Решение №05-03/11696 Решение по делу № АО 05-02/14 от 15 декабря 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми
|
||
РЕШЕНИЕ |
||
Резолютивная часть решения оглашена 05 декабря 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 15 декабря 2014 года |
|
№05-03/11696 |
г. Сыктывкар |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № АО 05-02/14 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Северные магистральные нефтепроводы» (с 09.10.2014 акционерное общество «Транснефть-Север»), место нахождения: Республика Коми, город Ухта, проспект А.И. Зерюнова, дом 2/1, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014.
К участию в деле в качестве заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью «Центр профилактической медицины «Ультрамед» (далее - ООО «Центр профилактической медицины «Ультрамед»), место нахождения: Республика Коми, город Ухта, проспект Космонавтов, дом 50.
К участию в деле в качестве ответчика привлечено открытое акционерное общество «Северные магистральные нефтепроводы» (далее - ОАО «СМН»), место нахождения: Республика Коми, город Ухта, проспект А.И. Зерюнова, дом 2/1.
ОАО «СМН» с 09.10.2014 переименовано в акционерное общество «Транснефть-Север» (далее – АО «Транснефть-Север»), изменения в устав внесены 09.10.2014.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Ухтинская городская поликлиника» (далее - ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника»), место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Косолапкина, дом 4.
Дело № АО 05-02/14 возбуждено по признакам нарушения ОАО «СМН» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014, в части бездействия в виде недоведения до претендентов на участие в открытом конкурсе № ОК-СМН-2014-144 на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников Ухтинского РНУ (с местом исполнения трудовых обязанностей Республика Коми, Ухтинский район, Сосногорский район), № извещения 31300650877, значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количества баллов по каждому оцениваемому показателю).
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
По пункту 5 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Пунктами 1 - 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещались действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц) определены лица, на которых распространяется действие соответствующего Закона.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц к лицам, на которых распространяется действие соответствующего Закона, отнесены субъекты естественных монополий.
В силу абзаца 1 статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Согласно абзацу 1 статьи 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно статье 4 Закона о естественных монополиях транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Одним из основных видов деятельности ОАО «СМН» (АО «Транснефть-Север») является транспортировка нефти по магистральным трубопроводам (пункт 2.3 Устава ОАО «СМН», утвержденного решением акционера ОАО «СМН» от 30.06.2011 № 2).
Следовательно, ОАО «СМН» являлось субъектом естественной монополии.
Следовательно, на ОАО «СМН» при закупке товаров, работ, услуг распространяется действие Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
По части 2 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в редакции, действовавшей с 01.01.2012 до 01.01.2014, было установлено, что при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
По части 6 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «СМН» утверждено решением Совета директоров ОАО «СМН» от 25.06.2012 протокол № 3 (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт), действовало до 14.11.2013.
По пункту 2.12 Положения о закупках конкурс – торги, победителем которых признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия исполнения договора.
Разделом 6 Положения о закупках установлен порядок проведения конкурса.
По пункту 6.4 Положения о закупках порядок проведения конкурса включает, в том числе, следующие этапы:
-вскрытие заявок на участие в закупке;
-рассмотрение заявок на участие в закупке и допуск их к участию в конкурсе;
-оценка и сопоставление заявок на участие в закупке;
-выбор победителя.
По пункту 6.10.2 Положения о закупках критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке входят в состав документации о закупке.
По пункту 6.11.1 Положения о закупках допущенные заявки на участие в закупке, оцениваются организатором закупки в соответствии с критериями и порядком оценки заявок, установленными документацией о закупке.
По части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
-критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Приказом ОАО «СМН» от 11.10.2013 «№ 1458 «О формировании исполнительных органов по проведению конкурентных процедур по реализации имущества и осуществлению закупок для нужд «СМН» на 2013-2014 гг.» создана комиссия для проведения закупок согласно Закону о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
ОАО «СМН» явилось заказчиком открытого конкурса № ОК-СМН-2014-144 проведение периодических медицинских осмотров работников Ухтинского РНУ (с местом исполнения трудовых обязанностей Республика Коми, Ухтинский район, Сосногорский район), извещение № 31300650877 (далее – конкурс, закупка).
Извещение о проведении конкурса, конкурсная документация размещены на официальном сайте 02.11.2013.
Заявки на участие в запросе предложений поданы: ООО «Центр профилактической медицины «Ультрамед», ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника», обществом с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Авалон» (далее - ООО «Медицинский центр «Авалон») (протокол от 03.12.2013 № СМН-2014-90 заседания комиссии ОАО «СМН» по обнародованию заявок на участие в закупке работ, услуг для нужд ОАО «СМН»).
По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принято решение о допуске к участию в конкурсе всех претендентов, подавших заявки на участие в конкурсе (протокол от 16.12.2013 № СМН-2014-122 заседания комиссии ОАО «СМН» по допуску заявок участников конкурса).
Согласно протоколу от 16.12.2013 № СМН-2014-130 заседания комиссии ОАО «СМН» по рассмотрению заявок участников и выбору победителя конкурса (далее - итоговый протокол) победителем конкурса явилось ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника».
В соответствии с требованиями части 6 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществлены по критериям и в порядке, которые указаны в конкурсной документации. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленные заказчиком, применены в равной степени ко всем участникам конкурса.
Между ОАО «СМН» и ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» по результатам проведения конкурса заключен договор от 24.12.2013 о возмездном оказании услуг по проведению периодических медицинских осмотров. Соответствующий договор исполнен в полном объеме.
В составе конкурсной документации имелась инструкция для участника по подготовке заявок на конкурс по выбору подрядчика (исполнителя) на выполнение работ (оказание услуг) для нужд ОАО «СМН» (далее - Инструкция по подготовке заявок).
Разделом 18 Инструкции по подготовке заявок установлены критерии конкурсных заявок:
- цена конкурсной заявки;
- полнота учета составляющих цены конкурсной заявки;
- квалификация участника (опыт, репутация, финансовое состояние, квалификационный уровень исполнителей, уровень технической оснащенности);
- наличие у участника необходимой разрешительной документации для выполнения работ, оказания услуг по предмету рассматриваемого лота (лицензий, свидетельства, сертификаты и т.д.).
- сроки (периоды) выполнения работ, оказания услуг;
- отсутствие у участника неудовлетворенных более 6-ти месяцев претензий перед организациями системы ОАО «АК «Транснефть»;
- наличие в организации документированной системы управления качеством;
- предоставление участников сведений в отношении всей цепочке собственников.
По пункту 1.3 Инструкции по подготовке заявок претендентам, желающим участвовать в конкурсе на выполнение работ (оказание услуг) для нужд ОАО «СМН», необходимо представить пакет документов, оформленный в соответствии с перечнем документов, приведенным в настоящей инструкции.
В силу пункта 21.7 Инструкции по подготовке заявок заявка на участие в конкурсе (конкурсная заявка) состоит из 2-х частей: коммерческой и квалификационно-технической. Документы каждой части конкурсной заявки должны быть подписаны лицом, имеющим право подписи от имени участника (в случае подписи конкурсной заявки не первым лицом - представляется оригинал доверенности на право подписи конкурсной заявки).
Пунктом 23 Инструкции по подготовке заявок установлен перечень документов, составляющих конкурсную заявку.
В состав конкурсной документации включен порядок оценки заявок на участие в конкурсе на выполнении работ, оказание услуг для нужд ОАО «СМН» (далее – Порядок оценки заявок на участие в конкурсе).
В разделе 2 Порядка оценки заявок на участие в конкурсе установлены порядки оценки коммерческой и квалификационно-технической частей заявок на участие в конкурсе, приведены формулы оценки частей заявок.
Таким образом, в соответствии с требованиями части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в конкурсной документации содержались критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе установлена в Стандарте организации «Методика оценки заявок участников закупки на выполнение работ, оказание услуг для нужд ОАО «СМН», утвержденном генеральным директором ОАО «СМН» 29.12.2012 (далее - Стандарт).
Стандарт не размещен на официальном сайте, не доведен до участников конкурса.
Однако, значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не является обязательным условием для документации о закупке.
Аналогичный вывод содержался в решении Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2014 по делу А29-9430/2013, оставленном без изменения постановлениями Второго арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.09.2014.
В конкурсной документации содержалась полная информация о документах и информации, которые необходимо предоставить в составе заявок на участие в конкурсе, и о критериях, по которым будут оцениваться такие заявки.
Таким образом, в бездействии ОАО «СМН» в виде недоведения до претендентов на участие в конкурсе значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количества баллов по каждому оцениваемому показателю) признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии)
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела № АО 05-02/14 в отношении ОАО «СМН» (с 09.10.2014 АО «Транснефть-Север») в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.