Решение №04-02/771 Решение по жалобе акционерного общества «Уральский Гидро Мех... от 24 марта 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми |
||
Акционерное общество «Уральский Гидро Механический Завод»
Южная ул. , д. 8, корпус А, пом. 15, с. Калачево, г. Копейск, Челябинская обл., 456659
Администрация муниципального района «Ижемский»
Советская ул., д. 45, с. Ижма, Республика Коми, 169460
Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»
ko@sberbank-ast.ru
РЕШЕНИЕ |
||
02 февраля 2018 года |
|
№ 04-02/771 |
г. Сыктывкар
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу акционерного общества «Уральский Гидро Механический Завод» (далее - АО «УГМЗ») вх. от 26.01.2018 № 227э, № 230э на действия заказчика - администрации муниципального района «Ижемский» при заключении контракта по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Устройство наплавного моста в соответствии с проектом RDB 66.25», извещение № 0107300020417000085 (далее - электронный аукцион, закупка),
при участии: <…>, <…>, представителей администрации муниципального района «Ижемский» по удостоверению от 17.11.2015 № <…>, доверенности от 29.01.2018 соответственно,
УСТАНОВИЛА:
1. АО «УГМЗ», администрация муниципального района «Ижемский», закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
АО «УГМЗ» в дополнениях к жалобе от 31.01.2018 (вх. от 01.02.2018 № 317э) заявлено о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя АО «УГМЗ».
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей АО «УГМЗ», ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. Заявителем обжалуется действие заказчика - администрации муниципального района «Ижемский» в части признания АО «УГМЗ» на основании части 5 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) уклонившимся от заключения контракта по причине предоставления заявителем в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии, не соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
АО «УГМЗ» в дополнениях к жалобе от 31.01.2018 (вх. от 01.02.2018 № 317э) указывает о нарушении заказчиком Закона о контрактной системе в части преждевременного принятия решения об отказе от заключения контракта, без предоставления заявителю возможности изменения банковской гарантии.
Администрацией муниципального района «Ижемский» в отзыве на жалобу от 31.01.2018 № 593 (вх. от 01.02.2018 № 476) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
2.1. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей администрации муниципального района «Ижемский», пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилась администрация муниципального района «Ижемский».
Объект закупки - «Устройство наплавного моста в соответствии с проектом RDB 66.25».
Начальная (максимальная) цена контракта составила 90 000 000,00 рублей.
Источником финансирования явились средства бюджета муниципального района «Ижемский», средства республиканского бюджета Республики Коми.
Извещение о проведении электронного аукциона № 0107300020417000085, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), 12.12.2017.
2.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частями 1-8 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Согласно частей 3, 4, 5 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В силу части 1, пункта 3 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, наряду с прочим,
обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки.
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
-отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
-несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
-несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно частей 5, 7 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
2.2.1. Извещением о проведении электронного аукциона, пунктом 16 раздела II «Информационная карта» документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта») определен размер обеспечения исполнения контракта - 10 % начальной (максимальной) цены контракта - 9 000 000,00 руб.
Пунктом 16 Информационной карты установлено, наряду с прочим: «Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта».
- Как следует из материалов жалобы, по результатам рассмотрения вторых частей заявок участников закупки, победителем электронного аукциона признано АО «УГМЗ».
Протокол подведения итогов электронного аукциона от 12.01.2018 № 0107300020417000085-3 размещен на официальном сайте 15.01.2018.
Оператором электронной площадки проект контракта направлен от заказчика - администрации муниципального района «Ижемский» АО «УГМЗ» 17.01.2018 (регламентированный срок - 22.01.2018).
АО «УГМЗ» 19.01.2018 (регламентированный срок - 22.01.2018) направило оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени АО «УГМЗ» проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица - банковскую гарантию от 18.01.2018 № 1530, выданную акционерным обществом «ТРОЙКА-Д БАНК» (далее - банковская гарантия).
Оператор электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени АО «УГМЗ» проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, направил заказчику 19.01.2018.
Заказчиком - администрацией муниципального района «Ижемский» 24.01.2016 сформирован протокол № 0107300020417000085-4 отказа от заключения контракта, согласно которому заказчиком принято решение:
1) об отказе в принятии банковской гарантии, представленной АО «УГМЗ» в качестве обеспечения исполнения контракта, на основании пункта 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе, в связи с несоответствием банковской гарантии требованиям пункта 3 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, с обоснованием принято решения: «Редакция пункта 3 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, изложенная в пункте 7 банковской гарантии, не идентична с нормой Закона о контрактной системе. Расчет неустойки в случае неисполнения Гарантом Требования Бенефициара в установленный срок, исходя из текста банковской гарантии, представляется невозможным, так как невозможно рассчитать сумму, подлежащую уплате за каждый календарный день просрочки, к которой, по версии Гаранта, применяется неустойка в размере 0, 1%. Вывод: банковская гарантия не содержит положения об обязанности гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки»;
2) о признании АО «УГМЗ» уклонившимся от заключения контракта на основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам жалобы, а также устным пояснениям представителей заказчика, данным в ходе заседания по рассмотрению жалобы, заказчиком в адрес АО «УГМЗ» в срок, установленный частью 5 статьи 45 Закона о контрактной системе, посредством почтовой связи письмом от 24.01.2018 № 431, а также посредством электронной почты направлена информация об отказе в принятии банковской гарантии, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
По результатам анализа банковской гарантии Комиссией Коми УФАС России установлено, что пункт 7 банковской гарантии изложен следующим образом: «В случае неисполнения Требования в установленный срок Гарант обязуется уплатить неустойку Бенефициару в размере 0,1 (ноль целых одна десятая процента) от суммы, подлежащей уплате за каждый календарный день просрочки», что не соответствует требованию пункта 3 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе: «обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки» и влечет неопределенность относительно расчета суммы, подлежащей уплате за каждый календарный день просрочки, к которой применяется неустойка в размере 0,1%.
С учетом изложенных обстоятельств, у заказчика - администрации муниципального района «Ижемский» имелись достаточные основания для отказа в принятии банковской гарантии на основании пункта 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе по причине несоответствия банковской гарантии требованию, установленному в пункте 3 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Действие заказчика - администрации муниципального района «Ижемский» в части признания АО «УГМЗ» уклонившимся от заключения контракта на основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в связи с предоставлением АО «УГМЗ» в качестве обеспечения исполнения контракта несоответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе банковской гарантии, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Довод заявителя о том, что указание в пункте 7 банковской гарантии требования, не соответствующего пункту 3 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе обусловлено пунктуационной ошибкой, которая широко распространена не только в банковской практике, но и в правоприменительной практике судов и государственных органов, не может быть принят во внимание в силу императивного и однозначного требования по обязанности уплаты неустойки и порядка исчисления её размера, установленного в пункте 3 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом».
Поименованные в жалобе и приложенные к ней судебные акты арбитражных судов, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29.06.2015 № 389-ж/2015, не могут быть приняты во внимание в рамках рассмотрения жалобы, поскольку вынесены по обстоятельствам, не являющимся идентичными с рассматриваемыми в рамках настоящей жалобы.
Довод АО «УГМЗ», обозначенный в дополнениях к жалобе от 31.01.2018 (вх. от 01.02.2018 № 317э) о нарушении заказчиком Закона о контрактной системе в части преждевременного принятия решения об отказе от заключения контракта, не предоставлении заявителю возможности изменения банковской гарантии, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
В силу части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно частей 6, 7 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
АО «УГМЗ» 19.01.2018 (регламентированный срок - 22.01.2018) направило оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени АО «УГМЗ» проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица - банковскую гарантию.
Оператор электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени АО «УГМЗ» проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, направил заказчику 19.01.2018.
Заказчиком - администрацией муниципального района «Ижемский» протокол № 0107300020417000085-4 отказа от заключения контракта сформирован 24.01.2016 (третий рабочий день с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта).
Таким образом, заказчиком - администрацией муниципального района «Ижемский» срок для принятия решения об отказе от заключения контракта, установленный Законом о контрактной системе, не нарушен.
Законом о контрактной системе возможность изменения документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанного усиленной электронной подписью указанного лица, размещенного победителем электронного аукциона в единой информационной системе с проектом контракта, подписанным усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, не предусмотрена.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО «УГМЗ» необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<…> |
Члены комиссии <…>
<…>