Решение №04-02/7387 Решение по жалобе ООО «Энергостройлогистика» от 8 августа 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми |
||
РЕШЕНИЕ |
||
28 июля 2017 года |
|
№ 04-02/7387 |
г. Сыктывкар
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…>, председателя Комиссии; <…>, члена комиссии; <…>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энергостройлогистика» (далее – ООО «Энергостройлогистика») исх. от 20.07.2017 № 54 (вх. № 2637э. от 21.07.2017) на действия заказчика - государственного казённого учреждения Республики Коми «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» (далее – ГКУ РК «Управление ППС и ГЗ») о признании ООО «Энергостройлогистика» уклонившимся от заключения контракта по итогам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка металлургической продукции», извещение № 0107200002717000645 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
- <…> – представителя ООО «Энергостройлогистика» по доверенности от 27.07.2017;
- <…> – представителя ГКУ РК «Управление ППС и ГЗ» по доверенности от 28.07.2017;
- <…> – представителя ГКУ РК «Управление ППС и ГЗ» по доверенности от 28.07.2017;
- <…> – представителя Министерства финансов Республики Коми по доверенности от 10.01.2017 № 01-05/44,
УСТАНОВИЛА:
- ООО «Энергостройлогистика», ГКУ РК «Управление ППС и ГЗ», уполномоченный орган – Министерство финансов Республики Коми, общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» (далее – ООО «РТС-тендер») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителя ООО «РТС-тендер» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО «Энергостройлогистика» обжалуется действие заказчика - ГКУ РК «Управление ППС и ГЗ» в части принятия решения об отказе в приеме банковской гарантии, представленной заявителем в качестве обеспечения исполнения государственного контракта.
ГКУ РК «Управление ППС и ГЗ» в отзыве от 27.07.2017 № 2536-06/2-06 (вх. № 4104 от 27.07.2017) на жалобу ООО «Энергостройлогистика» и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО «Энергостройлогистика», ГКУ РК «Управление ППС и ГЗ», Министерства финансов Республики Коми, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГКУ РК «Управление ППС и ГЗ».
Уполномоченным органом по определению поставщика явилось Министерство финансов Республики Коми, согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 10.12.2013 № 482 «О регулировании отдельных вопросов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми.
Объект закупки - «Поставка металлургической продукции».
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 2 029 765,43 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства республиканского бюджета Республики Коми.
Извещение о проведении электронного аукциона № 0107200002717000645, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт), на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru – 02.06.2017.
Протокол подведения итогов электронного аукциона № 0107200002717000645-3 от 26.06.2017 размещен на официальном сайте и на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» - 27.06.2017.
4. Согласно части 1 статьи 59 Закон о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частями 1 - 7 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
На основании частей 8 - 10, 13 статьи 70 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
4.1. Согласно частям 3-6 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
- сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
- обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
- обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
- условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
- срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
- отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
- установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В силу абзаца 3 подпункта а) Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1005) банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом того, что обязательное закрепление в банковской гарантии должно быть условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант.
Вместе с тем, Постановление № 1005 содержит следующий Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии:
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
Согласно части 5 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
В соответствии с пунктом 2 части 6, части 7 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является, в том числе несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи.
В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Извещением о проведении электронного аукциона № 0107200002717000645, пунктом 16 раздела II «Информационная карта» документации об электронном аукционе обеспечение исполнения государственного контракта установлено в размере 10% начальной (максимальной) цены контракта - 202 976,54 рублей.
Пунктом 16 раздела II «Информационная карта» документации об электронном аукционе установлено, наряду с прочим: «Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В случае предоставления в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, т.е. не ранее 31.10.2017 г.
Условия банковской гарантии:
- право заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии;
- обязательства принципала (поставщика), надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, указаны в п.п. 1.1., 1.3., 1.4. и 2.1. проекта контракта.
В случае надлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных п. 1.1., 1.3., 1.4. и 2.1. проекта контракта, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются Поставщику в течение 20 календарных дней после подписания Заказчиком документа о приемке поставленного товара».
4.2. Согласно материалам жалобы, по результатам проведения электронного аукциона на поставку металлургической продукции, победителем закупки было признано ООО «Энергостройлогистика».
Данное решение отраженно в протоколе подведения итогов электронного аукциона № 0107200002717000645-3 от 26.06.2017.
03.07.2017 оператором электронной площадки проект государственного контракта направлен от заказчика - ГКУ РК «Управление ППС и ГЗ» ООО «Энергостройлогистика».
10.07.2017 ООО «Энергостройлогистика» направило оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ООО «Энергостройлогистика», проект государственного контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
В качестве обеспечения исполнения контракта, ООО «Энергостройлогистика» представило банковскую гарантию № 526432 от 29.06.2017, выданную обществом с ограниченной ответственностью «Современный Коммерческий Инновационный Банк» на сумму 202 976,54 рублей (далее - банковская гарантия № 526432 от 29.06.2017).
По результатам рассмотрения заказчиком документов, представленных ООО «Энергостройлогистика», общество признано уклонившимся от заключения контракта.
Обоснование принятого решения отраженно заказчиком в протоколе от 12.07.2017 признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона:
«Банковская гарантия не соответствует требованиям п.2 ч.2 ст.45 Федерального заказа № 44-ФЗ и требованиям, содержащимся в документации об электронном аукционе, что в силу ч.6 ст.45 Федерального закона № 44-ФЗ является для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком.
Кроме того, пункт 16 информационной карты документации об электронном аукционе содержит условия банковской гарантии:
- право заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии;
- обязательства принципала (поставщика), надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, указаны в п.п. 1.1., 1.3., 1.4. и 2.1. проекта контракта.
Банковская гарантия, выданная Обществом с ограниченной ответственностью «Современный Коммерческий Инновационный Банк» не содержит обязательства принципала (поставщика), надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией».
Представителем ГКУ РК «Управление ППС и ГЗ» на заседании Комиссии Коми УФАС России пояснено, что 29.06.2017 ООО «Энергостройлогистика» на адрес электронной почты заказчика была представлена банковская гарантия для проверки на соответствие требованиям Закона о контрактной системе.
30.06.2017 заказчиком в адрес ООО «Энергостройлогистика» были направлены замечания по представленной банковской гарантии с изложением пунктов банковской гарантии в части несоответствия требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, по мнению заказчика, с момента публикации итогового протокола (26.06.2017) до истечения срока подписания контракта (10.07.2017) у ООО «Энергостройлогистика» имелось достаточно времени для оформления надлежащей банковской гарантии и приведения ее в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе.
Комиссия Коми УФАС России, изучив документацию об электронном аукционе, банковскую гарантию № 526432 от 29.06.2017, выданную обществом с ограниченной ответственностью «Современный Коммерческий Инновационный Банк», установила, что представленная банковская гарантия не покрывает все обязательства принципала, предусмотренные пунктами 1.1., 1.3., 1.4. и 2.1. проекта контракта, а значит, не соответствует документации об аукционе.
Частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, а именно:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, согласно требованиям части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с названным законом.
Следовательно, заказчик правомерно принял решение по отказу в принятии данной банковской гарантии в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях заказчика нарушений норм законодательства о контрактной системе не выявлено.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Энергостройлогистика» необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <….>
Члены комиссии <….>
<….>