Решение №04-02/9018 Решение по жалобе ООО «Ремонтно-строительный трест» от 12 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

07 октября 2015 года

 

 

 

 № 04-02/9018

Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее – Комиссия Коми УФАС России),

рассмотрев жалобу исх. от 29.09.2015 № 1674 (вх. от 01.10.2015 № 5554) общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительный трест» (далее – ООО «Ремонтно-строительный трест», общество, заявитель) на действия заказчика – бюджетное учреждение «Управление капитального строительства муниципального образования городского округа «Сыктывкар», уполномоченного органа – Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» при определении подрядчика способом открытого конкурса на выполнение полного комплекса работ по строительству (на условиях под «ключ)» по объекту «Многоквартирный жилой дом № 3 в районе Тентюковской в г.Сыктывкаре (в районе жилых домов №№186-198) (3 этап 2015-2016 гг.)», закупка № 0107300000215000221, (далее – жалоба),

при участии:

- <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. До рассмотрения жалобы Комиссии Коми УФАС России поступило ходатайство ООО «ВИК» исх. от 07.10.2015 № 68 (вх. от 07.10.2015 № 5682) о допуске его к участию в рассмотрении жалобы в связи с тем, что рассмотрение жалобы непосредственно затрагивает права и законные интересы общества.

Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев ходатайство ООО «ВИК» исх. от 07.10.2015 № 68 (вх. от 07.10.2015 № 5682), приняла решение о его удовлетворении и о допуске к участию в рассмотрении жалобы директора ООО «ВИК». 

2. ООО «Ремонтно-строительный трест», Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Администрация МО ГО «Сыктывкар», уполномоченный орган), бюджетное учреждение «Управление капитального строительства муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – БУ «Управление капитального строительства МОГО «Сыктывкар», заказчик) надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.

На рассмотрении жалобы присутствуют представители указанных лиц.

3. В Коми УФАС России поступила жалоба ООО «Ремонтно-строительный трест».

Заявитель обжалует разъяснения, которые были даны уполномоченным органом на первый вопрос запроса ООО «Ремонтно-строительный трест» о даче разъяснений положений конкурсной документации в части применения иных материалов, считает их необоснованными и влекущими ограничение количества участников. 

 Заявитель обжалует положения документации об открытом  конкурсе на право заключения муниципального контракта на выполнение полного комплекса работ по строительству (на условиях под «ключ)» по объекту «Многоквартирный жилой дом № 3 в районе Тентюковской в г.Сыктывкаре (в районе жилых домов №№186-198) (3 этап 2015-2016 гг.)» (далее – конкурсная документация) в части:

- нарушения правил описания объекта закупки в виде неуказания функциональных, технических, качественных и эксплуатационные характеристик объекта закупки;

- указания конкретных конструктивных решений при выполнении работ, например: наружные и внутренние стены многоквартирного жилого дома должны быть выполнены из ячеистобетонных блоков или керамического кирпича, которые не являются единственными материалами, поскольку есть еще бетонные блоки, фибролитовые блоки, монолитное домостроение и др.;

- невнесения технических условий в конкурсную документацию, что влечет невозможность для заявителя сделать расчет стоимости внеплощадных сетей объекта закупки.

Заявитель в жалобе просит признать жалобу обоснованной, признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

БУ «Управление капитального строительства МОГО «Сыктывкар», Администрацией МО ГО «Сыктывкар» в отзывах на жалобу и на заседании  Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно доводов ООО «Ремонтно-строительный трест».

4. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучения материалов жалобы, заслушивания представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа, пришла к нижеследующим  выводам.

4.1. Заказчиком осуществления закупки является БУ «Управление капитального строительства МОГО «Сыктывкар».

Уполномоченным органом является Администрация МО ГО «Сыктывкар».

Объект закупки – выполнение полного комплекса работ по строительству (на условиях под «ключ)» по объекту «Многоквартирный жилой дом № 3 в районе Тентюковской в г.Сыктывкаре (в районе жилых домов №№186-198) (3 этап 2015-2016 гг.)».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 63 491 109 (шестьдесят три миллиона четыреста девяносто одна тысяча сто девять) рублей 00 копеек.

Источником финансирования закупки явились средства бюджетных инвестиций на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности.

Информация о проведении открытого конкурса на выполнение полного комплекса работ по строительству (на условиях под «ключ)» по объекту «Многоквартирный жилой дом № 3 в районе Тентюковской в г.Сыктывкаре (в районе жилых домов №№186-198) (3 этап 2015-2016 гг.)», закупка № 0107300000215000221 (далее – открытый конкурс, закупка), в том числе изменения извещения о проведении открытого конкурса для закупки №  0107300000215000221 от 14.09.2015, 16.09.2015, 17.09.2015 размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  - www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).

Конкурсная документация утверждена 28.08.2015 и.о. начальника бюджетного учреждения «Управление капитального строительства муниципального образования городского округа «Сыктывкар», изменения в конкурсную документацию внесены на основании писем бюджетного учреждения «Управление капитального строительства муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 11.09.2015 № 02-209, от 15.09.2015 № 02-214, от 16.09.2015 № 02-217, подписанных начальником учреждения.

Постановлением главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 27.01.2014 № 1/183 создана Единая комиссия по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд муниципального образования городского округа «Сыктывкар», приложением № 2 к постановлению главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 27.01.2014 № 1/183 утвержден состав Единой комиссии по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд бюджетного учреждения «Управление капитального строительства муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

4.2. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с частями 6 – 8 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Если в конкурсную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.

Любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.

10.09.2015 от ООО «Ремонтно-строительный трест» в адрес уполномоченного органа поступил запрос ООО «Ремонтно-строительный трест» от 10.09.2015 № 1429  о даче разъяснений положений конкурсной документации.

В запросе от 10.09.2015 № 1429  ООО «Ремонтно-строительный трест» просило дать разъяснения на следующее:

«1) Возможно ли применение материалов не ухудшающих предмет закупки.

Например:

 а) наружные стены из бетонных блоков ГОСТ 6133-99 вместо ячеистых блоков;

б) наружная отделка - керамогранит вместо металлического сайдинга».

В запросе общество также просило предоставить технические условия для подключения инженерных сетей, так как конкурсная документация не содержит данной информации.

Согласно подпункту 5 пункта 8 Порядка взаимодействия уполномоченного органа на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд заказчиков муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утвержденного Решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 26.03.2014 № 23/2014-352, запрос был направлен уполномоченным органом в адрес заказчика для подготовки ответа.

Письмом БУ «Управление капитального строительства МОГО «Сыктывкар» от 11.09.2015 № 06-706 даны следующие разъяснения:

«1. Применение материалов согласно разделу «III.Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)» документации об открытом конкурсе  на право заключения муниципального контракта на выполнение полного комплекса работ по строительству (на условиях «под ключ») по объекту «Многоквартирный жилой дом № 3 в районе Тентюковской в г.Сыктывкаре (в районе жилых домов №№186-198) (3 этап – 2015-2016 гг.)». Строительство по объекту "Многоквартирный жилой дом №3 в районе Тентюковской в г. Сыктывкаре (в районе жилых домов №№186-198) (3 этап – 2015-2016 гг.)» следует выполнять в соответствии техническим заданием (раздел «III.Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)» документации об открытом конкурсе).

2. В документацию об открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта на выполнение полного комплекса работ по строительству (на условиях «под ключ») по объекту «Многоквартирный жилой дом № 3 в районе Тентюковской в г.Сыктывкаре (в районе жилых домов №№186-198) (3 этап – 2015-2016 гг.)» будут внесены изменения».

На основании письма БУ «Управление капитального строительства МОГО «Сыктывкар» от 11.09.2015 № 06-706 уполномоченным органом в установленные частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе письмом от 14.09.2015 № 01/1-05/600 в адрес ООО «Ремонтно-строительный трест» направлены разъяснения положений конкурсной документации, 15.09.2015 разъяснения положений конкурсной документации размещены уполномоченным органом на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не изменяют ее суть.

Фактически заказчиком даны разъяснения положений конкурсной документации на поступивший 10.09.2015 запрос участника закупки - ООО «Ремонтно-строительный трест», определение полноты предоставленных заказчиком разъяснений положений конкурсной документации, направленных 14.09.2015 в адрес общества и размещенных 15.09.2015 на официальном сайте, не входит в компетенцию Комиссии Коми УФАС России, соответствующие критерии, по которым можно определить в полном объеме представлены заказчиком разъяснения или нет, в Законе о контрактной системе не установлены.

Действия заказчика, уполномоченного органа в части направления в адрес общества, от которого поступил запрос, разъяснений положений конкурсной документации, размещения уполномоченным органом на официальном сайте указанных разъяснений не противоречат требованиям частей 6 – 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.

4.3. Согласно части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.

На основании пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

По части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссия Коми УФАС России не находит достаточных оснований полагать, что установление в техническом задании требований к выполнению работ, являющихся объектом закупки, к товарам, используемым при выполнении работ, нарушает требования пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и приводит к ограничению количества участников закупки в связи со следующим.

В разделе III «Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)» конкурсной документации (далее - техническое задание) заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки.

В подпунктах 9.3, 9.4 пункта 9 технического задания установлено, что наружные и внутренние (несущие) стены должны быть выполнены из ячеистобетонных блоков.

Согласно внесенным в конкурсную документацию изменениям, размещенным на официальном сайте 16.09.2015, 17.09.2015, в подпункты 9.3, 9.4 пункта 9 технического задания внесены изменения, а именно: наружные и внутренние (несущие) стены должны быть выполнены из керамического кирпича.

Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе не устанавливает ограничений относительно указания в конкурсной документации показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям, установленным заказчиком. Заказчик на свое усмотрение, исходя из своей потребности, указывает в документации об электронном аукционе показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика.

Из положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, устанавливающего правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании в документации о  закупке объекта закупки, следует, что заказчик самостоятельно описывает объект закупки в соответствии со своими потребностями. Вместе с тем, при формировании предмета закупки, требований к закупаемому товару заказчику необходимо учитывать запрет на включение требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

БУ «Управление капитального строительства МОГО «Сыктывкар» в техническом задании указаны показатели, позволяющие определить соответствие выполняемых работ, товаров, используемых при выполнении работ, требованиям заказчика. Установление в техническом задании требований к выполняемым работам (полный комплекс работ по строительству (на условиях под «ключ)» по объекту «Многоквартирный жилой дом № 3 в районе Тентюковской в г.Сыктывкаре (в районе жилых домов №№186-198) (3 этап 2015-2016 гг.)»), к товарам, используемым при выполнении работ, обусловлено потребностью заказчика и необходимо для обеспечения реализации адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования городского округа  «Сыктывкар» на период 2015-2017 годы».

В Законе о контрактной системе, в том числе в статье 33, не установлено ограничений в отношении описания заказчиком объекта закупки в части указания в техническом задании конкретного материала товара, используемого при выполнении работ.

Заявителем в материалы жалобы не представлены доказательства того, что требования к выполнению работ, являющихся объектом закупки, к товарам, используемым при выполнении работ, установленные заказчиком в техническом задании, ограничивают количество участников открытого конкурса, в том числе не дают возможность самому заявителю принять участие в проводимых торгах.

ООО «Ремонтно-строительный трест» также не представлены доказательства того, что неуказание в конкурсной документации технических условий ограничивает количество участников открытого конкурса, в том числе не дает возможность самому заявителю принять участие в проводимых торгах.

В соответствии с письменными пояснениями, представленными БУ «Управление капитального строительства МОГО «Сыктывкар» исх. от 06.10.2015 № 07-478/1, в приложении № 2 к техническому заданию указана техническая возможность подключения объекта к инженерным сетям, определены предварительные точки технологического подключения к сетям. В рамках  I этапа работ «под ключ» будут определены точные нагрузки, на основании которых заказчик обратится в ресурсоснабжающие организации для получения технических условий с указанием конкретных точек подключения.

Довод ООО «Ремонтно-строительный трест», заявленный в ходе рассмотрения жалобы, о том, что получить заключение государственной экспертизы проектной документации в срок до конца ноября, установленный в конкурсной документации, является невозможным, в связи с тем, что на получение заключения необходимо 3 – 4 месяца, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным в связи с тем, что согласно графику производства работ по объекту «Многоквартирный жилой дом № 3 в районе Тентюковской в г.Сыктывкаре (в районе жилых домов №№186-198) (3 этап 2015-2016 гг.)»), являющемуся приложением № 2 к проекту муниципального контракта, до конца ноября 2015 года необходимо предоставить документы для государственной экспертизы проектной документации, а не получить соответствующее заключение.

На участие в открытом конкурсе подано две заявки, в том числе заявка на участие в открытом конкурсе подана самим заявителем - ООО «Ремонтно-строительный трест» (протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 02.10.2015 для закупки № 0107300000215000221).

Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что действия заказчика – БУ «Управление капитального строительства МОГО «Сыктывкар», в части установления в техническом задании конкурсной документации требований к выполнению работ, являющихся объектом закупки, к товарам, используемым при выполнении работ, приводят к ограничению количества участников закупки и нарушают требования пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

С учетом того, что конкурсная документация утверждена заказчиком, нарушение требований пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе со стороны уполномоченного органа не усматривается.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу в части довода по обжалованию действий заказчика, уполномоченного органа на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе необоснованной.

2. Жалоба в части довода заявителя о нарушении заказчиком, уполномоченным органом требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» подлежит передаче в соответствующее структурное подразделение Коми УФАС России для рассмотрения в порядке, предусмотренном статьей 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны