материалов жалобы, по результатам рассмотрения вторых частей заявок участников закупки, победителем электронного аукциона признано ООО «Геоструктура».

Протокол подведения итогов электронного аукциона от 25.09.2018 № 0307300005218000346-3 размещен на официальном сайте 25.09.2018.

Заказчиком - бюджетным учреждением «УКС МО ГО «Сыктывкар» карточка контракта сформирована 25.09.2018, проект контракта направлен оператором ООО «Геоструктура» 01.10.2018.

Победителем электронной процедуры - ООО «Геоструктура» усиленной электронной подписью проект контракта подписан 03.10.2018.

Подписанный усиленной электронной подписью проект контракта направлен оператором электронной площадки заказчику 06.10.2018 вместе с прикрепленным документом - выпиской из реестра банковских гарантий от 02.10.2018.

Заказчиком - бюджетным учреждением «УКС МО ГО «Сыктывкар» 10.10.2018 сформирован протокол 0307300005218000346-4 отказа от заключения контракта, из содержания которого следует о принятии заказчиком решений:

-об отказе в принятии в качестве обеспечения исполнения контракта выписки из реестра банковских гарантий, представленной ООО «Геоструктура» одновременно с подписанным проектом контракта, в связи с несоответствием указанного документа требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе;

-о признании ООО «Геоструктура» на основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта;

-об отказе от заключения контракта с ООО «Геоструктура».

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа представленной ООО «Геоструктура» в качестве обеспечения исполнения контракта выписки из реестра банковских гарантий от 02.10.2018 установлено, что указанный документ не соответствует всем требованиям, установленным к документу об обеспечении исполнения контракта в частях 2, 3 статьи 45, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, в пункте 16 Информационной карты.

Неисполнение данных требований в силу части 6 статьи 45, частей 3 и 5 статьи 96 Закона о контрактной системе является основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, а участник, не представивший надлежащее обеспечение исполнения контракта (не предоставивший соответствующее требованиям Закона о контрактной системе обеспечение исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта) считается уклонившимся от заключения контракта.

Действие заказчика - бюджетного учреждения «УКС МО ГО «Сыктывкар» в части признания ООО «Геоструктура» уклонившимся от заключения контракта на основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в связи с предоставлением ООО «Геоструктура» в качестве обеспечения исполнения контракта не соответствующего требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе документа, принятия решения об отказе от заключения с ООО «Геоструктура» контракта, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Довод жалобы о нарушении заказчиком Закона о контрактной системе в части преждевременного принятия решения об отказе от заключения контракта, не предоставлении заявителю возможности предоставления надлежащего обеспечения исполнения контракта - банковской гарантии, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

В силу части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Победителем электронной процедуры - ООО «Геоструктура» усиленной электронной подписью проект контракта подписан 03.10.2018.

Подписанный усиленной электронной подписью проект контракта направлен оператором электронной площадки заказчику 06.10.2018 вместе с прикрепленным документом - выпиской из реестра банковских гарантий от 02.10.2018.

Законом о контрактной системе возможность замены документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанного усиленной электронной подписью указанного лица, размещенного победителем электронного аукциона в единой информационной системе одновременно с проектом контракта, подписанным усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, не предусмотрена.

Право заказчика принимать банковскую гарантию за пределами срока, предусмотренного для совершения соответствующего действия на электронной торговой площадке, Законом о контрактной системе не установлено.

Статьей 83.2 Закона о контрактной системе регламентирована последовательность действий заказчика и победителя торгов при заключении контракта и сроки их совершения.

Время, отведенное заказчику для совершения действий, предусмотренных частью 7 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, не может быть использовано участником электронного аукциона для устранения за пределами определенного частями 3, 6 статьи 70 Закона о контрактной системе срока недостатков, допущенных им самим при размещении в единой информационной системе проекта контракта и документа, обеспечивающего его исполнение. Иное противоречит смыслу и целям электронных торгов.

Данная позиция поддержана судебной практикой (определение Верховного суда Российской Федерации от 26.09.2016 по делу № 303-ЭС16-6907.

Согласно материалам жалобы, а также устным пояснениям представителей заказчика, данным в ходе заседания по рассмотрению жалобы, заказчиком в адрес ООО «Геоструктура» в срок, установленный частью 7 статьи 45 Закона о контрактной системе (не позднее трех рабочих дней со дня поступления выписки из реестра банковских гарантий (06.10.2018) - 10.10.2018), посредством почтовой связи направлена информация об отказе в принятии представленного ООО «Геоструктура» в качестве документа об обеспечении исполнения контракта выписки из реестра банковских гарантий от 02.10.2018, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

Таким образом, заказчиком срок для рассмотрения поступившего в качестве обеспечения исполнения контракта документа - выписки из реестра банковских гарантий от 02.10.2018, не нарушен.

Довод жалобы о том, что выписка из реестра банковских гарантий содержит всю информацию, необходимую для реализации заказчиком права на получение денежных средств в случае ненадлежащего исполнения ООО «Геоструктура» контракта, не может быть принят во внимание в силу императивных требований к документу об обеспечении исполнения контракта, подлежащего предоставлению победителем закупки одновременно с подписанным проектом контракта, установленных в частях 3, 4 статьи 96 Закона о контрактной системе.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

<…>

 

Члены комиссии <…>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны