Решение №04-02/8067 Решение по жалобе ООО «Хроматэк Торговый дом» от 25 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

17 августа 2017 года

 

 

№ 04-02/8067

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…………………….>, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Хроматэк Торговый дом» (далее – ООО «Хроматэк Торговый дом») исх. от 09.08.2017 № ТД-17-294 (вх. №2854э от 10.08.2017) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Коми республиканский наркологический диспансер» (далее – ГБУЗ РК «КРНД») при осуществлении уполномоченным органом – Министерством финансов Республики Коми закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является «Поставка лабораторного оборудования для проведения химико-токсикологических исследований» в части обжалования положений документации о таком аукционе, извещение № 0107200002717000881 (далее - электронный аукцион, закупка),

при участии:

-<…………………….>,

-<…………………….>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. ООО «Хроматэк Торговый дом», ГБУЗ РК «КРНД», Министерство финансов Республики Коми, закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «Хроматэк Торговый дом», ООО ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. ООО «Хроматэк Торговый дом» обжалуются действия заказчика - ГБУЗ РК «КРНД» в части включения в описание объекта закупки характеристик требуемого к поставке товара: «Масс-селективный детектор – наличие; Вакуумная система: диффузионный и форвакуумный насос – наличие; Материал масс-анализатора: позолоченный гиперболический кварцевый квадруполь – наличие; Диапазон температур нагрева масс-анализатор от 106 °С до 200 °С – наличие», что по мнению заявителя указывает на конструктивные особенности единственной существующей модели масс-селективного детектора – модель 5977В производства фирмы Agilent Technologies, ограничивающих конкурентные предложения, в данном случае ООО «Хроматэк Торговый дом» в участии в закупке, что в свою очередь противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

ГБУЗ РК «КРНД», Министерство финансов Республики Коми в отзывах на жалобу от 15.08.2017 №855/1 (вх. №4478 от 16.08.2017), от 16.08.2017 № 20-22/4261 (вх. №4462 от 16.08.2017) соответственно и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей Министерства здравоохранения Республики Коми, Министерства финансов Республики Коми, пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК «КРНД», уполномоченным органом - Министерство финансов Республики Коми.

Объект закупки - «Поставка лабораторного оборудования для проведения химико-токсикологических исследований».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 15 668 313.65 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства субсидии из республиканского бюджета Республики Коми на иные цели (приобретение основных средств).

Извещение о проведении электронного аукциона № 0107200002717000881, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 25.07.2017.

4. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, наряду с прочей информацией, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

По пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:

-описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

-использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание объекта закупки, в том числе показатели, позволяющие определить соответствие товара, необходимого для выполнения работ, являющихся объектом закупки, установленным заказчиком требованиям, определены в части II «Техническая часть» документации об электронном аукционе (далее - Техническая часть).

Раздел III «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) содержит описание объекта закупки, в том числе:

№ п/п

Наименование параметра

Требуемое значение параметра или наличие функции (функционала)

 

1

Наименование товара**

Анализатор для обнаружения наркотических и cильнодействующих лекарственных средств на базе газового хроматографа с масс-селективным детектором

(участником указывается наименование предлагаемого оборудования в соответствии с регистрационной документацией)

 

Количество товара

1 шт.

 

1.3

Масс-селективный детектор

Наличие

1.3.3.

Вакуумная система: диффузионный и форвакуумный насос

Наличие

1.3.9

Материал масс-анализатора: позолоченный гиперболический кварцевый квадруполь

Наличие

1.3.10

Диапазон температур нагрева масс-анализатор от 106°С до 200 °С

Наличие

По результатам анализа раздела 3 Технической части документации об электронном аукционе Комиссией Коми УФАС России установлено, что описание объекта закупки носит объективный характер, в описании объекта закупки указаны, в том числе, функциональные, эксплуатационные характеристики товара, необходимого для поставки, являющегося объектом закупки, описание объекта закупки содержит показатели, позволяющие определить соответствие товара, необходимого для поставки, являющихся объектом закупки, установленным заказчиком требованиям, при этом указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание объекта закупки не содержит требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара, необходимого для выполнения работ, являющихся объектом закупки или наименование производителя.

По письменной информации ГБУЗ РК «КРНД», уполномоченного органа и устным пояснениям представителей заказчика, данным в ходе рассмотрения жалобы, при формировании характеристик товара, требуемого к поставке, заказчик исходил из собственных потребностей в соответствии со спецификой своей деятельности.

Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

Аналогичная позиция отображена в Письме Минэкономразвития России от 24.04.2017 № ОГ-Д28-5247, согласно которому при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Доводы жалобы о том, что установление оспариваемых характеристик товара влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованными по следующим основаниям.

По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя

По протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.08.2017 №0107200002717000881-1 на участие в закупке подано две заявки, которые были признаны соответствующими и допущены к участию в торгах.

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, «основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Достаточных доказательств того, что установление оспариваемых характеристик к товару влечет за собой ограничение количества участников закупки на товарном рынке поставки, в том числе ограничивающих право ООО «Хроматэк Торговый дом» на участие в электронном аукционе, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

Комиссия Коми УФАС России не усматривает, что положения документации об электронном аукционе противоречат пункту 1 части 1 статьи 64, статье 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Хроматэк Торговый дом» необоснованной.

2. Передать копию жалобы уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения в части требований, основанных на нормах антимонопольного законодательства, в порядке статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

<…………………….>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны