Решение №04-02/8351 Решение по жалобе ООО "Стройинвест" от 19 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

02 сентября 2016 года

 

 

 

                            № 04-02/8351

г. Сыктывкар

 

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» (далее - ООО «СТРОЙИНВЕСТ») (вх. от 26.08.2016 № 2705э.) на действия заказчика – Администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» (далее – АМОМР «Сыктывдинский») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по организации строительства объекта "Подъездная дорога к объекту - Квартал малоэтажной застройки в с. Выльгорт Сыктывдинского района», извещение № 0107300011316000076 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),

            при участии:

          - <…> – представителя АМОМР «Сыктывдинский» по доверенности № 1 от 11.01.2016;

         -  <…> - представителя АМОМР «Сыктывдинский» по доверенности № 37 от 20.06.2016,

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. ООО «СТРОЙИНВЕСТ», АМОМР «Сыктывдинский», закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «СТРОЙИНВЕСТ», ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. ООО «СТРОЙИНВЕСТ» обжалуются положения о документации об электронном аукционе в части:

- неуказания в Информационной карте документации об электронном аукционе перечня конкретных пунктов Свидетельства (СРО) о допуске к определенному виду работ, которыми должен обладать участник закупки;

- установления в извещении о проведении электронного аукциона даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, выпадающей на нерабочий день;

- неустановления в проекте контракта размера штрафа в виде фиксированной суммы, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком и поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.

             АМОМР «Сыктывдинский» исх. от 31.08.2016 № 19-04 (вх. № 4473 от 01.09.2016) в отзыве на жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

             3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим  выводам.

 Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона  явилась АМОМР «Сыктывдинский».

 Объект закупки - «Выполнение работ по организации строительства объекта "Подъездная дорога к объекту - Квартал малоэтажной застройки в с. Выльгорт Сыктывдинского района».

 Начальная (максимальная) цена контракта составила –  8 805 370,00 рублей.

 Источником финансирования закупки явились средства местного бюджета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский». КБК 923-0502-9900001020-414-310.

             Извещение о проведении электронного аукциона № 0107300011316000076, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) – 11.08.2016 в 10.13 ч., изменения извещения о проведении электронного аукциона от 11.08.2016 №ИИ1 размещены –11.08.2016 в 11.27 ч.

            3.1. Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),  под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

   В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

   Аналогичные требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, устанавливаются в документации об электронном аукционе, согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

   В извещении о проведении электронного аукциона «Выполнение работ по организации строительства объекта "Подъездная дорога к объекту - Квартал малоэтажной застройки в с. Выльгорт Сыктывдинского района» (№ 0107300011316000076) заказчиком установлены  требования о соответствии участников требованиям пунктов 1, 3-5, 7, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

  Анализ аукционной документации Комиссии Коми УФАС России показал, что в разделе 22 Информационной карты «Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки» установлено требование о наличии специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Указанное требование  уточнено в  разделе 28 Информационной карты «Требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в аукционе в электронной форме», где среди прочих документов и информации, участниками должно быть представлено свидетельство о членстве в саморегулируемой организации, в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации  от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Приказ № 624 от 30.12.2009) , по виду работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту – пункт 25 «Устройство автомобильных дорог и аэродромов».

            Таким образом, по мнению АМОМР «Сыктывдинский» довод заявителя по данному факту не состоятелен, поскольку в документации об электронном аукционе указан конкретный пункт Свидетельства (СРО), которым должен обладать участник закупки.

            В то же время, Комиссией Коми УФАС России, в результате изучения  извещения о проведении электронного аукциона, проекта контракта, установлено, что предметом указанной закупки является  именно организация строительства объекта «Подъездная дорога к объекту - Квартал малоэтажной застройки в с. Выльгорт Сыктывдинского района», а не устройство автомобильных дорог и аэродромов, что и подтверждено на заседании Комиссии представителями АМОМР «Сыктывдинский».

             Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным директором) указаны в Приказе № 624 от 30.12.2009 под пунктом 33.

Так подпунктом 33.2.1 указанного Перечня определен вид работ «Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта».

Таким образом, установление заказчиком требования к участникам аукциона о наличии  Свидетельства о допуске к видам работ, обозначенным под пунктом 25 Приказа № 624 от 30.12.2009, Комиссия Коми УФАС России считает не соответствующим предмету закупки.

В силу частей 1, 2, 3, 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, во исполнение части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса указан в Приказе № 624 от 30.12.2009.

Предмет рассматриваемой закупки - организация строительства объекта «Подъездная дорога к объекту - Квартал малоэтажной застройки в с. Выльгорт Сыктывдинского района» относится к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с Приказом № 624 от 30.12.2009.

Следовательно, согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса, с учетом предмета рассматриваемой закупки к участникам такой закупки должно было быть предъявлено требование о предоставлении выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства (в данном случае по подпункту 33.2.1 Приказа № 624 от 30.12.2009), а не только о предоставлении свидетельства СРО по  конкретному виду работ, указанному в пункте 28 информационной карты электронного аукциона.

В бездействии АМОМР «Сыктывдинский» в виде неустановления в документации об электронном аукционе требования к участникам такого аукциона о предоставлении выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства (по подпункту 33.2.1 Приказа № 624 от 30.12.2009) имеется нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Такое нарушение могло препятствовать подаче заявки на участие в закупке хозяйствующим субъектам, имеющим свидетельство СРО на организацию строительства по подпункту 33.2.1 Приказа № 624 от 30.12.2009, но не имеющим свидетельства СРО на конкретный вид работ, указанный в пункте 28 информационной карты электронного аукциона, так как непредставление документов и информации, затребованной аукционной документацией, является основанием для признания заявки несоответствующей требованиям такой документации.

3.2. В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участниками закупки.

Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В документации обжалуемого электронного аукциона заказчиком установлена начальная (максимальная) цена контракта -  8 805 370,00 руб.

            Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 28.08.2016, которая является официальным выходным днем в Российской Федерации.

Довод заявителя о неверно установленной заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, выпадающей на нерабочий день, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным, поскольку заказчиком срок окончания подачи заявок определен на основании пункта 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, что составляет 17 дней.

3.3. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее - Постановление № 1063).

Комиссия Коми УФАС России учла, что на момент формирования документации об аукционе у заказчика отсутствуют сведения о цене контракта, которую планируют предложить на аукционе участники закупки, поэтому установить в проекте контракта фиксированный размер штрафа, а также пени не представляется для заказчика  возможным.

При этом согласно абзацам 2 подпунктов 8.1.1, 8.2.1 проекта контракта размер штрафа устанавливается в соответствии с Постановлением № 1063.

С учетом изложенного, оспариваемые заявителем пункты проекта контракта, посвященные ответственности заказчика и подрядчика, не могут привеcти к заключению контракта не на условиях документации об электронном аукционе.

        4. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

4.1. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе  Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (далее –Постановление № 99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

В пункте 1 Постановления указано, что  к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.

В приложении № 1 к Постановлению № 99 установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

В извещении о проведении электронного аукциона  № 0107300011316000076 «Выполнение работ по организации строительства объекта "Подъездная дорога к объекту - Квартал малоэтажной застройки в с.Выльгорт Сыктывдинского района» указан код по ОКПД2 - 42.11.20.000 (Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов).

В результате изучения извещения о проведении указанного электронного аукциона, Комиссией Коми УФАС России установлено, что заказчиком к участникам аукциона установлено требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, при том, что начальная (максимальная) цена контракта составила  8 805 370,00 рублей, что менее цены контракта, установленной в приложении № 1 к Постановлению № 99.

Таким образом, действие заказчика – АМОМР «Сыктывдинский» в части установления в извещении № 0107300011316000076 электронного аукциона требования, предъявляемого к участникам аукциона в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31, противоречит пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» в части, касающейся  бездействия заказчика - АМОМР «Сыктывдинский» в виде неустановления в документации об электронном аукционе требования к участникам такого аукциона о предоставлении выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, обоснованной, в остальной части - необоснованной.
  2. Признать бездействие заказчика - АМОМР «Сыктывдинский» в виде неустановления в документации об электронном аукционе требования к участникам такого аукциона о предоставлении выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства (по подпункту 33.2.1 Приказа № 624 от 30.12.2009), противоречащим пункту 1 части 1 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  1. По результатам внеплановой проверки закупки способом электронного аукциона признать действие заказчика  - АМОМР «Сыктывдинский» в части установления в извещении № 0107300011316000076 электронного аукциона требования, предъявляемого к участникам аукциона в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31, противоречащим пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

           4. С учетом признания электронного аукциона № 0107300011316000076 не состоявшимся, заказчику – АМОМР «Сыктывдинский» предписание об устранении допущенных нарушений пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта  6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе не выдавать.

5.  Решить вопрос о передаче  уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении  административного дела в отношении должностного лица заказчика.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

                                        <…>

 

Члены комиссии                                                                                                            <…>

                                                                                                                         

                                                                                                                                 <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны