Решение №04-02/9261 Решение по жалобе ООО «ПЕРСПЕКТИВА» от 28 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Заявитель:

Общество с ограниченной

ответственностью «ПЕРСПЕКТИВА»

 

Куйбышева ул., д. 79, 64,

г. Самара,443099

 

Заказчик:

Администрация муниципального

района «Сысольский»

 

Советская ул., д.35, с. Визинга,

Сысольский район,

Республика Коми, 168100

 

Оператор электронной торговой площадки:

Закрытое акционерное общество

«Сбербанк - Автоматизированная

система торгов»

 

ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

28 декабря 2018 года

 

 

 

04-02/9261

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <….> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПЕРСПЕКТИВА» (далее – ООО «ПЕРСПЕКТИВА») от 21.12.2018 (вх. № 4672э. от 21.12.2018) на действия заказчика – администрации муниципального района «Сысольский» (далее – администрация МР «Сысольский») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по круглогодичному содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостовых сооружений и мостового перехода через р. Малая Визинга в Сысольском районе в 2019 году, извещение № 0107300005718000053 (далее - электронный аукцион, закупка, жалоба),

при участии: <….>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Жалоба ООО «ПЕРСПЕКТИВА» от 21.12.2018 на положения аукционной документации подана в Коми УФАС России в срок, определенный ч. 4. ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) (дата и время окончания срока подачи заявок 24.12.2018 10:00).

ООО «ПЕРСПЕКТИВА», администрация МР «Сысольский», закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее – ЗАО «Сбербанк-АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «ПЕРСПЕКТИВА», ЗАО «Сбербанк-АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

Заявителем обжалуются действия (бездействие) заказчика в части:

1) установления в извещении о проведении электронного аукциона и в п. 21 «Информационная карта» аукционной документации противоречивых сведений о размере обеспечения заявок;

2) установления в извещении о проведении электронного аукциона и в п. 9.1. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, противоречивых сведений о размере обеспечения исполнения контракта;

3) неустановления в документации об электронном аукционе обязательного положения о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, что противоречит требованиям ст. 34, 42, 63 Закона о контрактной системе.

Также в жалобе заявитель просит выдать администрации МР «Сысольский» предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.

Администрация МР «Сысольский» в письменных пояснениях, содержащихся в составе письма от 27.12.2018 № 02-22/3954 (вх. № 6168 от 27.12.2018), заявлена позиция относительно доводов заявителя, изложенных в жалобе.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, проанализировав сведения, содержащиеся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт), заслушав представителя администрации МР «Сысольский», пришла к нижеследующим выводам.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.

2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилась администрация МР «Сысольский».

Наименование объекта закупки - «Выполнение работ по круглогодичному содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостовых сооружений и мостового перехода через р. Малая Визинга в Сысольском районе в 2019 году».

Начальная (максимальная) цена контракта составила – 6 633 100.00 рублей.

Источником финансирования закупки явились: Средства бюджета Республики Коми; - Средства бюджета муниципального района «Сысольский».

Извещение о проведении электронного аукциона № 0107300005718000053, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте 07.12.2018.

Согласно материалам жалобы, документация об электронном аукционе по определению подрядчика утверждена первым заместителем руководителя администрации МР «Сысольский» - 05.12.2018.

На основании частей 1-3 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

2.1. В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе, при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе следующая информация: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

В силу пункта 4 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Комиссией Коми УФАС России установлено, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона на выполнение работ по круглогодичному содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостовых сооружений и мостового перехода через р. Малая Визинга в Сысольском районе в 2019 году (извещение № 0107300005718000053), обеспечение заявки указано в размере 66 331.00 руб.

Вместе с тем, согласно пункту 21 «Информационная карта» документации об аукционе, обеспечение заявки на участие в электронном аукционе установлено в размере 2% от начальной (максимальной) цены государственного контракта, что составляет – 133 262 руб.

На основании вышеизложенного, Комиссия Коми УФАС России считает, что положения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации не позволяют однозначно определить потенциальным участникам торгов размер обеспечения заявок, что в свою очередь мешает реализовать право на подачу заявок.

Действие заказчика - администрации МР «Сысольский» в части указания в документации об электронном аукционе и в извещении о проведении такого аукциона противоречивой информации, касающейся размера обеспечения заявок, не соответствует ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, и могло иметь своим результатом ограничение количества участников осуществления закупки.

2.2. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Извещением о проведении электронного аукциона на выполнение работ по круглогодичному содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостовых сооружений и мостового перехода через р. Малая Визинга в Сысольском районе в 2019 году (извещение № 0107300005718000053) в пункте «Размер обеспечения исполнения контракта» указан размер обеспечения исполнения контракта - 331 655,00 руб.

Пунктом 9.1. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, обеспечение исполнения контракта установлено в размере 333 155,00 руб.

Таким образом, Комиссия Коми УФАС усматривает неоднозначность понимания и двусмысленность толкования указания заказчиком в документации об аукционе и извещении рассматриваемого электронного аукциона суммы обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, заказчик – администрация МР «Сысольский», установив в извещении о проведении аукциона и проекте контракта, противоречивую информацию о размере обеспечения исполнении контракта, допустил нарушение ч. 1 ст. 96, ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

2.3. Довод заявителя, касающийся неустановления в документации об электронном аукционе обязательного положения о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта не обоснован в виду следующего.

Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

При этом проведение данного электронного аукциона не относится к случаям, установленным Правительством Российской Федерации, при которых в контракте указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Пунктом 11 раздела I (Общие сведений) документации об электронном аукционе установлено: «Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке».

В силу части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.

Вышеобозначенное условие заключения контракта содержится в п. 10 ч.21 раздела I «Общие сведения» документации об электронном аукционе: «Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронного аукциона, по цене, предложенной победителем».

Таким образом, нарушение заказчиком положений Закона о контрактной системе при утверждении аукционной документации в виде неустановления в документации об электронном аукционе обязательного положения о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта Комиссией Коми УФАС России не подтверждено.

В связи с чем, соответствующий довод заявителя не обоснован.

3. По результатам осуществления внеплановой проверки, на предмет соответствия действий заказчика требованиям Закона о контрактной системе при утверждении аукционной документации, Комиссией Коми УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

Таким образом, условие об обеспечении исполнения контракта является существенным условием контракта.

В силу части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

При этом изменение размера обеспечения исполнения контракта на этапе заключения контракта не подпадает под исчерпывающий перечень случаев, предусмотренных статьей 34 и части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении аукциона.

При изучении аукционной документации установлено, что в пункте 36 Информационной карты аукционной документации указано – «Обеспечение исполнения контракта установлено в размере 5% начальной (максимальной) цены договора – 333 155 (триста тридцать три тысячи сто пятьдесят пять) рублей 00 копеек».

В пункте 9.1. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе указано: «До заключения Контракта Подрядчик должен предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта в размере 333 155 (триста тридцать три тысячи сто пятьдесят пять) рублей 00 копеек».

Таким образом, в проекте контракта был установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный от начальной (максимальной) цены контракта.

Вместе с тем пунктом 20 раздела I «Инструкция (Общие сведения)» аукционной документации содержал в себе положения статьи 37 Закона о контрактной системе «Антидемпинговые меры при проведении электронного аукциона».

В силу части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Учитывая, что заказчиком в проекте контракта, а также в информационной карте документации об электронном аукционе установлен конкретный процент обеспечения исполнения контракта от начальной (максимальной) цены контракта, то в случае предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, заказчику для заключения контракта необходимо будет внести изменение в существенное условие контракта, что не предусмотрено нормами Закона о контрактной системе.

Таким образом, действие заказчика – администрации МР «Сысольский», выразившееся во включении в проект контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, конкретного размера (суммы) обеспечения исполнения контракта, противоречит положениям части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, с учетом социальной значимости закупки и её стадии (признание электронного аукциона не состоявшимся), а также отсутствием доказательств невозможности подачи заявки заявителем на участие в электронном аукционе, Комиссия Коми УФАС России предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, выявленных по результатам рассмотрения настоящей жалобы, не выдает.

В силу всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу по доводам ООО «ПЕРСПЕКТИВА» об установлении в извещении о проведении электронного аукциона в Информационной карте аукционной документации и проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе противоречивых сведений о размере обеспечения заявок и размере обеспечения исполнения контракта – обоснованной, в остальной части - необоснованной.

2. Признать заказчика – администрацию МР «Сысольский» нарушившей ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 96, ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе по установленным в рамках рассмотрения настоящей жалобы нарушениям законодательства о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4. Решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности за допущенные при осуществлении электронного аукциона нарушения Закона о контрактной системе.

 

<….>

<….>

<….>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны