Решение №04-02/9029 Решение по жалобе ООО «Фармактивы Капитал» от 21 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

Общество с ограниченной ответственностью

«ФАРМАКТИВЫ КАПИТАЛ»

 

Леснорядский пер., д. 18, строение 2,

3 эт., пом. 1, каб. 5, г. Москва, 107140

 

Государственное бюджетное учреждение

здравоохранения Республики Коми

«Коми республиканская клиническая больница»

 

Пушкина ул., д. 114, г. Сыктывкар,

Республика Коми, 167004

 

Закрытое акционерное общество

«Сбербанк - Автоматизированная

система торгов»

 

ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

17 декабря 2018 года

 

 

 

№ 04-02/9029

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фармактивы Капитал» (далее - ООО «Фармактивы Капитал») от 09.12.2018 (вх. от 10.12.2018 № 4464-э), а также направленную в Коми УФАС России письмом ФАС России от 11.12.2018 № ГЗТУ/3557 (вх. от 12.12.2018 № 4515-э, на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Коми республиканская клиническая больница» (далее - ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «На поставку лекарственного средства «Севофлуран» для нужд ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница» (ЭА-450к)», извещение 0307200022418000505 (далее - электронный аукцион, закупка, жалоба),

при участии:

-<…>, представителя ООО «Фармактивы Капитал» по доверенности от 14.11.2017;

-<…>, представителя ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница» по доверенности от 15.08.2018 № 39,

 

УСТАНОВИЛА:

 

ООО «Фармактивы Капитал», ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница», закрытое акционерное общество «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк-АСТ») надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения жалобы извещены.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ЗАО «Сбербанк-АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

ООО «Фармактивы Капитал» обжалуется действие заказчика - ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница», касающееся включения в описание объекта закупки требования к флакону закупаемого лекарственного средства «флакон c системой (типа Quik-Fil)», которое, согласно доводов жалобы, соответствует единственному лекарственному средству с торговым наименованием «Севоран», что противоречит статьям 6, 8, пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и влечет ограничение участников закупки.

В жалобе заявитель приводит доводы о неправомерности действий ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница» в части установления требования по взаимодействию закупаемого товара с оборудованием, используемым заказчиком.

ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница» в отзыве на жалобу от 13.12.2018 3 01-05/4274 9вх. от 14.12.2018 № 5915) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО «Фармактивы Капитал», ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница», пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница».

Объектом закупки явилась поставка лекарственного средства «Севофлуран» для нужд ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 997 880,00 руб.

Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств ФОМС, средств предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0307200022418000505, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 30.11.2018.

2. Согласно статье 6, частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

По пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки должны указываться функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться

В пункте 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закон

Согласно части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 (далее - Особенности описания лекарственных препаратов).

По подпункту а) пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.).

Согласно подпунктам в) е), и) пункта 5 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании объекта закупки не допускается указывать, наряду с прочим, объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий; форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, «ампула», «флакон», «блистер» и др.); иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.

В соответствии с пунктом 6 Особенностей описания лекарственных препаратов описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами «в» - «и» пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:

а) обоснование необходимости указания таких характеристик;

б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

3. Требования к закупаемому товару установлены заказчиком в разделе III «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание):

 

№ п/п

МНН

Форма выпуска, дозировка, упаковка, фасовка и другие характеристики

Ед. изм.

Кол-во

1

Севофлуран

жидкость для ингаляций, 250 мл, флакон c системой (типа Quik-Fil)*

мл

26 000

 

При этом Техническое задание содержит обоснование дополнительной характеристики (флакон c системой (типа Quik-Fil)*: «Флаконы оснащены специальной укупорочной системой Quik-Fil для обеспечения совместимости с испарителем Севофлурана, используемым заказчиком».

Согласно письменной информации ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница» от 13.12.2018 № 01-05/4274 (вх. от 14.12.2018 № 5915) и устных доводов представителя заказчика, данных в ходе рассмотрения жалобы, при формировании требований к закупаемому товару, заказчик исходил из собственных потребностей, в том числе потребностью в ингаляционной анастезии при проведении операционных вмешательств.

Оспариваемое заявителем требование о поставке лекарственного средства во флаконах с укупорочной системой Quik-Fil, согласно доводов заказчика, обусловлено наличием в отделении анестезиологии наркозно-дыхательных препаратов с калиброванными испарителями ингаляционных анестетиков Севофлурана «Vapor 2000» (Draeger, Германия) с системой заливки типа Quik-Fil, что (согласно руководству по эксплуатации указанного оборудования) предполагает использование флаконов лекарственного препарата «севофлуран» с укупорочной системой Quik-Fil.

Согласно частей 3-5 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Как следует из материалов жалобы, заказчику от оператора электронной площадки 05.12.2018 поступил запрос, содержащий, наряду с прочим, необходимость разъяснений:

-требования Заказчика по взаимодействию закупаемого товара с оборудованием, используемым Заказчиком, внесения изменений в аукционную документацию и приведения её в соответствие с требованиями законодательства, поскольку, в соответствии с действующим законодательством в сфере обращения лекарственных средств лекарственный препарат, зарегистрированный в установленном порядке на территории Российской Федерации должен соответствовать требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия нормативной документации или нормативного документа;

-информации об объекте закупки, а именно, что будет обязательным для участника - поставка лекарственного средства или совместимость с каким-либо оборудованием Заказчика и внесения соответствующей информации в документацию об электронном аукционе, что будет обязательным для всех участников;

-о возможности поставки устройства многоразового использования в случае, если необходима поставка дополнительных устройств (адаптеров), если такое использование предусмотрено документацией производителей как самих устройств, так и производителей оборудований, с которыми планируется использование данных устройств, а также какое именно оборудование (наркозно-дыхательные аппараты, испарители - марки, модели) находится на балансе для которого необходимы адаптеры».

Заказчиком 07.12.2018 на официальном сайте размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе следующего содержания: «В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация об электронном аукционе (ЭА-450к) содержит требования, установленные заказчиком в соответствии со своей потребностью, к качеству и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Сообщаем, что в учреждении (ГБУЗ РК «КРКБ») имеются наркозно-дыхательные аппараты с калиброванными испарителями ингаляционных анестетиков Севофлурана «Vapor 2000» (Draeger, Германия) с ситемой заливки типа Quik-Fil. Заказчику необходимо удовлетворить потребность в ингаляционной анестезии при проведении операционных вмешательств. При имеющемся оборудовании это возможно в результате использования флаконов лекарственного препарата «Севофлуран», оснащенных укупорочной системой Quik-Fil, поскольку иные флаконы лекарственных препаратов с МНН «Севофлуран» являются технологически несовместимыми с медицинским оборудованием, используемым Заказчиком.

Согласно письму дочерней компании производителя имеющихся аппаратов ООО «Дрегер» испарители предназначены только для флаконов, оснащенных специальной укупорочной системой Quik-Fil. Применение с данными испарителями любых иных флаконов может повредить систему наполнения испарителя и создать опасность как для пациента, так и для медицинского персонала.

Уточняем, что объектом закупки является поставка лекарственных препаратов с МНН «Севофлуран», совместимых с оборудованием, используемым Заказчиком.

Считаем нецелесообразным замену всех испарителей, используемых в настоящее время Заказчиком.

Считаем, что рынок поставки лекарственных препаратов с МНН «Севофлуран» с требуемым значением «Флаконы оснащены специальной укупорочной системой Quik-Fil для обеспечения совместимости с испарителем Севофлурана, используемым заказчиком» имеет неограниченное количество участников: данный препарат не относится к наркотическим и психотропным веществам, широко распространен на фармацевтическом рынке, может быть приобретен как у производителя, так и у дистрибьюторов, следовательно, любой участник закупки, обладающий лицензией на фармацевтическую деятельность, вправе принять участие в данном аукционе.

В то же время уточняем, что участник при поставке лекарственных препаратов с МНН «Севофлуран» без укупорочной системы Quik-Fil, может осуществить поставку лекарства совместно с дополнительным устройством (адаптером) в соответствующем количестве при условии, что данные устройства имеют регистрационное удостоверение, выданное Росздравнадзором в установленном законодательством порядке, и разрешены к применению на территории Российской Федерации».

Разъяснения положений документации об электронном аукционе размещены заказчиком на официальном сайте в законодательно установленный срок, с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, требования частей 4,5 статьи 65 Закона о контрактной системе при разъяснении положений документации об электронном аукционе заказчиком соблюдены.

Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.

При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

  • о контрактной системе не регламентировано содержание технического задания, однако оно должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика. Заявка участника закупки должна соответствовать техническому заданию документации о закупке.

Доводы жалобы о том, что установление оспариваемых характеристик товара влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.

Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.

По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Лекарственное средство, поставка которого является объектом закупки, свободно обращается на фармацевтическом рынке, его реализация входит в Перечень лицензируемых видов деятельности, и, соответственно, поставка данного препарата может осуществляться лицами, имеющими соответствующую действующую лицензию.

Рынок поставки лекарственного препарата с МНН Севофлуран с характеристиками «жидкость для ингаляций, 250 мл, флакон c системой (типа Quik-Fil) имеет неограниченное количество участников, данный препарат может быть приобретен как у производителя, так и дистрибьюторов, следовательно, любой участник закупки, обладающий лицензией на фармацевтическую деятельность, вправе приобрести лекарственное средство с указанным МНН и участвовать в объявленном аукционе.

При этом, при разъяснении положений документации об электронном аукционе заказчиком было указано на возможность осуществить поставку лекарства совместно с дополнительным устройством (адаптером) в соответствующем количестве при условии, что данные устройства имеют регистрационное удостоверение, выданное Росздравнадзором в установленном законодательством порядке, и разрешены к применению на территории Российской Федерации.

Достаточных доказательств того, что оспариваемые требования к товару влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе ограничивает право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что документация об электронном аукционе соответствует требованиями Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.

Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница» в части установления в документации об электронном аукционе оспариваемых требований к закупаемому товару противоречит статьям 6, 8, части 1 статьи 64, пунктам 1, 6 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 в том числе ограничивает количество участников осуществления закупки.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Фармактивы Капитал» необоснованной.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

Члены комиссии <…>

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны