Решение №04-02/9566 Решение по жалобе ООО «Фортуна» от 28 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

27 октября 2015 года

 

 

 

04-02/9566

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» (далее – ООО «Фортуна», заявитель) вх. от 20.10.2015  № 2653эл. на действия заказчика – Государственного учреждения - регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона  «Поставка инвалидам по месту их нахождения в пределах территории Республики Коми слуховых аппаратов» (далее - закупка, электронный аукцион), извещение № 0207100000615000318,  

при участии:

- <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Коми УФАС России известило о времени и месте рассмотрения жалобы          ООО «Фортуна», общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» (далее – ООО «РТС-тендер», оператор электронной площадки), ГУ РО ФСС РФ.

Жалоба рассматривается в отсутствие представителей ООО «РТС-тендер».

2. Комиссия по контролю в сфере закупок в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка инвалидам по месту их нахождения в пределах территории Республики Коми слуховых аппаратов», извещение  № 0207100000615000318, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО «Фортуна»,  ГУ РО ФСС РФ, пришла к следующим выводам.                                                                                                                                     

ООО «Фортуна» обжалуются действия заказчика – ГУ РО ФСС РФ на положения документации электронного аукциона «Поставка пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний слуховых аппаратов на 2015 год» (далее – документация электронного аукциона).

В жалобе ООО «Фортуна» указывает, что заказчик требует поставить слуховые аппараты, часть из которых являются цифровыми. Отличительной функцией «Цифровых слуховых аппаратов» является программная настройка этих устройств, посредством сопряжения с персональным компьютером, в соответствии с аудиологическими данными пользователя. Заказчик при поставке слуховых аппаратов не требует настройки поставляемых технических средств реабилитации (слуховых аппаратов), что, по мнению заявителя, может нанести вред здоровью получателям слуховых аппаратов.

ГУ РО ФСС РФ в отзыве на жалобу исх. от 26.10.2015 № 11-19/15-22758 (вх. от 26.10.2015 № 6140) заявлены возражения относительно позиции  ООО «Фортуна».

3. ГУ РО ФСС РФ явилось заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона.

Наименование объекта закупки – «Поставка инвалидам по месту их нахождения в пределах территории Республики Коми слуховых аппаратов».

Начальная (максимальная) цена контракта -  2 704 500, 00 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства федерального бюджета, переданные Фонду социального страхования Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Приказом заместителя управляющего ГУ РО ФСС РФ от 12.10.2015 № 2292 «О создании аукционной комиссии по определению поставщика на поставку инвалидам слуховых аппаратов» создана аукционная комиссия.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0207100000615000318, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ»  www.sberbank-ast.ru - 12.10.2015.

Дата и время начала подачи заявок: 12.10.2015 16:07.

Дата и время окончания подачи заявок: 21.10.2015 09:30.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 22.10.2015.

Дата проведения аукциона в электронной форме: 26.10.2015.

4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно частям 2,3 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В силу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

4.1. В ходе рассмотрения жалобы заявитель пояснил следующее.

Заказчик при поставке слуховых аппаратов, не требует настройки поставляемых технических средств реабилитации (слуховых аппаратов).

В соответствии с аукционной документацией заказчик требует поставить слуховые аппараты, часть из которых являются цифровыми. Отличительной функцией «Цифровых слуховых аппаратов» является программная настройка этих устройств, посредством сопряжения с персональным компьютером, в соответствии с аудиологическими данными пользователя. Так как это, в лучшем случае, приведёт к невозможности реабилитации инвалида, то есть – компенсации ограничений жизнедеятельности, а в худшем случае – причинению вреда здоровью инвалида.

Все слуховые аппараты, поступающие с завода изготовителя, запрограммированы (настроены) на максимальные значения усиления звукового сигнала. При использовании слуховых аппаратов без настройки (в соответствии с аудиологическими данными получателя) с высокой степенью вероятности будет причинён вред здоровью конечному получателю.

Применительно к обеспечению граждан ТСР слуховыми аппаратами поставка слуховых аппаратов без их настройки в соответствии с аудиологическими данными получателя невозможна, поскольку не обеспечивает компенсацию нарушенных функций слуха.

Заказчик, в соответствии с данным контрактом, обязанность в обеспечении инвалидов заведомо вредоносными изделиями возлагает на Поставщика.

Представитель заявителя на заседании по рассмотрению жалобы также пояснил, что услуга по настройке должна быть включена дополнительным условием в контракт.

В отзыве на жалобу исх. от 11.09.2015 № 11-19/15-19178 (вх. от 11.09.2015 № 5126)  и на заседании представители заказчика – ГУ РО ФСС РФ пояснили, что предметом электронного аукциона является поставка слуховых аппаратов, а не их изготовление. Слуховые аппараты с указанными техническими характеристиками представлены на рынке. Тем самым, любой участник закупки имеет возможность приобрести слуховые аппараты с соответствующими запрашиваемыми заказчиком характеристиками и предложить к поставке.

Как пояснили представители заказчика, данный аукцион проводился неоднократно, и от участников поступали заявки, соответствующие документации электронного аукциона.

ГУ РО ФСС РФ осуществляет обеспечение инвалидов слуховыми аппаратами на основании индивидуальной программы реабилитации. В индивидуальной программе реабилитации установлено, какими техническими средствами, на какой период инвалид должен быть обеспечен слуховым аппаратом.

При формировании объекта закупки, заказчик формировал техническое задание, не исходя из собственных потребностей, а на основании индивидуальных программ реабилитации, в которых указано: «Слуховой аппарат цифровой заушный программируемый».

Услуг по настройке в индивидуальной программе реабилитации не предусмотрено. Как пояснили представители заказчика, настройку данных слуховых аппаратов осуществляет сурдолог Государственного автономного учреждения здравоохранения «Консультативно-диагностический центр» на специальном программном обеспечении бесплатно.

Таким образом, включив в техническое задание услуги по настройке слуховых аппаратов, заказчику потребуются дополнительные бюджетные средства для оплаты оказанных услуг.

Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать характеристики товара, требования к объекту закупок, которые являются определяющими для него, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.

В описание объекта закупки заказчиком не включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезный моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Заявленные характеристики установлены, исходя из потребностей заказчика, и необходимы для качественного оказания заказчиком услуг в сфере профессиональной деятельности.

Установление  определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки, а отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.

Как пояснил представитель ООО «Фортуна», заявитель имеет возможность поставить товар в соответствии с аукционной документацией.

Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.

Предметом электронного аукциона явилось определение поставщика для  поставки

слуховых аппаратов, а не производство указанных слуховых аппаратов.

Доказательств того, что установление оспариваемых характеристик требуемого к поставке товара влечет за собой ограничение количества участников осуществления закупки на товарном рынке поставки, в том числе ограничивает право заявителя на участие в электронном аукционе, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

Комиссия Коми УФАС России не усматривает, что положения документации об электронном аукционе противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.

Ссылки заявителя на федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2347-р от 30.12.2005, согласно которому представление слуховых аппаратов вынесено в качестве услуги в разделе «Реабилитационные мероприятия» (помимо указания в разделе «Технические средства реабилитации»), не свидетельствует о нарушении со стороны заказчика требований Закона о контрактной системе и не опровергает вышеуказанных выводов Комиссии Коми УФАС России.

Письмо Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» от 05.03.2015 № 1698, представленное на обозрение Комиссии Коми УФАС России представителем ООО «Фортуна», не является нормативно-правовым актом, обязательным для применения.

Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика – ГУ РО ФСС РФ в виде установления в документации об электронном аукционе характеристик требуемого к поставке товара противоречит  требованиям Закона о контрактной системе, в том числе статье 6, части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников осуществления закупки.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны