Решение №04-02/8319 Решение по жалобе ЗАО «ЭКОФАРМ» от 14 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Заявитель:

Закрытое акционерное общество «Экофарм»

 

<………………>

 

Уполномоченный орган:

Министерство финансов Республики Коми

 

<………………>

 

Заказчик:

Министерство здравоохранения Республики Коми

<………………>

 

Оператор электронной торговой площадки:

Общество с ограниченной

ответственностью «РТС-тендер»

 

<………………>

 

РЕШЕНИЕ

 

22 ноября 2018 года

 

 

 

№ 04-02/8319

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <………………> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобы закрытого акционерного общества «ЭКОФАРМ» (далее – ЗАО «ЭКОФАРМ») от 16.11.2018 (вх. №№ 4117-э., 4118-э. от 16.11.2018) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа – Министерства финансов Республики Коми при осуществлении для нужд заказчика – Министерства здравоохранения Республики Коми закупок путем проведения электронных аукционов на поставку лекарственного препарата «Эпоэтин альфа» для граждан Российской Федерации, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», извещения № 0107200002718001299 и № 0107200002718001300 (далее – жалобы, электронные аукционы, закупки),

при участии:

- <………………..> – представителя Министерства финансов Республики Коми по доверенности <………………..>;

- <………………..>, <………………..>, <………………..> - представителей Министерства здравоохранения Республики Коми по доверенностям <………………..>,<………………..>,<………………..> соответственно,

 

УСТАНОВИЛА:

 

ЗАО «ЭКОФАРМ», Министерство финансов Республики Коми, Министерство здравоохранения Республики Коми, общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» (далее – ООО «РТС-тендер») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалоб извещены посредством электронной почты.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалоб отсутствие представителей ЗАО «ЭКОФАРМ», ООО «РТС-тендер» не препятствует их рассмотрению по существу.

Права участникам жалоб разъяснены. Ходатайства, отводы не имеются.

ЗАО «ЭКОФАРМ» обжалуются:

действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерства финансов Республики Коми, созданной приказом Министерства финансов Республики Коми от 22.10.2018 № 1657-З, в части принятия решения об отказе заявителю в допуске к участию в электронных аукционах;

положения документаций об электронных аукционах в виде включения, по мнению заявителя, в описание объектов закупок характеристики требуемого к поставке товара - «в дозировке 2500 МЕ», которая в свою очередь не зарегистрирована ни в одном объеме и, как следствие, поставка препарата с МНН Эпоэтин альфа в такой дозировке невозможна на территории Российской Федерации, что не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

В жалобах заявитель просит:

1. Приостановить закупки до рассмотрения жалоб по существу;

2. Отменить результаты рассмотрения заявок и провести процедуры аукционов повторно;

3. Провести внеплановую проверку по процедурам размещения указанных закупок;

4. Выдать предписание об устранении допущенных заказчиком/аукционной комиссией нарушений.

Жалобы ЗАО «ЭКОФАРМА» в части обжалования положений документаций электронных аукционов не подлежат рассмотрению по следующим основаниям.

В силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Извещениями о проведении электронных аукционов № 0107200002718001299 и № 010720000271800130 установлены сроки окончания подачи заявок на участие в электронных аукционах – 09.11.2018 09:00.

Жалобы ЗАО «ЭКОФАРМА» направлены в Коми УФАС России посредством электронной почты 16.11.2018 (по истечении окончания срока подачи заявок на участие в электронных аукционах).

Следовательно, срок подачи жалобы на положения документации электронного аукциона истек.

Жалобы ЗАО «ЭКОФАРМ» от 16.11.2018 на действия закупочной комиссии поданы в Коми УФАС России в сроки, определенные положениями ст. 105 Закон о контрактной системе (протоколы рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.11.2018 №0107200002718001300-0 и от 13.11.2018 №0107200002718001299-0 размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 12.11.2018 и 13.11.2018).

Министерством финансов Республики Коми, Министерством здравоохранения Республики Коми в отзывах на жалобы от 22.11.2018 № 20-22/5131 (вх. от 22.11.2018 № 5494) и от 21.11.2018 № 22312/01-21, 22313/01-21 (вх. № 5501,5502 от 22.11.2018), а также на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиций заявителя, изложенных в жалобах.

Контракты по результатам осуществления закупок по состоянию на 22.11.2018 не заключены.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупок в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалоб, проанализировав сведения, содержащиеся на официальном сайте, заслушав представителей уполномоченного органа, заказчика, пришла к нижеследующим выводам.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Заказчиком закупок путем проведения электронных аукционов явилось Министерство здравоохранения Республики Коми, уполномоченным органом – Министерство финансов Республики Коми.

Объекты закупок - «Поставка лекарственного препарата «Эпоэтин альфа» для граждан Российской Федерации, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Начальная (максимальная) цена по каждому из контрактов составила 3 499 947.99 рублей.

Источником финансирования закупок явились средства республиканского бюджета Республики Коми, выделенные на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству здравоохранения Республики Коми на 2018 год.

Извещения о проведении электронных аукционов № 0107200002718001299 и № 0107200002718001300, аукционные документации размещены на официальном сайте 23.10.2018.

Раздел III «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» документаций об электронных аукционах (далее - Технические задания) содержат следующее спорное описание объекта закупки:

№ п/п

Параметр

Требуемое значение

1.

Международное непатентованное наименование

Эпоэтин альфа

8.

Дозировка лекарственного препарата

10000 МЕ

8.1. (9)

Другие характеристики*

содержание действующего вещества в первичной упаковке – 2500 МЕ

* Обоснование указания «других характеристик»: указание количества действующего вещества в первичной упаковке требуется, так как это единственный способ достижения необходимой дозировки для обеспечения лечебного процесса.

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать:

- наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Аналогичные части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара определены пунктом 12.3 подраздела 12 раздела 1 «Инструкция (Общие сведения)» аукционных документаций.

Пунктом 29 Информационной карты аукционных документаций предусмотрено: «В соответствии с требованиями настоящей документации и Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ первая часть заявки должна содержать информацию, предусмотренную частью 12.3 подраздела 12 раздела I настоящей документации, а именно:

- согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

- наименование страны происхождения товара;

- конкретные показатели товара (наименование товара (МНН, торговое наименование), лекарственная форма, дозировка и другие характеристики, количество), соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (при наличии).

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может быть предоставлена по форме рекомендуемой заказчиком согласно Приложению №1 к информационной карте документации об электронном аукционе «Рекомендуемая форма первой части заявки на участие в электронном аукционе».

В силу частей 1, 3-6 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:

1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;

2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер <...> к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;

3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;

4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

На участие в электронных аукционах было подано по 2 заявки.

Согласно сведениям, представленным ООО «РТС-тендер», заявкам ЗАО «ЭКОФАРМ» на участие в электронных аукционах оператором электронной площадки были присвоены порядковые номера 104030506 и 104030579.

На участие в закупках заявителем были поданы идентичные друг другу заявки.

В заявках ЗАО «ЭКОФАРМ» указано следующее описание лекарственного препарата, предлагаемого к поставке:

МНН

Ед.

измерения товара

Кол-во товара в ед. измерения

Торговое наименование

Характеристики (лекарственная форма, дозировка, кол-во лекарственных форм во вторичной (потребительской упаковке)

Единица измерения товара

Кол-во товара в ед. измерения

Эпоэтин альфа

шприц

 

Бинокрит®

Раствор для внутривенного и подкожного введения 84 мгк/мл (3000МЕ/0,3 мл) 0,3 мл шприц № 6

Упаковка

462

Представитель Министерства финансов Республики Коми выражая несогласие с доводами подателя жалоб, пояснил, что аукционная комиссия действовала в рамках действующего законодательства и оснований для признания заявок соответствующими не имелось. ЗАО «ЭКОФАРМ» были поданы заявки, не соответствующие требованиям аукционных документаций (Технических заданий), Закону о контрактной системе, а именно в составе своих заявок участником было представлено лекарственное средство с содержанием действующего вещества в первичной упаковке – 3000 МЕ (0,3) мл вместо 2500 МЕ (0,25мл).

Следовательно, сведения, содержащиеся в первых частях заявок с порядковыми номерами 104030506 и 104030579 на участие в электронных аукционах, не соответствуют требованиям, установленным документациями об электронных аукционах, а именно: требованиям, установленным пунктом 29 Информационных карт, Технических заданий документаций об электронных аукционах.

Единой комиссией уполномоченного органа по результатам рассмотрения первых частей заявок участника, с присвоенными порядковыми номерами 104030506 и 104030579 на участие в электронных аукционах приняты решения об отказе в допуске к участию в электронных аукционах участнику закупки, подавшего указанные заявки, на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе с обоснованием принятого решения:

«Заявка не соответствует требованиям документации, так как сведения, содержащиеся в первой части заявки на участие в электронном аукционе, не соответствуют требованиям, установленным частью 12.3 подраздела 12 раздела I, п. 29 раздела II, раздела III (Техническое задание) документации об электронном аукционе, а именно:

конкретные показатели товара, предлагаемого для поставки не соответствуют значениям установленным документацией об электронном аукционе (Техническим заданием):

- в части содержания действующего вещества в первичной упаковке участником предложено «(3000 МЕ/0,3 мл) 0,3 мл» при требовании «2500 МЕ».

Указанные решения оформлены протоколами рассмотрения заявок на участие в электронных аукционах от 12.11.2018 №0107200002718001300-0 и от 13.11.2018 № 0107200002718001299-0.

Таким образом, действия аукционной комиссии Министерства финансов Республики Коми в виде принятия решения об отказе в допуске к участию в электронных аукционах ЗАО «ЭКОФАРМ», подавшего заявки с порядковыми номерами 104030506 и 104030579 на участие в электронных аукционах правомерны и соответствуют пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

2. Комиссия Коми УФАС России при осуществлении внеплановых проверок закупок на предмет соответствия аукционных документация требованиям законодательства о контрактной системе установила следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

По пункту 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд», установлены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленным (далее - Постановление №1380).

По пункту 2 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают:

а) лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.);

б) дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности;

в) остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени (например, «не ранее 1 января 2020 г.» или «не менее 12 месяцев с даты заключения контракта» и др.).

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 при описании объекта закупки не допускается указывать:

а) эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата;

б) дозировку лекарственного препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (например, «МЕ» (международная единица) может быть конвертирована в «мг» или «процент» может быть конвертирован в «мг/мл» и т.д.);

в) объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий;

г) наличие (отсутствие) вспомогательных веществ;

д) фиксированный температурный режим хранения препаратов при наличии альтернативного;

е) форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, «ампула», «флакон», «блистер» и др.);

ж) количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата;

з) требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата);

и) иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.

В силу пункта 6 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:

а) обоснование необходимости указания таких характеристик;

б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно описанию объектов закупок, по позициям 1, 8, 8.1. (9) Технических заданий требовалось поставить лекарственное средство с МНН «Эпоэтин альфа» с указанием на необходимую заказчику характеристику: «содержание действующего вещества в первичной упаковке – 2500 МЕ» в дозировке 10000 МЕ.

Первичным законодательным актом Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки лекарственных средств, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ), согласно части 2 статьи 3 которого нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам указанного Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 4 данного Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Частью 2 статьи 98 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Учитывая, что лекарственные препараты оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку лекарственных средств, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций.

Заказчиком под Таблицей требований раздела III «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» аукционных документаций, сформированы следующие примечания: «* Обоснование указания «других характеристик»: указание количества действующего вещества в первичной упаковке требуется, так как это единственный способ достижения необходимой дозировки для обеспечения лечебного процесса».

Согласно письменным пояснениям представителя заказчика, показатели Технических заданий сформированы с учетом численности пациентов, каждому из которых требуется определенная дозировка препарата, и которые уже получают препарат в данной конкретной дозировке. Специфика работы отделений гемодиализа заключается в высоком постоянстве состава пациентов, которые получают препарат пожизненно.

Применение несоответствующей расчетной дозировки приводит к недостаточной эффективности терапии (заниженная дозировка), развитию нежелательных лекарственных реакций (тромбообразование и нарушение функций постоянного сосудистого доступа на гемодиализе с последующей госпитализацией, артериальная гипертензия и ее декомпенсация), а также резистентности к эпоэтинам (завышенная дозировка).

Указанное также было озвучено представителями заказчика при рассмотрении жалоб.

Исходя из п.6 Постановления № 1380 Технические задания аукционных документаций могли содержать конкретный объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата.

При этом в государственном реестре лекарственных средств объему наполнения первичной упаковки лекарственного препарата (2500 МЕ), необходимого заказчику, соответствует единственная дозировка – 10000 МЕ.

С учетом изложенного, заказчиком не допущены нарушения Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации при описании объекта закупки.

Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки, поскольку объектами закупок является поставка товара, а не его изготовление и, как следствие, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров.

По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые, или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

По мнению Комиссии, при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, не нарушать требования законодательства о контрактной системе, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, а также если такое имеет место быть в силу действующего законодательства, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Как считает Комиссия Коми УФАС России область здравоохранения имеет специфическое и значимое положение как для государства, так и для населения в целом, поскольку конечная цель деятельности, в том числе медицинских учреждений, обусловлена дачей эффективного и результативного лечения нуждающихся в том граждан.

Следовательно, документации об электронных аукционах соответствуют обязательным требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.

Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действия заказчика – Министерства здравоохранения Республики Коми в виде составления и утверждения документаций об электронных аукционах противоречат части 1 статьи 64, пункту 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя, изложенный в жалобах, о том, что, предлагая в заявке 472 уп Эпоэтина альфа 3000ме №6 вместо 472 уп Эпоэтина альфа 2500ме №6 заказчик получит больше препарата за те же деньги не состоятелен, поскольку представителем заказчика было дано пояснение, что завышенная дозировка для пациента может иметь своим результатом возникновение необратимых последствий влекущих, в том числе ухудшение здоровья, что в свою очередь заказчик позволить себе не может.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Жалобы ЗАО «ЭКОФАРМ» на действия аукционной комиссии Министерства финансов Республики Коми при проведении электронных аукционов на поставку лекарственного препарата «Эпоэтин альфа» для граждан Российской Федерации, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» по извещениям № 0107200002718001299, 010720000271800130 признать необоснованными.

2. По результатам проведения внеплановой проверки нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика не выявлены.

 

<………………..>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны