Решение №04-02/9098 Решение по жалобе ООО «Альянсэнергопром» от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми
| ||
РЕШЕНИЕ | ||
23 октября 2013 года |
|
№ 04-02/9098 |
Сыктывкар
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере размещения заказов в составе: <…> (далее – Комиссия Коми УФАС России),
рассмотрев жалобу от 15.10.2013 № 122/01-ТО (вх. от 16.10.2013 № 2176 эл) общества с ограниченной ответственностью «Альянсэнергопром» на действия заказчика - федеральное бюджетное учреждение «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» при размещении заказа путем проведения запроса котировок на поставку дизель генераторов (заказ № 0307100005113000063), далее – ООО «Альянсэнергопром» или заявитель, заказ или запрос котировок, заказчик или ФБУ «Администрация Печораводпуть»,
при участии:
- <…>,
УСТАНОВИЛА:
1. Заявитель о времени и месте рассмотрения жалобы извещен.
Письмом от 21.10.2013№ 128/01-ТО ООО «Альянсэнергопром» заявлено о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя общества.
На рассмотрении жалобы представитель ООО «Альянсэнергопром» отсутствует, что с учётом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы не препятствует ее рассмотрению по существу.
2. В Коми УФАС России поступила жалоба ООО «Альянсэнергопром».
Заявителем обжалуются действия заказчика в части установления требований к поставке товара только одного производителя и одной модели.
По мнению заявителя, неуказание в документации значений некоторых показателей, установление конкретных требований к комплектующим и узлам (двигатель, генератор, размеры, вес) в составе поставляемого оборудования ведет к ограничению конкуренции и невозможности предложить другое оборудование, кроме дизельного генератора АДП 3-230 ВЯ-Б Производитель ВЕПРЬ (Россия).
Заявитель просит провести проверку заказа.
В дополнении к жалобе ООО «Альянсэнергопром» указано, что в нарушение требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) заказчиком в техническом задании указаны конкретный двигатель Yanmar марки L70AE, точные габариты и вес, что делает невозможным предложить к поставке оборудование другого производителя и ограничивает круг потенциальных поставщиков.
3. Комиссия Коми УФАС России в результате изучения материалов жалобы, заслушивания представителя заказчика пришла к нижеследующим выводам.
3.1. Заказчиком размещения заказа является ФБУ «Администрация Печораводпуть».
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 359 016 рублей.
Источником финансирования заказа являются средства бюджетного учреждения.
Предмет контракта: поставка дизель генератора в количестве трёх штук.
Информация о проведении запроса котировок, в том числе извещение о проведении запроса котировок № 0307100005113000063 04.10.2013, размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).
3.2. В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о размещении заказов
под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в этом извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств). В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки, они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, установленными на основании пункта 4 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать, в том числе наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В извещении о проведении запроса котировок заказчиком установлены следующие требования к закупаемому товару - дизель генератору АДП 3-230 ВЯ-Б Производитель ВЕПРЬ (Россия) или эквивалент – 3 шт.:
Модель: Электростанция АДП 3-230 ВЯ-Б Производитель ВЕПРЬ (Россия) или эквивалент.
Максимальная мощность 3,0 кВт.
Рабочая мощность 2,7 кВт.
Коэффициент мощности cos φ 1.
Напряжение 230В
Частота 50 Гц.
Сила тока (на фазу) 13,0 А.
Удельный расход 0,25 кг/кВт*ч
Расход топлива 0,92 л/ч
Объем топливного бака 12,5 л.
Продолжительность работы на одной заправке 13,6 ч
Уровень шума 75дБ.
Тип генератора/регулятора напряжения - однофазный, бесщеточный, конденсаторный.
Двигатель:
Марка: Yanmar
Модель: L70AE
Тип: 4-х тактный, одноцилиндровый, дизельный, воздушное охлаждение.
Расположение клапанов: верхнее.
Максимальная мощность 7,0 л.с.
Ёмкость масляного картера: 1,1 л.
Запуск: ручной.
Топливо: Сезонное дизельное топливо.
Габариты и вес:
Длина: 66 см.
Ширина: 48 см.
Высота: 55 см.
Вес в сухом состоянии: 60 кг.
Сервисное обслуживание.
Гарантийный срок эксплуатации: 12 месяцев.
Наличие руководства по эксплуатации – обязательно.
Наличие сертификата соответствия – обязательно.
Дизель-генератор должен быть новым, не бывшим в эксплуатации.
Как следует из представленной заказчиком письменной информации и устных пояснений, данных в ходе рассмотрения жалобы представителем заказчика, при формировании технического задания заказчик исходил из собственных потребностей.
Анализ положений пункта 4 статьи 43, части 2 статьи 45, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов позволяет прийти к выводу о том, что заказчик, руководствуясь своими потребностями, определяет предмет запроса котировок, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализирует предмет закупки. При этом заказчик при формировании предмета закупки, требований к закупаемому товару не вправе устанавливать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Ссылка заявителя на нарушение заказчиком требований части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов является необоснованной в связи с тем, что статья 41.6 включена в главу 3.1. Закона о размещении заказов, регламентирующую порядок размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Правоотношения в части проведения запросов котировок регулируются главой 4 Закона о размещении заказов.
Из материалов жалобы следует, что на участие в запросе котировок представлено восемь котировочных заявок.
Заявителем не представлены доказательства того, что требования к закупаемым дизельным генераторам, установленные заказчиком в извещении о проведении запроса котировок, ограничивают количество участников размещения заказа, в том числе не дают возможность самому заявителю принять участие в проводимом запросе котировок.
При таких обстоятельствах Комиссия Коми УФАС России не находит достаточных оснований для признания в действиях заказчика в части включения в извещение о проведении запроса котировок требований к закупаемым дизельным генераторам нарушения требований п. 4 ст. 43, ч. 2 ст. 45, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов и ограничения количества участников размещения заказа.
3.3. В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о размещении заказов в случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в этом извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств). В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки, они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, установленными на основании пункта 4 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать, в том наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
На основании части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
По имеющейся в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми информации Yanmar является зарегистрированным товарным знаком.
Комиссией Коми УФАС России установлено, что извещение о проведении запроса котировок содержит указание на товарный знак Yanmar без сопровождения словами «или эквивалент», заказчиком доказательства обратного в материалы жалобы не представлены.
Таким образом, действия заказчика в части указания в извещении о проведении запроса котировок товарного знака Yanmar без сопровождения словами «или эквивалент» являются нарушением части 2 статьи 45, пункта 4 статьи 43, части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов.
3.4. На основании части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы.
В соответствии с пунктом 13 статьи 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Комиссией Коми УФАС России установлено, что извещение о проведении запроса котировок не содержит сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, что противоречит части 2 статьи 45, пункту 13 статьи 43 Закона о размещении заказов.
3.5. Жалоба в части требований, основанных на нормах антимонопольного законодательства (Закон о защите конкуренции), подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст. 44 Закона о защите конкуренции.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь ч. 9 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Альянсэнергопром» от 15.10.2013 № 122/01-ТО (вх. от 16.10.2013 № 2176 эл) необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать действия заказчика в части указания в извещении о проведении запроса котировок товарного знака Yanmar без сопровождения словами «или эквивалент» противоречащими части 2 статьи 45, пункта 4 статьи 43, части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов.
3. По результатам внеплановой проверки признать действия заказчика в части неуказания в извещении о проведении запроса котировок сведений о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством противоречащими части 2 статьи 45, пункту 13 статьи 43 Закона о размещении заказов.
4. В целях устранения нарушений Закона о размещении заказов, допущенных заказчиком, выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
5. Решить вопрос о привлечении виновного должностного лица заказчика, допустившего нарушения Закона о размещении заказов, к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми
| ||
ПРЕДПИСАНИЕ | ||
23 октября 2013 года |
|
№ 04-02/9098 |
Сыктывкар
|
об устранении нарушений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере размещения заказов в составе<…> (далее – Комиссия Коми УФАС России),
на основании своего решения от 23.10.2013 о нарушении заказчиком – федеральным бюджетным учреждением «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» (адрес места нахождения: Республика Коми, г. Печора, пгт Путеец, ул. Парковая, д. 2) при размещении заказа путем проведения запроса котировок на поставку дизель генераторов (заказ № 0307100005113000063),
требований части 2 статьи 45, пункта 4 статьи 43, части 3 статьи 34, пункта 13 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику – федеральному бюджетному учреждению «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» в 3-дневный срок с даты получения настоящего предписания устранить допущенное заказчиком нарушение требований части 2 статьи 45, пункта 4 статьи 43, части 3 статьи 34, пункта 13 статьи 43 Закона о размещении заказов посредством отмены запроса котировок на поставку дизель генераторов (заказ № 0307100005113000063).
2. Заказчику – федеральному бюджетному учреждению «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» в 5-дневный срок с даты получения настоящего предписания представить в Коми УФАС России документы и письменную информацию, подтверждающие исполнение настоящего предписания.
Примечание:
В соответствии с ч. 7 ст. 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.