Решение №04-02/9593 Решение по жалобе ООО «Земля» от 6 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

02 октября 2017 года

 

 

 

04-02/9593

г. Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…>, председателя Комиссии; <…>, члена комиссии; <…>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Земля» (далее – ООО «Земля») исх. от 22.09.2017 № 65-1/ОД (вх. № 3376э. от 25.09.2017) на действия заказчика – Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (далее – Минпром Республики Коми) в части признания ООО «Земля» уклонившимся от заключения контракта по итогам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Оказание услуг по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Луза на территории МО МР «Прилузский» Республики Коми», извещение № 0107200002717000964 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),

при участии:

- <…> – представителя ООО «Земля» по доверенности от 29.09.2017;

- <…> – представителя Минпрома республики Коми по доверенности от 28.09.2017 № 327;

- <…> – представителя Минпрома Республики Коми по доверенности от 28.09.2017 № 328;

- <…> – представителя Министерства финансов Республики Коми по доверенности от 10.01.2017 № 01-05/44,

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. ООО «Земля», Минпром Республики Коми, уполномоченный орган – Министерство финансов Республики Коми, закрытое акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (далее – ЗАО «Сбербанк-АСТ, оператор») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителя ЗАО «Сбербанк-АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. ООО «Земля» обжалуется действие заказчика - Минпрома Республики Коми в части принятия решения об отказе в приеме банковской гарантии, представленной заявителем в качестве обеспечения исполнения государственного контракта.

Минпромом Республики Коми в отзыве от 29.09.2017 № 02-04/10169 (вх. № 5290 от 29.09.2017) на жалобу ООО «Земля» и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО «Земля», Минпрома Республики Коми, пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явился Минпром Республики Коми.

Уполномоченным органом по определению поставщика явилось Министерство финансов Республики Коми, согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 10.12.2013 № 482 «О регулировании отдельных вопросов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми.

Объект закупки - «Оказание услуг по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Луза на территории МО МР «Прилузский» Республики Коми».

Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 1 594 164,31 руб.

Источником финансирования закупки явились средства республиканского бюджета Республики Коми (за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2017 году по Республике Коми).

Извещение о проведении электронного аукциона № 0107200002717000964, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) – 09.08.2017.

Протокол подведения итогов электронного аукциона № 0107200002717000964-3 от 04.09.2017 размещен на электронной площадке оператора – 04.09.2017, на официальном сайте – 05.09.2017.

4. Согласно части 1 статьи 59 Закон о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

На основании части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

4.1. Согласно частям 3-5 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

В силу частей 1, 2 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогооблажения.

Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

- сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;

- обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

- обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

- условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

- срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;

- отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

- установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

В силу абзаца 3 подпункта а) Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1005) банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом того, что обязательное закрепление в банковской гарантии должно быть условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант.

Вместе с тем, Постановление № 1005 содержит следующий Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии:

- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);

- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);

- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).

Согласно части 5 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

Частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе определено, что основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно пункту 16 «Информационная карта» раздела II документации об электронном аукционе «Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта» одним из условий банковской гарантии является обязательства принципала (исполнителя), надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией: надлежащее оказание услуг в объеме, предусмотренном контрактом, в соответствии с техническим заданием (приложение №1 к проекту контракта) и в установленный контрактом срок, предусмотренный календарным планом оказания услуг (приложение № 2 к проекту контракта).

На основании подпункта 1.1 пункта 1 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, Заказчик поручает Исполнителю оказать услуги по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Луза на территории МО МР «Прилузский» Республики Коми, в результате которых обеспечивается подготовка документов, и передача сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта), границах водоохранных зон, границах прибрежных защитных полос в государственный водный реестр и государственный кадастр недвижимости, в соответствии с техническими и другими требованиями к оказываемым услугам, указанными в Техническом задании на оказание услуг (приложение № 1 к контракту) (далее – Техническое задание), являющемся неотъемлемой частью настоящего контракта.

В силу подпункта 1.2. пункта 1 проекта контракта Исполнитель принимает на себя обязательства по заданию Заказчика оказать услуги в соответствии с условиями Контракта, включая возможные работы и услуги, определённо не упомянутые в Контракте, но необходимые для получения результатов услуг, указанных в разделах 8, 11 Технического задания.

Требования к объему, содержанию и гарантии качества указанных услуг определены техническим заданием (приложение № 1 к контракту).

Согласно подпункту 2.2 пункта 2 проекта контракта Исполнитель обязуется:

- оказывать услуги по настоящему контракту в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к контракту) и календарным планом оказания услуг (приложение № 2 к контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта;

- представлять по требованию Заказчика всю необходимую документацию для контроля за ходом оказания услуг;

- в случае несоответствия услуг требованиям, изложенным в техническом задании, оказать необходимые услуги без дополнительной оплаты в пределах цены настоящего контракта. Срок устранения недостатков устанавливается Заказчиком.

- в случае полного или частичного невыполнения настоящего контракта возместить причиненные в результате этого убытки.

4.2. Как следует из материалов жалобы, при рассмотрении вторых частей заявок участников закупки, победителем электронного аукциона было признано ООО «Земля».

Данное решение отраженно в протоколе подведения итогов электронного аукциона № 0107200002717000964-3 от 04.09.2017.

07.09.2017 оператором электронной площадки проект государственного контракта направлен от заказчика – Минпрома Республики Коми в адрес ООО «Земля».

08.09.2017 ООО «Земля» направило оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ООО «Земля», проект государственного контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

В качестве обеспечения исполнения контракта ООО «Земля» представило банковскую гарантию № 591868 от 08.09.2017, выданную обществом с ограниченной ответственностью «Современный Коммерческий Инновационный Банк» на сумму 159 416,43 руб. (далее - банковская гарантия).

Согласно материалам жалобы, при проверке представленной ООО «Земля» банковской гарантии, заказчиком было принято решение о признании банковской гарантии несоответствующей требованиям, установленным пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, и как следствие, признание ООО «Земля» уклонившимся от заключения контракта, что отражено в протоколе отказа в принятии банковской гарантии.

Как следует из пояснений Минпрома Республики Коми основанием о признании банковской гарантии ООО «Земля» является то, что банковская гарантия не содержит обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, определенные п. 16 «Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта» раздела II «Информационная карта» документации об электронном аукционе, а именно: обязательства принципала (исполнителя), надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией: надлежащее оказание услуг в объеме, предусмотренном контрактом, в соответствии с техническим заданием (приложение №1 к проекту контракта) и в установленный контрактом срок, предусмотренный календарным планом оказания услуг (приложение № 2 к проекту контракта).

Комиссия Коми УФАС России, изучив документацию об электронном аукционе, банковскую гарантию № 591868 от 08.09.2017, выданную обществом с ограниченной ответственностью «Современный Коммерческий Инновационный Банк», установила следующее.

Под банковской гарантией, в соответствии с пунктом 1 статьи 368 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), понимается независимая гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией, в соответствии с которой гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства.

Исходя из положений пункта 4 статьи 368 ГК РФ в независимую гарантию (банковскую гарантию) включается основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией.

Основное обязательство по контракту – это обязательство о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Кроме того, в рамках Закона о контрактной системе определены требования, предъявляемые к банковской гарантии, помимо тех, что установлены ГК РФ.

В соответствии со статьей 45 Закона о контрактной системе к ним относят, среди прочего, обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.

В банковской гарантии № 591868 от 08.09.2017 в качестве обязательств перед Бенефициаром определено:

- обязательства уплатить суммы неустоек (штрафов, пеней), предусмотренных Контрактом;

- обязательства уплатить суммы убытков (за исключением упущенной выгоды) в случае расторжения Контракта по причине его неисполнения или ненадлежащего исполнения Принципалом;

- Обязательства по возврату аванса (если выплата аванса предусмотрена Контрактом, а требование по Гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения Принципалом обязательств по возврату аванса).

Банковская гарантия № 591868 от 08.09.2017 не содержит обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, указанное в пункте 16 «Информационной карты» раздела II документации об электронном аукционе.

Кроме того, условиями контракта предусмотрено право заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, требовать возмещение ущерба, убытков.

Следует отметить, что право требовать возмещения убытков у заказчика может возникнуть не только в случае расторжения контракта, а также в период действия (исполнения) контракта.

При этом, обязательство по уплате суммы убытков возникает по банковской гарантии № 591868 от 08.09.2017 только при расторжении контракта по причине его неисполнения или ненадлежащего исполнения Принципалом, что не соответствует условиям банковской гарантии, установленным заказчиком в пункте 16 «Информационной карты» раздела II документации об электронном аукционе.

Таким образом, банковская гарантия № 591868 от 08.09.2017 не покрывает все обязательства Принципала в полном объеме.

Частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, а именно:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом, согласно требованиям части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с названным законом.

Исходя из совокупного толкования части 6 статьи 45 и части 4
статьи 96 Закона о контрактной системе, представление ненадлежащего обеспечения исполнения контракта приравнивается к его непредоставлению, что в свою очередь, свидетельствует об уклонении от заключения контракта в соответствии с требованиями части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действие заказчика в части признания ООО «Земля» уклонившимся от заключения контракта, в виде предоставления ООО «Земля» в качестве обеспечения исполнения контракта несоответствующей требованиям пункта 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе банковской гарантии, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Земля» необоснованной.

 

 

Председатель комиссии <…>

 

Члены комиссии <…>

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны