Решение №04-02/8297 Решение по жалобе ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИНАР-М» от 23 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Общество с ограниченной

ответственностью «ТОРГОВЫЙ ДОМ

«ВИНАР-М»

 

Краснобогатырская ул., д. 2, стр. 2, пом. 53,

г. Москва, 107076

 

а/я 8, 105094

 

Государственное бюджетное учреждение

здравоохранения Республики Коми

«Ухтинская станция скорой медицинской помощи»

 

Сенюкова ул., д. 10, г. Ухта,

Республика Коми, 169300

 

Закрытое акционерное общество

«Сбербанк - Автоматизированная

система торгов»

 

ko@sberbank-ast.ru

РЕШЕНИЕ

 

20 ноября 2018 года

 

 

 

№ 04-02/8297

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИНАР-М» (далее - ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИНАР-М») от 13.11.2018 № 403/87 (вх. от 13.11.2018 № 4079-э) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Ухтинская станция скорой медицинской помощи» (далее - ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка расходных материалов из бумаги», извещение 0307300009118000123 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИНАР-М», ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи», закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи» в письме от 20.11.2018 № 1443 (вх. от 20.11.2018 № 4167э) просило рассмотреть жалобу в отсутствие своих представителей.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИНАР-М», ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи», ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИНАР-М» обжаловано действие заказчика - ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи» в части установления в документации об электронном аукционе при описании объекта закупки требований к закупаемому товару - пакету-переноске, обозначенных в пункте 5 раздела III «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание) документации об электронном аукционе, которые, согласно доводов жалобы, соответствуют единственному производителю и отсутствуют в свободной продаже, что нарушает статьи 6, 8, 33, 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и статью 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи» в письменных пояснениях от 20.11.2018 № 1443 (вх. от 20.11.2018 № 4167э) представлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи».

Объект закупки - «Поставка расходных материалов из бумаги».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 360 720,00 рублей; источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения, за счет средств, поступивших из Фонда обязательного медицинского страхования.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0307300009118000123, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 06.11.2018.

4. В силу части 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, наряду с прочим, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилами:

-в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

-использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание объекта закупки определено заказчиком в разделе III «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание) документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание).

Согласно Техническому заданию, в рамках закупки закупается товар: бумага регистрирующая для ЭКГ (пункты 1-3 Технического задания), карманы для режущего инструмента (пункт 4 Технического задания), пакеты-переноски (пункт 5 Технического задания), пакеты для стерилизации (пункты 6-7 Технического задания).

В пункте 5 Технического задания установлены требования к закупаемому товару -«пакетам - переноскам»: «Пакет-переноска - самозапечатывающийся (с замком) пакет размером (*) не менее 30см х 41 см из прозрачной многослойной синтетической пленки (полиэстер/полипропилен). Пленка многослойная: толщина(*) не менее 52мкм. Пакет является пылевлагозащитным и предназначен для дополнительной защиты упаковок с простерилизованными изделиями от загрязнения частицами пыли и микроорганизмами, а также от проникновения влаги во время последующей транспортировки и хранения. Применение данных упаковок позволяет увеличить сроки хранения простерилизованных изделий. Упаковка(*) не менее 500шт.», ед. изм. - упак.; количество - 2».

Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, Техническая часть, в том числе по пункту 5, содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, при этом указаны минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.

При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом Законом о контрактной системе не регулируются вопросы, связанные с детализацией описания объекта закупки и установлением конкретных характеристик при осуществлении закупок конкурентными способами.

  • о контрактной системе не регламентировано содержание технического задания, однако оно должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика. Заявка участника закупки должна соответствовать техническому заданию документации о закупке.

Доводы жалобы о том, что установление оспариваемых характеристик товара влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.

Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.

По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Закон о контрактной системе не регламентирует порядок объединения товаров, работ, услуг в 1 лот.

Для установления начальной (максимальной) цены контракта источниками информации о ценах товара, являющегося объектом закупки, явились 3 коммерческих предложения потенциальных поставщиков.

По протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 15.11.2018 № 0307300009118000123-1 на участие в закупке подано семь заявок участников электронного аукциона.

В Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемые в жалобе действия заказчика создали преимущества каким-либо участникам перед другими; являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для заявителя, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников.

Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что оспариваемое действие заказчика в части установления в документации об электронном аукционе при описании объекта закупки требований к закупаемому товару - пакету-переноске, обозначенных в пункте 5 Технического задания, противоречит статьям 6, 8, части 1 статьи 64, пункту 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивает количество участников осуществления закупки.

5. По результатам внеплановой проверки закупки установлено следующее.

5.1. В пункте 6, 7 Технического задания установлены требования к закупаемым товарам - пакетам для стерилизации, включающие в себя требование к индикатору: «Индикатор должен являться химическим индикатором 1 класса (ГОСТ Р ИСО 11140-1-2000) и быть предназначен для 2-х видов стерилизации - паровой и воздушной».

Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 11140-1-2000 «Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Часть 1. Классификация, технические требования» введен в действие с 01.01.2002 г. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии.

Взамен ГОСТ Р ИСО 11140-1-2000 утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 830-ст с 01.09.2010 «ГОСТ Р ИСО 11140-1-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Часть 1. Общие требования», который утратил силу с 1 января 2013 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 13.12.2011 № 1278-ст. (Взамен введен в действие ГОСТ ISO 11140-1-2011).

Действие заказчика - ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи» в части указания при описании объекта закупки в пунктах 6, 7 Технического задания на государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 11140-1-2000, утративший силу, не соответствует пункту 2 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

5.2. Согласно частей 3-5 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

5.2.1. Извещение о проведении электронного аукциона, пункт 6 раздела II «Информационная карта» документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) содержат дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 14.11.2018.

Следовательно, с учетом части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, срок окончания подачи участниками электронного аукциона запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе - 10.11.2018; дата окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе должна быть установлена 12.11.2018.

В пункте 9 Информационной карты заказчиком установлена дата окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 09.11.2018.

Действие заказчика - ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи» в части установления даты окончания срока предоставления заказчиком участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе 09.11.2018, противоречит требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

5.2.2. Как следует из материалов жалобы, заказчику от оператора электронной площадки поступил запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе следующего содержания: «позиции №1-5 не относятся к расходным материалам, применяемым в процессе стерилизации и функционально с ними не связана. В лоте вы сочетаете эти товары и позиции по стерилизации, которых в закупке абсолютное большинство. Вы ведь не закупаете вместе с товарами для стерилизации бахилы и перчатки, так зачем закупаете позиции ТЗ№1-5? Данный факт нарушает ч. 3 ст. 17 ФЗ №135-ФЗ от 26.07.2006. Указанные действия Заказчика влекут за собой ограничение количества участников аукциона в электронной форме, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса об административные правонарушения Российской Федерации. ФАС в своих решениях придерживается того же мнения (прикладывается). С целью устранения нарушений законодательства Заказчику следует исключить позиции №1-5 из состава лота и объявить по ним отдельную закупку, таким образом, сохранится конкурентная среда и Заказчик получит необходимый товар. В случае отказа от внесения изменений в аукционную документацию, будем вынуждены обратиться с жалобой в УФАС».

Заказчиком - ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи» 12.11.2018 размещены разъяснения № РД 1 положений документации об электронном аукционе без указания предмета запроса, без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос: «ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи» в ответ на Ваше обращение сообщает, что закупка расходных материалов из бумаги, объявленная извещением №0307300009118000123 от 06.11.2018г., никак не нарушает ч. 3 ст. 17. 135-ФЗ., т.к. лоты сформированы по одному коду ОКПД 17.12…, кроме того учреждением неоднократно проводилась такая закупки (извещение №0307300009117000007 от 20.02.2017г., а так же № 03073000091170000-86 от 04.12.2017г.). Обе закупки состоялись, контракты по обеим закупкам заключены и исполнены. Нарушений со стороны заказчика выявлено не было».

Действие заказчика - ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи» в части разъяснений положений документации об электронном аукционе без указания предмета запроса, противоречит части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

С учетом социальной значимости и стадии закупки, характера установленных нарушений, отсутствием достаточных доказательств того, что установленные нарушения Закона о контрактной системе повлияли на результаты определения поставщика, Комиссия Коми УФАС России предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, выявленных по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки закупки, не выдает.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу в части требований, основанных на нормах Закона о контрактной системе, необоснованной.

2. Решить вопрос об обеспечении рассмотрения жалобы в части требований, основанных на нормах антимонопольного законодательства, в порядке статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. По результатам внеплановой проверки закупки признать действие заказчика - ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи» в части указания при описании объекта закупки в пунктах 6, 7 Технического задания на государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 11140-1-2000, утративший силу, не соответствующим пункту 2 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

4. По результатам внеплановой проверки закупки признать действие заказчика - ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи» в части установления даты окончания срока предоставления заказчиком участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе 09.11.2018 вместо 12.11.2018, противоречащим требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

5. По результатам внеплановой проверки закупки признать действие заказчика - ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи» в части разъяснений положений документации об электронном аукционе без указания предмета запроса, противоречащим части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

6. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

7. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административных дел в отношении должностного лица (должностных лиц) заказчика, допустившего (их) установленные нарушения Закона о контрактной системе.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

<….>

 

Члены комиссии <…>

 

<….>

Связанные организации

Связанные организации не указаны