Решение №04-02/9385 решение и предписание по жалобе ООО «Перспектива» от 6 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

26 сентября 2017 года

 

 

 

№ 04-02/9385

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее - ООО «Перспектива») вх. от 19.09.2017 № 3299э на действия заказчика - администрации городского поселения «Путеец» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Ремонт внутрипоселковых дорог», извещение № 0107300021217000010 (далее - электронный аукцион, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. ООО «Перспектива», администрация городского поселения «Путеец», закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

Администрацией городского поселения «Путеец» заявлено исх. от 25.09.2017 № 28/652 (вх. от 25.09.2017 № 3382э) о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «Перспектива», администрации городского поселения «Путеец», ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

Заявителем обжаловано действие (бездействие) заказчика при определении положений документации об электронном аукционе в части:

1) установления в пунктах 9.4, 9.8 проекта муниципального контракта, являющегося разделом 14 документации об электронном аукционе (далее - проект муниципального контракта), размеров штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком условий контракта, не соответствующих требованиям частей 5, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе);

2) установления в проекте муниципального контракта условия о подписании контракта в бумажном виде, что, по мнению заявителя, нарушает требования частей 2, 3 статьи 70 Закона о контрактной системе.

2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.

2.1 Заказчиком осуществления закупки явилась администрация городского поселения «Путеец».

Наименование объекта закупки - «Ремонт внутрипоселковых дорог».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 007 602,00 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства бюджета муниципального образования ГП «Путеец».

Извещение о проведении электронного аукциона № 0107300021217000010, документация о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 05.09.2017.

2.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

По части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

2.2.1. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно - штраф, пеня), на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе регламентировался Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, утратившего силу 08.09.2017 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, вступившим в силу с 09.09.2017, утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063.

По пункту 3 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042: «настоящее постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.

В связи с тем, что извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте до дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, то указанное постановление к отношениям, связанным с осуществлением закупки, не применяется.

Согласно пунктам 2, 3, подпунктам а), б) пункта 4, подпунктам а, б пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.

Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе (далее - цена контракта).

За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4(1) настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

Условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств заказчиком, подрядчиком определено в пункте 9 проекта муниципального контракта.

Пунктом 9.1 проекта муниципального контракта установлено: «Ответственность Сторон по данному Контракту регулируется законодательными актами Российской Федерации.

Расчеты размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком, Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств Заказчиком, Подрядчиком) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, исчисляются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013г. № 1063».

Подпунктом 9.4 проекта муниципального контракта определено: «В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств Подрядчик вправе взыскать с Заказчика штраф в размере (2,5% цены Контракта) - _____ (_____) руб. ____ коп.».

В соответствии с подпунктом 9.8 проекта муниципального контракта: «За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом Подрядчик выплачивает Заказчику штраф в размере (10% цены Контракта) ___ (_____) руб. __ коп».

Согласно позиции ФАС России, изложенной в Письме от 21.10.2014 № АЦ/42516/14: «подпункты «а» - «г» пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта».

Действие заказчика - администрации городского поселения «Путеец» в части установления в пункте 9.4 проекта муниципального контракта размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком обязательств, в размере 2,5 процентов цены контракта, без учета возможного предложения потенциальными участниками закупки цены контракта более 3 млн. рублей, противоречит части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункту 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063, действовавшего на дату размещения на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона и документации о закупке.

Действие заказчика - администрации городского поселения «Путеец» в части установления в пункте 9.8 проекта муниципального контракта размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства) в размере 10 процентов цены контракта, без учета возможного предложения потенциальными участниками закупки цены контракта более 3 млн. рублей, противоречит части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункту 4 Правил, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063, действовавшего на дату размещения на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона и документации о закупке.

2.2.2. Согласно частей 1, 2 статьи 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.

В соответствии с частью 8 статьи 70 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

Аналогичное положение части 8 статьи 70 Закона о контрактной системе определено в пункте 8 части 10 документации об электронном аукционе.

В пункте 14.3 проекта муниципального контракта установлено: «настоящий контракт составлен в письменной форме в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу по одному для каждой из Сторон».

При этом ни документация об электронном аукционе, ни проект муниципального контракта не содержат условие о заключении контракта в бумажном виде.

Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика в части определения в пункте 14.3 проекта муниципального контракта условия: «настоящий контракт составлен в письменной форме в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу по одному для каждой из Сторон», не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» в части установления в пунктах 9.4, 9.8 проекта муниципального контракта размеров штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком условий контракта, не соответствующих требованиям частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе - обоснованной, в остальной части - необоснованной.

2. Признать действие заказчика - администрации городского поселения «Путеец» в части установления в пункте 9.4 проекта муниципального контракта размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком обязательств, в размере 2,5 процентов цены контракта, без учета возможного предложения потенциальными участниками закупки цены контракта более 3 млн. рублей, противоречащим части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункту 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063, действовавшего на дату размещения на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона и документации о закупке.

3. Признать действие заказчика - администрации городского поселения «Путеец» в части установления в пункте 9.8 проекта муниципального контракта размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства) в размере 10 процентов цены контракта, без учета возможного предложения потенциальными участниками закупки цены контракта более 3 млн. рублей, противоречащим части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункту 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063, действовавшего на дату размещения на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона и документации о закупке.

4. С учетом характера выявленных нарушений Закона о контрактной системе, стадии закупки, в целях устранения допущенных заказчиком - администрацией городского поселения «Путеец» нарушений частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе посредством включения при заключении муниципального контракта положений о размере штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком условий контракта, в соответствии с требованиями частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063.

5. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленные нарушения Закона о контрактной системе.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

Члены комиссии <…>

 

<…>

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

26 сентября 2017 года

 

 

 

№04-02/9385

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…>, на основании своего решения от 26.09.2017 о нарушении заказчиком - администрацией городского поселения «Путеец» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Ремонт внутрипоселковых дорог», извещение № 0107300021217000010 (далее - электронный аукцион, закупка) требований частей 5, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику - администрации городского поселения «Путеец» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона устранить нарушения требований частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе посредством включения при заключении муниципального контракта положений в указанный контракт о размере штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком условий контракта в соответствии с требованиями частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063.

2. Заказчику - администрации городского поселения «Путеец» в течение двух рабочих дней с даты заключения по итогам закупки муниципального контракта представить в Коми УФАС России подтверждение исполнения предписания в письменном виде (в случае незаключения муниципального контракта - представить соответствующую письменную информацию).

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

 

 

Председатель комиссии ___________ <…>

 

Члены комиссии ___________ <…>

 

____________ <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны