Решение №05-03/10136 Решение по делу № АО 28-09/15 от 18 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 03 ноября 2015 года

 

В полном объеме решение изготовлено 17 ноября 2015 года

 

г. Сыктывкар

 

 

 

 

 

 

№ 05-03/10136

 

         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,  рассмотрев дело № АО 28-09/15 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования городского округа «Усинск», место нахождения: Республика Коми, город Усинск, улица Ленина, дом 13, пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России в отношении Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» (далее – Администрация МО ГО «Усинск», Администрация городского округа) возбуждены дела №№ АО 08-06/15 – АО 16-06/15 и АО 18-06/15 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 47.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе в порядке, установленном антимонопольным органом, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел вправе объединить в одно производство два и более дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также выделить в отдельное производство одно или несколько дел.

Дела №№ АО 08-06/15 – АО 16-06/15 и АО 18-06/15 были объединены в одно производство. Объединенному делу присвоен номер АО 28-09/15.

К участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация МО ГО «Усинск», место нахождения: Республика Коми, город Усинск, улица Ленина, дом 13.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена индивидуальный предприниматель <…>.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен индивидуальный предприниматель <…>.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Атлантик», место нахождения: город Москва, Мичуринский проспект, дом 38.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен индивидуальный предприниматель <…>.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Знаечка», место нахождения: Республика Коми, город Усинск, улица Мира, дом 15, кв. 116.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «УсинскНефтеПродукт», место нахождения: город Москва, улица Анненская, дом 21-6, 127521.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена индивидуальный предприниматель <…>.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Фирма «ТД «София», место нахождения: Республика Коми, город Усинск, улица Молодежная, дом 12.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Комиинтерлюкс», место нахождения: Республика Коми, город Усинск, улица Нефтяников, дом 52, офисы 1,2,3,4.

Общие принципы организации местного самоуправления установлены  Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления).

В силу статьи 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления городской округ - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

По пункту 26.1 части 1 статьи 16  Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

В соответствии с частями 1-3 статьи 43 Устава муниципального образования городского округа «Усинск», принятого Советом муниципального образования городского округа «Усинск» 10.04.2014 (далее – Устав МО ГО «Усинск»), администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Республики Коми.

Администрацию городского округа возглавляет руководитель Администрации городского округа на принципах единоначалия.

Администрация городского округа обладает правами юридического лица.

По пункту 30 статьи 9 Устава МО ГО «Усинск» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 Федеральный закон № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе):

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе настоящий Федеральный закон не распространяется на:

-информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

-вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

По части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с частью 9.2 статьи 19 Закона о рекламе разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.

По пункту 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

По части 14 статьи 19 Закона о рекламе решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.

Согласно части 15 статьи 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:

  1. несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);

3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;

5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;

6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.

Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  № 37 от 25.12.1998 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

По пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Постановлением Администрации МО ГО «Усинск» от 10.09.2012 № 1478 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции» утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (далее – Административный регламент).

По пункту 1.1 Административного регламента Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий Администрации МО ГО «Усинск», порядок взаимодействия между ее структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие Администрации с заявителями, органами государственной власти, органами местного самоуправления в Республике Коми, а также учреждениями и организациями при предоставлении муниципальной услуги.

По пункту 1.2 Административного регламента заявителями на предоставление муниципальной услуги являются юридические и физические лица, а также их законные представители (далее - заявитель).

По пункту 2.1 Административного регламента наименование муниципальной услуги - выдача разрешения на установку рекламной конструкции.

По пункту 2.3 Административного регламента результат предоставления муниципальной услуги - выдача разрешения на установку рекламной конструкции.

По пункту 2.6 Административного регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными актами для предоставления муниципальной услуги:

Основанием для предоставления муниципальной услуги является письменный запрос (приложение 2 к настоящему Регламенту).

К заявлению прилагаются документы, указанные в приложении 3 к настоящему Регламенту.

В соответствии с пунктом 2.8 Административного регламента перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:

- в заявлении отсутствуют данные о заявителе, направившем обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

- наличие в заявлении нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

- текст заявления не поддается прочтению;

- в случае, если в заявлении содержатся претензии, на которые ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями (жалобами), и при этом в обращении (жалобе) не приводятся новые доводы или обстоятельства, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу, о чем уведомляется гражданин, направивший обращение;

- отсутствие прилагаемых к заявлению документов, предусмотренных настоящим Регламентом;

- несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

- несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;

- нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

- нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;

- нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;

- нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3.4.4 Административного регламента результатом выполнения административной процедуры является:

- выдача разрешения на установку рекламной конструкции;

- выдача уведомления об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

По пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Частью 1 статьи 15 Закона  о защите конкуренции 1. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

  1. введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Индивидуальный предприниматель <…> обратилась в адрес Администрации МО ГО Усинск» с заявлением от 27.11.2012 о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Администрацией МО ГО Усинск» в адрес индивидуального предпринимателя <…> выдано разрешение № 307 от 20.12.2012 на установку рекламной конструкции.

Из материалов, представленных Администрацией МО ГО «Усинск», следует, что индивидуальным предпринимателем испрашивалось разрешение на установку светового короба с надписью «Shopping» перед входом в магазин, находящийся в собственности индивидуального предпринимателя.

Указанная конструкция являлась вывеской, не содержащей сведений рекламного характера.

Индивидуальный предприниматель <…> обратился в адрес Администрации МО ГО Усинск» с заявлением от 01.12.2012 о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Администрацией МО ГО Усинск» в адрес индивидуального предпринимателя выдано разрешение № 308 от 20.12.2012 на установку рекламной конструкции.

Из материалов, представленных Администрацией МО ГО «Усинск», следует, что индивидуальным предпринимателем испрашивалось разрешение на установку баннера с текстом «палитра ОБОИ Германия Россия Украина» рядом со входом в магазин.

Таким образом, указанная конструкция являлась вывеской, не содержащей сведений рекламного характера.

ООО «Атлантик» обратилось в адрес Администрации МО ГО Усинск» с заявлением от 15.01.2013 о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Администрацией МО ГО Усинск» в адрес ООО «Атлантике» выдано разрешение № 309 от 05.03.2013 на установку рекламной конструкции.

Из материалов, представленных Администрацией МО ГО «Усинск», следует, что ООО «Атлантик» испрашивалось разрешение на установку вывески с текстом «Табак» «Блочный» перед входом в магазин.

Таким образом, указанная конструкция являлась вывеской, не содержащей сведений рекламного характера.

Индивидуальный предприниматель <…> обратился в адрес Администрации МО ГО Усинск» с заявлением от 25.01.2013 о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Администрацией МО ГО Усинск» в адрес индивидуального предпринимателя выдано разрешение № 310 от 22.03.2013 на установку рекламной конструкции.

Из материалов, представленных Администрацией МО ГО «Усинск», следует, что индивидуальным предпринимателем испрашивалось разрешение на установку светового короба  с текстом «палитра ОБОИ Германия Россия Украина» рядом со входом в магазин.

Таким образом, указанная конструкция являлась вывеской, не содержащей сведений рекламного характера.

ООО «Знаечка» обратилось в адрес Администрации МО ГО Усинск» с заявлением от 22.01.2013 о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Администрацией МО ГО Усинск» в адрес ООО «Знаечка» выдано разрешение № 311 от 22.03.2013 на установку рекламной конструкции.

Из материалов, представленных Администрацией МО ГО «Усинск», следует, что ООО «Знаечка» испрашивалось разрешение на установку банера с текстом «Детский развивающий центр Сема» перед входом в центр.

Таким образом, указанная конструкция являлась вывеской, не содержащей сведений рекламного характера.

Индивидуальный предприниматель <…> обратилась в адрес Администрации МО ГО Усинск» с заявлением от 19.04.2013 о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Администрацией МО ГО Усинск» в адрес индивидуального предпринимателя выдано разрешение № 321 от 29.04.2013 на установку рекламной конструкции.

Из материалов, представленных Администрацией МО ГО «Усинск», следует, что индивидуальным предпринимателем испрашивалось разрешение на установку вывески с текстом «Магазин автозапчасти Круиз» над входом в магазин.

Таким образом, указанная конструкция являлась вывеской, не содержащей сведений рекламного характера.

ООО «Фирма «ТД «София» обратилось в адрес Администрации МО ГО Усинск» с заявлением от 23.01.2014 о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Администрацией МО ГО Усинск» в адрес ООО «Фирма «ТД «София» выдано разрешение № 329 от 07.03.2014 на установку рекламной конструкции.

Из материалов, представленных Администрацией МО ГО «Усинск», следует, что ООО «Фирма «ТД «София» испрашивалось разрешение на установку баннера рядом со входом в магазин.

Таким образом, указанная конструкция являлась вывеской, не содержащей сведений рекламного характера.

ООО «Фирма «ТД «София» обратилось в адрес Администрации МО ГО Усинск» с заявлением от 23.01.2014 о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Администрацией МО ГО Усинск» в адрес ООО «Фирма «ТД «София» выдано разрешение № 330 от 07.03.2014 на установку рекламной конструкции.

Из материалов, представленных Администрацией МО ГО «Усинск», следует, что ООО «Фирма «ТД «София» испрашивалось разрешение на установку баннера с текстом «Торговый дом «София» рядом со входом в магазин.

Таким образом, указанная конструкция являлась вывеской, не содержащей сведений рекламного характера.

ООО «УсинскНефтеПродукт» обратилось в адрес Администрации МО ГО Усинск» с заявлением от 21.02.2013 о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Администрацией МО ГО Усинск» в адрес ООО «УсинскНефтеПродукт» выдано разрешение № 320 от 25.03.2013 на установку рекламной конструкции.

Из материалов, представленных Администрацией МО ГО «Усинск», следует, что ООО «УсинскНефтеПродукт» испрашивалось разрешение на установку информационной стелы с указанием цен на бензин.

По смыслу статьи 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы власти и органы местного самоуправления, юридические лица и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог объектами сервиса и организуют их работу в целях обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов.

Согласно статьи 5 Гражданского кодекса РФ обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Автозаправочные станции являются объектами сервиса автомобильных дорог, и информирование водителей о приближении к автозаправочной станции путем установления стелы со сведениями о наименовании автозаправочной станции, видах оказываемых услуг, экологическом классе или стоимости реализуемого моторного топлива является сложившимся обычаем делового оборота в этой сфере предпринимательской деятельности, которое соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Следовательно, размещение такой стелы в непосредственной близости к автомобильной дороге, обеспечивающее безопасность дорожного движения, в целях информирования наравне со знаками сервиса о приближении к автозаправочной станции, является правовым обычаем хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, и не является рекламой.

Таким образом, указанная конструкция не содержала сведений рекламного характера.

Вышеуказанные хозяйствующие субъекты за выдачу разрешений на установку рекламных конструкций уплачивали государственную пошлину в размере 3000 рублей.

Законом о рекламе, Административным регламентом установлены требования об установке именно рекламных конструкций при наличии выданного разрешения на установку такой конструкции, выдача разрешения на установку вывески Законом о рекламе, а также Административным регламентом не предусмотрены.

Однако, материалами настоящего дела не подтверждается препятствование осуществлению деятельности указанным хозяйствующим субъектам при выдаче Администрацией МО ГО «Усинск» разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (которые ими не являлись).

Действиями по выдаче таких разрешений Администрация МО ГО «Усинск» не устанавливала не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований ни к товарам реализуемым хозяйствующими субъектами, ни к самим хозяйствующим субъектам.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Администрация МО ГО «Усинск» принуждала хозяйствующих субъектов к оформлению разрешений на установку конструкций (вывесок, баннеров) в принудительном порядке. Хозяйствующие субъекты добровольно обращались в Администрацию МО ГО «Усинск» с заявлениями о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, изначально самостоятельно квалифицировав устанавливаемые конструкции как рекламные, и оплачивали государственную пошлину за выдачу соответствующих разрешений.

В материалах дела отсутствуют доказательства ограничения, недопущения и устранения конкуренции вследствие действий Администрации МО ГО «Усинск» по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в нарушение положений закона о рекламе.

Закрепленные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 8 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Из совокупности вышеприведенных норм права следует, что антимонопольный орган полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении антимонопольного нарушения лишь в том случае, когда нарушение хозяйствующим субъектом либо соответствующим органом действующего законодательства привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах. Иное нарушение действующего законодательства само по себе не является нарушением статьи 15 упомянутого закона.

Статья 15 Закона о защите конкуренции не презюмирует что любое нарушение норм действующего законодательства в отношении хозяйствующего субъекта со стороны органа власти или местного самоуправления является ограничением конкуренции.

Само по себе возможное нарушение органом местного самоуправления требований каких-либо законов, нормативных правовых актов не свидетельствует о том, что автоматически нарушается законодательство о защите конкуренции.

В материалах дела отсутствуют объективные доказательства о составе нарушения, установленного пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в рассматриваемых действиях Администрации МО ГО «Усинск».

Также настоящее дело было возбуждено по признакам нарушения Администрацией МО ГО Усинск» пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части бездействия в виде непринятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции или об отказе в его выдаче по заявлению ООО «Комиинтерлюкс».

ООО «Комиинтерлюкс» обратилось в адрес Администрации МО ГО Усинск» с заявлением от 01.04.2014 о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Вместе с тем, в результате рассмотрения дела установлено, что Администрацией МО ГО Усинск» в адрес ООО «Комиинтерлюкс» направлены ответы от 17.04.2014 № 2494, от 18.06.2014 № 3990, в которых указано, что Администрацией МО ГО «Усинкс» разработана схема размещения рекламных конструкций, направленная на согласование в Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми. А также указано, что в соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, проводятся после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций.

Также в письме от 18.06.2014 № 3990 указывалось, что в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции отказано.

Таким образом, информация о бездействии Администрации МО ГО «Усинск» в виде непринятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции или об отказе в его выдаче по заявлению ООО «Комиинтерлюкс» не подтвердилась.

При этом отказ Администрации МО ГО «Усинск» от 18.06.2014 № 3990 в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции являлся правомерным, т.к. в соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе размещение спорной рекламной конструкции возможно по результатам торгов, а не на основании разрешения органа местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № АО 28-10/15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации МО ГО «Усинск» в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

<…>

Члены Комиссии

 

 

<…>

 

 

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны