Решение №04-02/9533 Решение по жалобе ООО «СТРОЙИНВЕСТ» от 13 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

10 октября 2016 года

 

 

 

№ 04-02/9533

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок <……………> рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» (далее - ООО «СТРОЙИНВЕСТ») исх. от 03.10.2016 (вх. от 03.10.2016 № 3053э.) на действия заказчика – Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Прилузский» (далее – УСиЖКХ АМР «Прилузский», УСиЖКХ администрации МР «Прилузский») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является «Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения «По с. Объячево» на участке км 3+600 - км 5+040», извещение № 0807300000816000077 в части обжалования положений документации об электронном аукционе (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),

при участии:

- <……………>;

- <……………>,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. ООО «СТРОЙИНВЕСТ», УСиЖКХ АМР «Прилузский», закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «СТРОЙИНВЕСТ», ЗАО «Сбербанк - АСТ», не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. ООО «СТРОЙИНВЕСТ» обжаловано действие заказчика - УСиЖКХ АМР «Прилузский» в части:

1) неустановления в проекте контракта размера штрафа в виде фиксированной суммы, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком и поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом и включения в проект контракта ссылки на Правила вместо установления размеров штрафа;

2) установления в проекте контракта завышенного срока действия банковской гарантии;

3) в пункте 25 раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 № 99) (заявитель указывает, что в нарушение ст. 31 Закона о контрактной системе,  постановления Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 № 99, заказчиком некорректно определены дополнительные требования, поскольку не указано, по какой именно группе работ следует представить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта).

УСиЖКХ АМР «Прилузский» в отзыве на жалобу исх. от 06.10.2016 № 293 (вх. от 06.10.2016 № 3123э) соответственно, и на заседании Комиссии Коми УФАС России  заявлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителя Министерства финансов Республики Коми, пришла к нижеследующим  выводам.

 Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона  явилось Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Прилузский».

Объект закупки - «Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения «По с. Объячево» на участке км 3+600 - км 5+040».

Начальная (максимальная) цена контракта составила  14 777 770.00 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства местного бюджета.

Извещение (с внесенными изменениями) о проведении электронного аукциона № 0807300000816000077, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 15.09.2016.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

3.1 Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее - Постановление № 1063).

Пунктом 9.6 части 9 проекта контракта установлено: «Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства, установленного Контрактом, в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом», но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком».

Комиссия Коми УФАС России учла, что на момент формирования документации об аукционе у заказчика отсутствуют сведения о цене контракта, которую планируют предложить на аукционе участники закупки, поэтому установить в проекте контракта фиксированный размер штрафа, а также пени не представляется для заказчика  возможным.

При этом согласно части 9 проекта контракта размер штрафов, пеней устанавливается в соответствии с Постановлением № 1063.

С учетом изложенного, оспариваемые заявителем пункты проекта контракта, посвященные ответственности заказчика и подрядчика, не могут привести к заключению контракта не на условиях документации об электронном аукционе.

Таким образом, в действиях заказчика - УСиЖКХ АМР «Прилузский» отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе, в части неустановления в проекте контракта размера штрафа в виде фиксированной суммы, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком и поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом и включения в проект контракта ссылки на Правила вместо установления размеров штрафа.

3.2 По мнению заявителя, в проекте контракта заказчиком, в нарушение законодательства о контрактной системе, установлен срок действия банковской гарантии который должен истекать не ранее чем через три месяца после истечения срока исполнения обязательств «Подрядчика» по Контракту, которые должны быть обеспечены.
            Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

  В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно частям 4, 5 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

 Согласно пункту 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.

Таким образом, обеспечение исполнения контракта предоставляется на весь период исполнения контракта.

         Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению заказчиком установлены в пункте 8.2 части 8  документации об электронном аукционе № 0807300000816000077, пункте 20 Информационной карты электронного аукциона, где среди иных требований к банковской гарантии, установлено, что в случае предоставления в качестве обеспечения исполнения Контракта банковской гарантии, срок её действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на три месяца.

         Аналогичное требование установлено в пункте 10.7 проекта Контракта.

Согласно пункту 1.1.4. проекта Контракта срок начала работ – со дня подписания сторонами Контракта. Срок окончания работ – 30 июля 2017 года.       

  Пунктом 12.7 Контракта установлено: срок действия Контракта устанавливается с момента его подписания сторонами и до 30 июля 2017 года, а в части обязательств Подрядчика, предусмотренных пунктами 7.2 – 7.4 настоящего Контракта, пунктами 2.1.18-2.1.22 настоящего Контракта – до полного исполнения обязательств.

          Законом о контрактной системе не установлен предельный срок действия банковской гарантии.

          Таким образом, срок для банковской гарантии, установленный  в аукционной документации, не противоречит части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

          Следовательно, довод заявителя о том, что в проекте контракта ненадлежащим образом установлен срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, не нашел своего подтверждения.

3.3 В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (вместе с дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов) установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 к видам «работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей» установлены дополнительные требования к участникам закупки: «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

Согласно примечанию к указанному пункту знак <*> обозначает, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

-работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

-работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)».

Пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015             № 99 определены документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительному требованию, установленному указанным пунктом: «копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе».

Объект закупки - «Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения «По с. Объячево» на участке км 3+600 - км 5+040».

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, вид закупаемых работ отнесен к коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) -  42.11.10.120.

Пунктом 12 раздела II «Информационная карта электронного аукциона» определен код по ОКПД: 42.11.10.120.

           Пунктом 25 раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) установлены дополнительные требования к участникам закупки:

           - соответствие требованиям, установленным частью 2, 4 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно: наличие опыта на выполнение работ, документов подтверждающих опыт работы (наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе, при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка), в соответствии с  пунктом 2 части 1,  частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 № 44-ФЗ. (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99).

           Довод заявителя о том, что в нарушение статьи 31 Закона о контрактной системе,  Постановления Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 № 99, заказчиком в пункте 25 Информационной карты некорректно определены дополнительные требования, поскольку не указано, по какой именно группе работ следует представить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта, Комиссия Коми УФАС России признает несостоятельным, поскольку из содержания оспариваемого пункта информационной карты, содержащего, в том числе указание на Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99, объекта закупки, извещение о проведении электронного аукциона, п.12 раздела II «Информационная карта», технического задания на ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения «По с. Объячево» на участке км 3+600 - км 5+040, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, возможно  определить, по какой именно группе работ следует представить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта.

           Действие заказчика - УСиЖКХ АМР «Прилузский» в части определения содержания пункта 25 Информационной карты, устанавливающего дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов работ в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, не противоречит части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 № 99.

           С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать жалобу необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

<……………>

Связанные организации

Связанные организации не указаны