Решение №05-03/11620 Решение по делу № АО 37-11/14 от 12 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 01 декабря 2014 года

 

В полном объеме решение изготовлено 12 декабря 2014 года

 

№05-03/11620

 

г. Сыктывкар

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,  рассмотрев дело № АО 37-11/14 по признакам нарушения Администрацией муниципального района «Усть-Куломский», место нахождения: Республика Коми, район Усть-Куломский, село Усть-Кулом, улица Советская, дом 37, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

К участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального района Усть-Куломский», место нахождения: Республика Коми, район Усть-Куломский, село Усть-Кулом, улица Советская, дом 37 (далее - Администрация МР «Усть-Куломский»).

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом об общих принципах организации местного самоуправления осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Согласно части 1 статьи 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу статьи 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Согласно частям 1 - 3 статьи 51 Устава МР «Усть-Куломский», принятого Советом МО «Усть-Куломский район» 30.06.2005 (далее - Устав МР «Усть-Куломский») Администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района и осуществляет свою деятельность на постоянной основе.

Пунктом 6 части 1 статьи 15 Закона  об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Пунктом 6 части 1 статьи 10 Устава МР «Усть-Куломский» к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Постановлением Администрации МР «Усть-Куломский» от 15.10.2013 № 1557 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО МР «Усть-Куломский» утверждено соответствующее положение (далее - Положение об организации транспортного обслуживания населения).

Пунктом 3 Положения об организации транспортного обслуживания населения установлено, что организация транспортного обслуживания населения осуществляется Администрацией МР «Усть-Куломский».

По пункту 5 Положения об организации транспортного обслуживания населения организация перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным регулярным автобусным маршрутам осуществляется путем проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным регулярным автобусным маршрутам.

В силу пункта 6 Положения об организации транспортного обслуживания населения конкурс проводится в целях обеспечения добросовестной конкуренции, отбора конкурентоспособных перевозчиков, обеспечивающих безопасные и лучшие условия перевозки пассажиров и багажа.

Согласно подпункту 7 пункта 4 Положения об организации транспортного обслуживания населения Администрацией МР «Усть-Куломский» в целях организации транспортного обслуживания населения осуществляется организация и проведение конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным регулярным автобусным маршрутам.

По пункту 8 Положения об организации транспортного обслуживания населения конкурс проводится:

1) при открытии нового внутримуниципального регулярного автобусного маршрута;

2) по истечении срока действия договора с перевозчиком, выполнявшим перевозки пассажиров и багажа по внутримуниципальным регулярным автобусным маршрутам;

3) при досрочном расторжении договора с перевозчиком (в том числе при прекращении обслуживания маршрута (маршрутов) по инициативе перевозчика), выполнявшим перевозки пассажиров и багажа по внутримуниципальным регулярным автобусным маршрутам.

Постановлением Администрации МР «Усть-Куломский» от 30.03.2010 № 412 «Об утверждении положения об открытом конкурсе на право заключения договора по перевозке пассажиров и багажа по межпоселенческим регулярным автобусным маршрутам в границах МО МР «Усть-Куломский» утверждено соответствующее положение (далее - Положение об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа).

Положение об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа определяет порядок проведения конкурса (далее - конкурс) на право заключения договора по перевозке пассажиров и багажа по межпоселенческим регулярным автобусным маршрутам в границах МР «Усть-Куломский», условия участия в нем, порядок определения победителя (пункт 1.1).

Целью конкурса согласно пункту 1.2 Положения об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа является определение лиц, способных наиболее безопасно и качественно удовлетворить потребности населения в пассажирских перевозках автомобильным транспортом общего пользования.

В силу пункта 1.3 Положения об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа конкурс является открытым и проводится в виде конкурса документов (условий).

Администрация МР «Усть-Куломский» является организатором конкурса (пункт 1.4 Положения об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа).

Разделом 4 Положения об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа определен перечень документов, представляемых на конкурс претендентами.

Согласно подпункту 9 пункта 4.2 Положения об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа заявка на участие в конкурсе должна содержать документ, удостоверяющий прохождение обучения по программам, утвержденным Минтрансом РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 8.2 Положения об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае непредоставления определенных пунктом 4.2 Положения об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или об услугах, на выполнение которых размещается заказ.

Требование о предоставлении для участия в конкурсе документа, удостоверяющего прохождение обучения по программам, утвержденным Минтрансом РФ, не отвечает требованиям определенности, ясности, недвусмысленности, поскольку в конкурсной документации отсутствуют сведения о названиях программам, по которым должно быть пройдено обучение.

По Положению о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» (далее - Положение о Минтрансе России)  Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.

По Положению о Минтрансе России Минтранс России готовит программы обучения, повышения специалистов различных видов транспорта, а не только автомобильного.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.1998 № 91 «Об утверждении Типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» утверждены:

-Программа квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации;

-Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации;

-Программа квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении;

-Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении.

Действия Администрации МР «Усть-Куломский» в виде установления подпунктом 9 пункта 4.2 Положения об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа требования о предоставлении претендентом на участие в конкурсе документа, удостоверяющего прохождение обучения по программам, утвержденным Минтрансом РФ, может повлечь ограничение конкуренции на товарном рынке перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным регулярным автобусным маршрутам в границах МР «Усть-Куломский» путем ограничения доступа на такой товарный рынок потенциальных участников - хозяйствующих субъектов, имеющих намерение участвовать в конкурсе, но не имеющих  возможности предоставления в составе заявки соответствующих документов, поскольку в Положении об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа названия программ Минтранса РФ отсутствуют.

В таких действиях имеются нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Разделом 11 Положения об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе (в порядке убывания):

1) соответствие предложений участников размещения заказа всем требованиям и условиям конкурсной документации;

2) количество баллов, набранных в соответствии с перечнем оцениваемых показателей (приложение № 3 к Положению об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багаж);

3) дополнительные предложения участника размещения заказа, связанные с выполнением контракта.

Приложением № 3 к Положению об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа установлен перечень показателей оценки претендентов, участвующих в конкурсе (далее - перечень показателей оценки).

Пунктом 6 перечня показателей оценки установлен показатель «Взятие на обслуживание целого маршрута (либо группы маршрутов) при наличии транспортных средств у юридического лица или индивидуального предпринимателя».

Примечанием к пункту 6 перечня показателей оценки установлено, что наличие количества транспортных средств подтверждается соответствующими документами на право собственности (далее - примечание к пункту 6 перечня показателей оценки).

Заявка на участие в конкурсе должна содержать сведения согласно перечню оцениваемых показателей (приложение № 3 к Положению об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа) с представлением подтверждающих копий документов, заверенных печатью и подписью уполномоченного лица, участника размещения заказа. Перечень оцениваемых показателей оформляется участником размещения заказа на каждый лот в отдельности (подпункт 14 пункта 4.2 Положения об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа).

Согласно подпункту 1 пункта 8.2 Положения об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае непредоставления определенных пунктом 4.2 Положения документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или об услугах, на выполнение которых размещается заказ.

Требование об обязательном (с учетом подпункта 14 пункта 4.2, подпункта 1 пункта 8.2 Положения об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа) представлении сведений о количестве транспортных средств только на праве собственности ограничивает доступ к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов, владеющих транспортными средствами на праве аренды, безвозмездного пользования, ином законном праве.

Соответственно, действия Администрации МР «Усть-Куломский» в виде установления в примечании к пункту 6 перечня показателей оценки требования о подтверждении наличия количества транспортных средств документами на право собственности, может повлечь ограничение конкуренции на товарном рынке перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным регулярным автобусным маршрутам в границах МР «Усть-Куломский» путем ограничения доступа на такой товарный рынок хозяйствующих субъектов, владеющих транспортными средствами на праве аренды, безвозмездного пользования, ином законном праве.

В таких действиях имеются нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Постановлением Администрации МР «Усть-Куломский» от 19.11.2014 № 1693 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Администрации МР «Усть-Куломский» от 30.03.2010 № 412 «Об утверждении положения об открытом конкурсе на право заключения договора по перевозке пассажиров и багажа по межпоселенческим регулярным автобусным маршрутам в границах МО МР «Усть-Куломский» в соответствующее положение внесении изменений в части исключения подпункта 9 пункта 4.2, дополнения примечания к пункту 6 перечня показателей оценки словами «или на ином законном основании».

Таким образом, нарушения, допущенные Администрацией МР «Усть-Куломский» при принятии Положения об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа, устранены.

Согласно пунктам 1, 7 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случаях добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 Закона о защите конкуренции.

В силу статьи 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

С учетом принятия Положения об открытом конкурсе на право заключения договора перевозки пассажиров и багажа 30.03.2010, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1, 7 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № АО 37-11/14 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства, истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 Закона о защите конкуренции.

                                                        

Председатель Комиссии

 

 

<…>

Члены Комиссии

 

 

<…>

 

 

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны