Решение №04-02/8125 Решение по жалобе ПАО СК «Росгосстрах» от 14 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Публичное акционерное общество

Страховая Компания «Росгосстрах»

 

Парковая ул., д. 3, г. Люберцы,

Московская обл., 140002

 

Филиал ПАО СК «Росгосстрах»

в Республике Коми

 

Коммунистическая ул., д. 19,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000

 

Государственное бюджетное учреждение

Республики Коми «Автохозяйство»

 

Интернациональная ул., д. 197,

г. Сыктывкар, Республика Коми,

167610

 

Министерство финансов

Республики Коми

 

Коммунистическая ул., д. 8,

г. Сыктывкар, Республика Коми,

167010

 

РЕШЕНИЕ

 

15 ноября 2018 года

 

 

 

№ 04-02/8125

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу публичного акционерного общества Страховая Компания «Росгосстрах» (далее - ПАО СК «Росгосстрах») в лице Филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Республике Коми на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Автохозяйство» (далее - ГБУ РК «Автохозяйство») вх. от 08.11.2018 № 5252 при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО)», извещение № 0107200002718001331 (далее - закупка, открытый конкурс, жалоба),

при участии:

-<…>, представителя ПАО СК «Росгосстрах» по доверенности от 12.12.2017 № 11АА 0909708,

-<…>, представителя Министерства финансов Республики Коми по доверенности от 23.01.2018 № 2,

-<…>, <….>, представителей ГБУ РК «Автохозяйство» по доверенностям от 15.11.2018,

УСТАНОВИЛА:

 

1. ПАО СК «Росгосстрах» в лице Филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Республике Коми, Министерство финансов Республики Коми, ГБУ РК «Автохозяйство», надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены, на заседание по рассмотрению жалобы направили своих представителей.

ПАО СК «Росгосстрах» в лице Филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Республике Коми обжаловано действие заказчика - ГБУ РК «Автохозяйство» при определении положений конкурсной документации, касающихся критериев оценки, которые, согласно доводов жалобы, не обеспечивают конкуренцию между участниками закупки, что нарушает статью 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

ГБУ РК «Автохозяйство», Министерством финансов Республики Коми в отзывах на жалобу от 14.11.2018 № 474 (вх. от 14.11.2018 № 5380), от 14.11.2018 № 20-18/4919 (вх. от 14.11.2018 № 5379) соответственно, и на заседании Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению жалобы, заявлены возражения относительно позиции заявителя.

2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ПАО СК «Росгосстрах» в лице Филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Республике Коми, ГБУ РК «Автохозяйство», Министерства финансов Республики Коми, пришла к нижеследующим выводам.

2.1. Заказчиком закупки путем проведения открытого конкурса явилось ГБУ РК «Автохозяйство», уполномоченным органом - Министерство финансов Республики Коми.

Объект закупки - «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО)».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 266 563,55 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счёт: субсидий, поступивших из республиканского бюджета Республики Коми на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2019 год; средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Извещение о проведении открытого конкурса № 0107200002718001331, конкурсная документация размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 29.10.2018.

2.2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок

В силу части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно частей 1, 4, 5, 8, 9 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - Правила).

В пунктах 4, 8, 9-11 Правил установлено: «В целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ; стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла); предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки «цена контракта», а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки «стоимость жизненного цикла».

Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов.

В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.

Согласно приложению к Правилам применительно к услугам, являющимся объектом закупки, минимальная значимость стоимостных критериев оценки составляет 60%, а максимальная значимость нестоимостных - 40%.

По пунктам 27, 28 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.

По пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В силу части 8 статьи 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

2.3. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлены заказчиком в пункте 30 раздела II «Информационная карта» документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта), при этом значимость стоимостного критерия оценки «цена договора» составляет 60%, а значимость нестоимостного критерия «квалификация участника закупки» составляет 40%.

В пункте 1 Информационной карты определено, что рейтинг, присуждаемый заявке по критерию № 2 «Квалификация участника закупки», определяется исходя из оценки следующих показателей:

 

№ пока-за-теля

Наименование показателя

Значи-мость показа-теля, %

Коэф-фи- циент значи-мости

2.1

количество представителей страховщика в городе Сыктывкаре, выполняющих в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховом возмещении и (или) прямом возмещении убытков, а также по их осуществлению

5

0,05

2.2

наличие у участника открытого конкурса Системы Менеджмента Качества страховой организации, подтверждаемое наличием сертификата Системы Менеджмента Качества страховой организации, соответствующей ГОСТ ISO9001-2011 или ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (участник прикладывает копию сертификата Системы Менеджмента Качества страховой организации, соответствующей ГОСТ ISO9001-2011 или ГОСТ Р ИСО 9001-2015)

15

0,15

2.3

количество представителей страховой организации (аварийных комиссаров) бесплатно и круглосуточно выезжающих на место ДТП

15

0,15

2.4

Страховые премии по договорам страхования, сострахования и перестрахования за период январь - декабрь 2017 года (тыс. руб.) (на основании строки 8.1 формы отчета о финансовых результатах страховой организации по ОКУД 0420126)

35

0,35

2.5

Наличие действующего рейтинга финансовой надежности рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) уровня «ruAA» и выше по национальной (российской) рейтинговой шкале или действующего рейтинга Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АКРА) уровня AA(RU) и выше по национальной рейтинговой шкале АКРА для Российской Федерации (участник закупки прикладывает копию Свидетельства или иного документа о присвоении Участнику рейтинга надежности)

30

0,30

Итого:

100

1

     

 

Таким образом, заказчиком в конкурсной документации в отношении нестоимостного критерия оценки «квалификация участника закупки» определены показатели, раскрывающие содержание указанного критерия оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых услуг по нестоимостным критериям оценки.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, заказчиком в конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, не противоречащие требованиям статьи 32 Закона о контрактной системе и Правилам.

  • доказательств того, что оспариваемые заявителем критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе величины их значимости, не соответствуют Закону о контрактной системе, а также препятствует каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлено.

Довод заявителя о том, что установленные заказчиком в конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе величины их значимости, не обеспечивают конкуренцию между участниками закупки, создают преимущественное положение кому-либо из участников закупки, что нарушает статью 8 Закона о контрактной системе, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Согласно письменным пояснениям заказчика, изложенным в отзыве на жалобу от 14.11.2018 № б/н (вх. от 14.11.2018 №5380), а также устным доводам заказчика, приведенным на заседании Комиссии Коми УФАС России, определение показателей и их значимости по нестоимостному критерию «Квалификация участника закупки» обусловлено потребностью заказчика в определении лучших условий исполнения контракта.

Стремление заказчика определить по результатам закупки более профессионального и конкурентоспособного участника не свидетельствует об ограничении доступа к участию в закупке.

Конкурсная документация не содержит положений, ограничивающих право потенциальных участников закупки принять участие в открытом конкурсе, а также излишних требований, не предусмотренных статьей 31 Закона о контрактной системе, к участникам закупки.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, установленные заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Правилами критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе величины их значимости, носят объективный характер и направлены на определение наиболее квалифицированного исполнителя по контракту, что отвечает потребностям заказчика, заинтересованного в оказании услуг надлежащего качества.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

Члены комиссии <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны