Решение №04-02/9136 Решение по жалобе ЗАО «Компания Витамакс» от 28 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

19 декабря 2018 года

 

 

 

№ 04-02/9136

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <….> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Компания Витамакс» (далее – ООО «Компания Витамакс», заявитель) (вх. № 4532э. от 12.12.2018) на действия аукционной комиссии государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Коми республиканская клиническая больница» (далее – ГБУЗ РК «КРКБ»)при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «На поставку лекарственного средства «Эпоэтин альфа» для нужд ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница» (ЭА-437к)», извещение № 0307200022418000506 (далее – жалоба, электронный аукцион, закупка),

при участии:

- <….> – представителя ГБУЗ РК «КРКБ» по доверенности от 15.08.2018 № 39,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Коми УФАС России 12.12.2018 посредством электронной связи поступила жалоба ЗАО «Компания Витамакс» на действия аукционной комиссии ГБУЗ РК «КРКБ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.

ЗАО «Компания Витамакс», ГБУЗ РК «КРКБ», ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк-АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ЗАО «Компания Витамакс», ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

1. ЗАО «Компания Витамакс» обжалует действие аукционной комиссии в виде принятия решения об отказе заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.

Считает такое решение незаконным и подлежащем отмене.

По мнению заявителя, характеристики, указанные заказчиком в техническом задании, ограничивают потенциальное число участников закупки, установление ограничения в виде исключительной дозировки дает основание считать, что конкурсная документация подготовлена исключительно под определенный препарат.

Указывает, что предлагаемый обществом лекарственный препарат имеет одинаковое с указываемым заказчиком в техническом задании лекарственным препаратом действующее вещество, лекарственную форму.

Также отмечает, что описание объекта закупки не отвечает требованию Постановления Правительства Российской Федерации № 1380 от 15.11.2017 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Просит отменить результаты рассмотрения заявок и провести процедуру аукциона повторно, выдать заказчику предписание об устранении нарушений.

    1. Жалоба ЗАО «Компания Витамакс» в части обжалования положений документации об электронном аукционе, а именно в части описания объекта закупки, не подлежит рассмотрению по следующему основанию.

В силу части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, ее членов осуществляется только в судебном порядке.

В извещении о проведении электронного аукциона № 0307200022418000506, документации об электронном аукционе установлена дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе – 10.12.2018 09:00.

Жалоба ЗАО «Компания Витамакс» получена Коми УФАС России посредством электронной связи 12.12.2018 в 13 ч. 24 мин.

Следовательно, ЗАО «Компания Витамакс» пропущен установленный срок для обжалования положений документации об электронном аукционе в части описания объекта закупки.

Жалоба в указанной части не подлежит рассмотрению.

Жалоба ЗАО «Компания Витамакс» на действия аукционной комиссии подана в срок, определенный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе (протокол № 0307200022418000506-1 от 11.12.2018 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе (ЭА-437к) на право заключения договора «На поставку лекарственного средства «Эпоэтин альфа» для нужд ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница» размещен на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) – 11.12.2018.

ГБУЗ РК «КРКБ» в отзыве от 18.12.2018 № 01-05/4302 (вх. № 5991 от 18.12.2018) на жалобу ЗАО «Компания Витамакс» и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителя ГБУЗ РК «КРКБ», пришла к нижеследующим выводам.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК «КРКБ».

Объект закупки – «На поставку лекарственного средства «Эпоэтин альфа» для нужд ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница» (ЭА-437к)».

Начальная (максимальная) цена контракта – 847 986,00 руб.

Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств ФОМС.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0307200022418000506, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте – 30.11.2018.

Приказом главного врача ГБУЗ РК «КРКБ» от 18.06.2018 № 80 в учреждении создана Единая комиссия по осуществлению закупок в ГБУЗ РК «КРКБ» (далее - Единая комиссия).

2.1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наряду с прочей информацией наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

По пунктам 1, 6 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:

-в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

-документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена.

Раздел III «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) содержит следующее описание, требуемого заказчику, лекарственного препарата:

 

№ п/п

МНН

Форма выпуска, дозировка, упаковка, фасовка и другие характеристики

Ед. изм.

Кол-во

1

Эпоэтин альфа

раствор для внутривенного и подкожного введения 2500 МЕ

возможна поставка в кратной дозировке 1250 МЕ в двойном количестве

штука

600

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Аналогичное части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требование к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе установлено заказчиком в пункте 12.3 подраздела 12 раздела 1 «Инструкция (Общие сведения)» аукционной документации, а также в пункте 27 «Информационная карта открытого аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе:

В соответствии с требованиями настоящей документации и Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ первая часть заявки должна содержать информацию, предусмотренную частью 12.3 подраздела 12 раздела I настоящей документации, а именно:

  • согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
  • наименование страны происхождения товара;

- конкретные показатели товара (наименование товара (МНН, торговое наименование), лекарственная форма, дозировка, другие характеристики, количество), соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (при наличии)».

Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).

Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.

Заявке ЗАО «Компания Витамакс» на участие в электронном аукционе оператором электронной площадки присвоен порядковый номер <...> .

В первой части заявки № 119 на участие в электронном аукционе содержится следующая информация о лекарственном препарате:

 

№ п/п

МНН

Единица измерения товара

Кол-во товара в единицах измерения

Торговое

наименование

Характеристики
(лекарственная форма, дозировка, кол-во лекарственных форм во вторичной (потребительской упаковке))

Единица измерения

товара

Кол-во товара в единицах измерения

Производитель

Остаточный срок годности на момент поставки

1

Эпоэтин альфа

штука

600

Бинокрит

раствор для внутривенного и подкожного введения 84 мкг/мл (3000 МЕ/0,3мл) шприцы №6 – пачки картонные/ в комплекте с шток-поршнем, иглой инъекционной с защитным колпачком

упаковка

100

Ай Ди Ти Биологик а ГмбХ, Германия

12 месяцев

 

По результатам рассмотрения Единой комиссией первой части заявки на участие в электронном аукционе участнику закупки, подавшему заявку с номером 119, отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе по причине того, что сведения, содержащиеся в первой части указанной заявки, не соответствовали требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, а именно: по показателю дозировка указано «3000 МЕ/0,3 мл» при требовании «2500 МЕ, возможна поставка в кратной дозировке 1250 МЕ в двойном количестве».

Указанное решение зафиксировано в протоколе № 0307200022418000506-1 от 11.12.2018 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе (ЭА-437к) на право заключения договора «На поставку лекарственного средства «Эпоэтин альфа» для нужд ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница».

Комиссия Коми УФАС России считает действие Единой комиссии в виде принятия 11.12.2018 решения об отказе участнику закупки, подавшему заявку на участие в электронном аукционе с номером 119, в допуске к участию в таком аукционе правомерным в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Следовательно, аукционная комиссия в соответствии с положениями Закона о контрактной системе принимает решение исходя исключительно из сведений, представленных в заявке на участие в аукционе и требований документации об электронном аукционе.

Дополнительно следует отметить, что согласно информации, размещенной в общедоступных источниках, под термином кратность подразумевается делимость на какое-нибудь число (толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков).

Таким образом, из положений действующего законодательства следует, что предоставление кратной дозировки означает делимость дозировки, предлагаемой участником закупки, на дозировку, указанную в документации о закупке.

В Техническом задании указано, что заказчику требуется «Эпоэтин альфа - раствор для внутривенного и подкожного введения 2500 МЕ».

В составе заявки заявителя (порядковый номер заявки 119) предоставлена дозировка «3000МЕ».

С учетом подпункта "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ № 1380 следует, что указанная заявителем дозировка «3000МЕ» некратно требуемой Заказчику дозировке «2500МЕ».

Таким образом, действие Единой комиссии в виде принятия решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе ЗАО «Компания Витамакс», подавшего заявку с порядковым номером 119 не противоречит пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

3. Комиссия Коми УФАС России при осуществлении внеплановой проверки закупки на предмет соответствия аукционной документации требованиям законодательства о контрактной системе установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон об обращении лекарственных средств) лекарственные препараты на территории Российской Федерации вводятся в гражданский оборот, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтические субстанции являются лекарственными средствами в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, которые обладают фармакологической активностью и предназначены для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяют их эффективность.

В силу пункта 16 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств международное непатентованное наименование (МНН) лекарственного средства - это наименование фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения. Следовательно, МНН лекарственного препарата указывает на фармацевтическую субстанцию (действующее вещество), которая содержится в соответствующем лекарственном препарате и определяет его эффективность.
Таким образом, МНН лекарственного препарата является его функциональной характеристикой и определяет потребность заказчика.

Согласно пункту 5.1 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств дозировка лекарственного препарата - это содержание одного или нескольких действующих веществ в количественном выражении на единицу дозы, или единицу массы в соответствии с лекарственной формой либо для некоторых видов лекарственных форм количество высвобождаемого из лекарственной формы действующего вещества за единицу времени.

Статьей 61 данного Закона установлено, что аналогичными лекарственными препаратами являются лекарственные препараты с одинаковыми МНН, одинаковыми лекарственными формами и одинаковыми дозировками. Следовательно, лекарственные препараты с одинаковыми МНН, одинаковыми лекарственными формами, одинаковыми дозировками и разными торговыми наименованиями следует относить к аналогичным лекарственным препаратам.

Согласно части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд», установлены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленным (далее - Постановление №1380).

По пункту 2 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают:

а) лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.);

б) дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности;

в) остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени (например, «не ранее 1 января 2020 г.» или «не менее 12 месяцев с даты заключения контракта» и др.).

Первичным законодательным актом Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки лекарственных средств, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ), согласно части 2 статьи 3 которого нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам указанного Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 4 данного Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Частью 2 статьи 98 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Учитывая, что лекарственные препараты оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку лекарственных средств, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций.

В соответствии с пп. "б" п. 2 Особенностей описания лекарственных препаратов, установленных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. N 1380, возможность поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках устанавливается только в случае, если такие некратные дозировки позволяют достичь одинакового терапевтического эффекта для пациента.

При применении положения подпункта "б" пункта 2 Особенностей в части указания в документации о закупке возможности поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта, заказчику необходимо руководствоваться информацией, указанной в инструкциях по медицинскому применению лекарственных препаратов, а также консультироваться с медицинскими специалистами в определенных областях.

Исходя из пояснений представителя ГБУЗ РК «КРКБ», озвученных в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России, следует, что дозировка предложенного ЗАО «Компания Витамакс» препарата «3000МЕ» не является кратной дозировке, требуемой заказчику «2500МЕ», а также предложенная дозировка «3000МЕ» не позволит заказчику достичь одинакового терапевтического эффекта с дозировкой в «2500 МЕ».

Отмечено, что препарат «Эпоэтин альфа» применяется для проведения терапии у пациентов ГБУЗ РК «КРКБ», страдающих почечной недостаточностью, при проведении процедур гемодиализа на перитонеальном диализе, и у пациентов с 4 стадией хронической болезнью почек, то есть, такие пациенты, как правило, получают препарат «Эпоэтин альфа» пожизненно, в связи с чем, требования технического задания сформированы с учетом пациентов, которым требуется определенная дозировка препарата, и которые уже получают препарат в данной конкретной дозировке «2500МЕ».

Кроме того, при проведении указанной выше терапии введение подкожно или внутривенно препарата в дозировке превышающей «2500МЕ» вызывает нежелательные побочные реакции (тромбообразование и нарушение функций постоянного сосудистого доступа на гемодиализе с последующей госпитализацией, артериальную гипертензию и ее декомпенсацию), а также приводит к резистентности к эпоэтинам.

Комиссия Коми УФАС России, изучив документацию об электронном аукционе, приняв во внимание пояснения представителя ГБУЗ РК «КРКБ», учитывая, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что предлагаемый обществом лекарственный препарат с дозировкой «3000МЕ» имеет одинаковый терапевтический эффект с препаратом в дозировке «2500МЕ», считает доводы заявителя не обоснованными.

По мнению Комиссии, при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, не нарушать требования законодательства о контрактной системе, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, а также, если такое имеет место быть в силу действующего законодательства, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Как считает Комиссия Коми УФАС России, область здравоохранения имеет специфическое и значимое положение, как для государства, так и для населения в целом, поскольку конечная цель деятельности, в том числе медицинских учреждений, обусловлена дачей эффективного и результативного лечения нуждающихся в том граждан.

Таким образом, показатель характеристики «Дозировка» соответствуют потребности Заказчика, является значимым для него, определен схемой лечения данным препаратом, и направлен на приоритет интересов пациента, достижение доступности и качества медицинской и лекарственной помощи.

Довод заявителя о том, что установление Заказчиком ограничения в виде исключительной дозировки дает основание считать, что аукционная документация подготовлена исключительно под определенный препарат, что в свою очередь ограничивает потенциальное число участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.

По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Предметом рассмотрения электронного аукциона является право на заключение договора на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающим требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика – ГБУЗ РК «КРКБ» в виде описания объекта закупки в том виде, в котором оно изложено в настоящей документации об электронном аукционе, противоречит пункту 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Постановлению № 1380.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ЗАО «Компания Витамакс» на действия Единой комиссии ГБУЗ РК «КРКБ» в виде принятия решения об отказе обществу в допуске к участию в электронном аукционе необоснованной.

2. По результатам проведения внеплановой проверки нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика при осуществлении электронного аукциона не выявлены.

3. В связи с наличием в жалобе ЗАО «Компания Витамакс» ссылки на коррупционную составляющую в действиях Единой комиссии ГБУЗ РК «КРКБ», направить копию настоящей жалобы для рассмотрения в указанной части по подведомственности в Прокуратуру города Сыктывкара.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

Члены комиссии <….>

 

<….>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны