Решение №04-02/8202 Решение по жалобе ООО "Стройинвест" от 19 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

30 августа 2016 года

 

 

 

04-02/8202

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» (далее - ООО «СТРОЙИНВЕСТ») исх. от 23.08.2016 (вх. от 23.08.2016 № 2661э) на действия заказчика – администрации муниципального района «Удорский» (далее – АМР «Удорский», администрация МР «Удорский») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является «Выполнение работ по строительству объекта: «Многофункциональный центр в с. Кослан Удорского района» (ЭА-1392)», извещение № 0107200002716001401 в части обжалования положений документации об электронном аукционе (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),

при участии:

- <……………>

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. ООО «СТРОЙИНВЕСТ», АМР «Удорский», Министерство финансов Республики Коми, закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «СТРОЙИНВЕСТ», ЗАО «Сбербанк - АСТ», АМР «Удорский» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. ООО «СТРОЙИНВЕСТ» обжаловано действие заказчика - АМР «Удорский» в части:

1) отсутствия в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

2) установления в проекте контракта, являющегося разделом V документации об электронном аукционе (далее - проект контракта), условия об оплате выполненных работ в течение 90 (девяноста) дней с даты подписания Заказчиком документов, являющихся основанием для оплаты выполненных работ», что, по мнению заявителя, ущемляет его права и законные интересы;

- установления в пункте 14.11 проекта контракта, согласно которому обеспечение исполнения контракта не предоставляется государственными казенными учреждениями или муниципальными казенными учреждениями;

- установления в проекте контракта неконкретного срока действия банковской гарантии.

В случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии, Подрядчик обязан предоставить Заказчику новое обеспечение исполнения контракта» (пункт 14.5 части 14 проекта контракта);

3) неустановления в проекте контракта условия отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Администрацией МР «Удорский», Министерством финансов Республики Коми в отзывах на жалобу исх.29.08.2016 № 1697/01-17 (вх. от 29.08.2016 № 2723э.), исх. от 29.08.2016 № 20-17/5943 (вх. от 29.08.2016 № 4407) соответственно, и на заседании Комиссии Коми УФАС России  заявлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителя Министерства финансов Республики Коми, пришла к нижеследующим  выводам.

 Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона  явилась администрация муниципального района «Удорский», уполномоченным органом - Министерство финансов Республики Коми.

Объект закупки - «Выполнение работ по строительству объекта: «Многофункциональный центр в с. Кослан Удорского района» (ЭА-1392)».

Начальная (максимальная) цена контракта составила  64 925 282.00 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства бюджета муниципального района «Удорский»; - субсидии из республиканского бюджета Республики Коми на строительство объектов социальной сферы в сельской местности; - субсидии из федерального бюджета Российской Федерации. Объем финансирования по годам: 2016 год - 45 106 330,00 рублей 2017 год - 14 811 407,00 рублей 2018 год - 5 007 545,00 рублей.

Извещение (с внесенными изменениями) о проведении электронного аукциона № 0107200002716001401, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 05.08.2016.

4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Пунктом 6.2 части 6 проекта контракта, определены условия оплаты выполненных работ: «Оплата выполненных работ производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика.

Основанием для оплаты выполненных работ являются:

- счет-фактура (счет),

- справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3);

Оплата выполненных Подрядчиком работ производится Заказчиком в течение 90 (девяноста) дней с даты подписания Заказчиком документов, являющихся основанием для оплаты выполненных работ».

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, заказчиком - АМР «Удорский» в пункте 6.2 проекта контракта указан период оплаты выполненных работ подрядчику после наступления события, которыми определено его начало - в течение 90 (девяноста) дней с даты подписания Заказчиком документов, являющихся основанием для оплаты выполненных работ: счет-фактуры (счета), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).

Действия заказчика - АМР «Удорский» в части установления в пункте 6.2 проекта контракта условия оплаты выполненных работ, в течение 90 (девяноста) дней с даты подписания Заказчиком документов, являющихся основанием для оплаты выполненных работ не противоречит части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплены требования в отношении видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые могут осуществляться только при наличии свидетельства СРО. Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 №624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» утвержден перечень таких работ.

            Пунктом 21 раздела II информационной карты установлено требование к участникам закупки: наличие действующего свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Свидетельство должно содержать допуск: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство. Основание: Градостроительный кодекс РФ (глава 6); приказ от 30.12.2009 г. № 624 Министерства регионального развития РФ.

       В соответствии с пунктами 7.8., 7.9. проекта контракта аукционной документации, работы по строительству должны осуществляться:

- при наличии в Свидетельстве о допуске к видам работ, требуемых по контракту, Подрядчик имеет право выполнить работы по контракту самостоятельно;

- работы по пожарной безопасности Объекта должны производиться лицом, имеющим соответствующую лицензию. Подрядчик вправе привлекать организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. При наличии вышеуказанной лицензии Подрядчик имеет право выполнить работы по контракту самостоятельно без привлечения субподрядчиков.

Таким образом, участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства (генподряд) или все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки.

Предметом данной закупки являются строительные работы, в которые включены другие работы, для выполнения которых требуется разрешение (лицензия) и которые могут проводиться с привлечением иных лиц, имеющих необходимое разрешение (лицензию). Установление требований о выполнении этих работ участником, осуществляющим строительство, лично и о представлении в составе заявки копии соответствующей лицензии является неправомерным.

Таким образом, нарушений в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии лицензии МЧС Россиина осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не установлено.

6.  В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требования об обеспечении исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Аналогичное требование содержится в пункте 16 раздела II информационной карты.

Согласно пункту 14.11. части 14  раздела V «Обеспечение исполнения контракта» проекта контракта, положения настоящего раздела контракта не применяются в случае заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением. Указанный пункт проекта контракта заявитель считает противоречащим Закону о контрактной системе.

            В соответствии с частью 2.1 статьи 96 закона о контрактной системе постановлением правительства российской федерации от 11.03.2016 №182 «О случаях и об условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта» определены случаи и условия, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта. Таким образом, указанным постановлением установлено право, а не обязанность заказчика по установлению (неустановлению) требования об обеспечении исполнения контракта.

   При этом пунктом 1 части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением.

            С учетом изложенного, действие заказчика – АМР «Удорский» в виде определения содержания п.14.11. ч.14 раздела V проекта контракта, не противоречат Закону о контрактной системе.

   7.  В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Пункт 16 раздела II информационной карты содержит аналогичное положение.

Согласно позиции заявителя, проект контракта должен содержать конткретный срок действия банковской гарантии.

Закон о контрактной системе содержит ряд положений, обязывающих заказчика устанавливать в проекте контракта (аукционной документации) конкретный срок действия банковской гарантии, предоставляемой поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, заказчиком – АМР «Удорский» в проекте контракта правомерно установлено требование о том, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

            Необходимо отметить, что уполномоченным органом 05.08.2016 на официальном сайте были размещены  изменения, внесенные в документацию об электронном аукционе (ЭА-1392), в том числе в раздел V Проекта контракта:

  - пункт 14.5 излагается в следующей редакции: «Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, т.е. до 30.04.2018г. В случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии, Подрядчик обязан предоставить Заказчику новое обеспечение исполнения контракта.

   8. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт  включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно пункту 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии  с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 №190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» соответствующее списание сумм неустоек предусмотрено только в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителей) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

В соответствии с пунктом 15.2 части 5 раздела V проекта контракта такой контракт действует до 31 декабря 2018 года, в части оплаты и гарантийных обязательств по контракту – до полного исполнения сторонами своих обязательств  по контракту.  

Таким образом, заказчиком – АМР «Удорский» правомерно не установлено условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать жалобу необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

                                             <……………>

 

Члены комиссии                                                                                                          <……………>

                                                                

<……………>

Связанные организации

Связанные организации не указаны