Решение №05-03/11696 Решение по делу № АО 05-02/14 от 15 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 05 декабря 2014 года

 

В полном объеме решение изготовлено 15 декабря 2014 года

 

№05-03/11696

                                          
 

 

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,  рассмотрев дело № АО 05-02/14 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Северные магистральные нефтепроводы» (с 09.10.2014 акционерное общество «Транснефть-Север»), место нахождения: Республика Коми, город Ухта, проспект А.И. Зерюнова, дом 2/1, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014.

К участию в деле в качестве заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью «Центр профилактической медицины «Ультрамед» (далее - ООО «Центр профилактической медицины «Ультрамед»), место нахождения: Республика Коми, город Ухта, проспект Космонавтов, дом 50.

К участию в деле в качестве ответчика привлечено открытое акционерное общество «Северные магистральные нефтепроводы» (далее - ОАО «СМН»), место нахождения: Республика Коми, город Ухта, проспект А.И. Зерюнова, дом 2/1.

ОАО «СМН» с 09.10.2014 переименовано в акционерное общество «Транснефть-Север» (далее – АО «Транснефть-Север»), изменения в устав внесены 09.10.2014.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Ухтинская городская поликлиника» (далее - ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника»), место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Косолапкина, дом 4.

Дело № АО 05-02/14 возбуждено по признакам нарушения ОАО «СМН» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014, в части бездействия в виде недоведения до претендентов на участие в открытом конкурсе № ОК-СМН-2014-144 на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников Ухтинского РНУ (с местом исполнения трудовых обязанностей Республика Коми, Ухтинский район, Сосногорский район), № извещения 31300650877, значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количества баллов по каждому оцениваемому показателю).

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Пунктами 1 - 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещались действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц) определены лица, на которых распространяется действие соответствующего Закона.

Пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц к лицам, на которых распространяется действие соответствующего Закона, отнесены субъекты естественных монополий.

В силу абзаца 1 статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Согласно абзацу 1 статьи 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно статье 4 Закона о естественных монополиях транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Одним из основных видов деятельности ОАО «СМН» (АО «Транснефть-Север») является транспортировка нефти по магистральным трубопроводам (пункт 2.3 Устава ОАО «СМН», утвержденного решением акционера ОАО «СМН» от 30.06.2011 № 2).

Следовательно, ОАО «СМН» являлось субъектом естественной монополии.

Следовательно, на ОАО «СМН» при закупке товаров, работ, услуг распространяется действие Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

По части 2 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в редакции, действовавшей с 01.01.2012 до 01.01.2014, было установлено, что при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

По части 6 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «СМН» утверждено решением Совета директоров ОАО «СМН» от 25.06.2012 протокол № 3 (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт), действовало до 14.11.2013.

По пункту 2.12 Положения о закупках конкурс – торги, победителем которых признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия исполнения договора.

Разделом 6 Положения о закупках установлен порядок проведения конкурса.

По пункту 6.4 Положения о закупках порядок проведения конкурса включает, в том числе, следующие этапы:

-вскрытие заявок на участие в закупке;

-рассмотрение заявок на участие в закупке и допуск их к участию в конкурсе;

-оценка и сопоставление заявок на участие в закупке;

-выбор победителя.

 По пункту 6.10.2 Положения о закупках критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке входят в состав документации о закупке.

По пункту 6.11.1 Положения о закупках допущенные заявки на участие в закупке, оцениваются организатором закупки в соответствии с критериями и порядком оценки заявок, установленными документацией о закупке.

По части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

-критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Приказом ОАО «СМН» от 11.10.2013 «№ 1458 «О формировании исполнительных органов по проведению конкурентных процедур по реализации имущества и осуществлению закупок для нужд «СМН» на 2013-2014 гг.» создана комиссия для проведения закупок согласно Закону о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

ОАО «СМН» явилось заказчиком открытого конкурса № ОК-СМН-2014-144 проведение периодических медицинских осмотров работников Ухтинского РНУ (с местом исполнения трудовых обязанностей Республика Коми, Ухтинский район, Сосногорский район), извещение № 31300650877 (далее – конкурс, закупка).

Извещение о проведении конкурса, конкурсная документация размещены на официальном сайте 02.11.2013.

Заявки на участие в запросе предложений поданы: ООО «Центр профилактической медицины «Ультрамед», ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника», обществом с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Авалон» (далее - ООО «Медицинский центр «Авалон») (протокол от 03.12.2013 № СМН-2014-90 заседания комиссии ОАО «СМН» по обнародованию заявок на участие в закупке работ, услуг для нужд ОАО «СМН»).

По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принято решение о допуске к участию в конкурсе всех претендентов, подавших заявки на участие в конкурсе (протокол от 16.12.2013 № СМН-2014-122 заседания комиссии ОАО «СМН» по допуску заявок участников конкурса).

Согласно протоколу от 16.12.2013 № СМН-2014-130 заседания комиссии ОАО «СМН» по рассмотрению заявок участников и выбору победителя конкурса (далее - итоговый протокол) победителем конкурса явилось ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника».

В соответствии с требованиями части 6 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществлены по критериям и в порядке, которые указаны в конкурсной документации. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленные заказчиком, применены в равной степени ко всем участникам конкурса.

Между ОАО «СМН» и ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» по результатам проведения конкурса заключен договор от 24.12.2013 о возмездном оказании услуг по проведению периодических медицинских осмотров. Соответствующий договор исполнен в полном объеме.

В составе конкурсной документации имелась инструкция для участника по подготовке заявок на конкурс по выбору подрядчика (исполнителя) на выполнение работ (оказание услуг) для нужд ОАО «СМН» (далее - Инструкция по подготовке заявок).

Разделом 18 Инструкции по подготовке заявок установлены критерии конкурсных заявок:

- цена конкурсной заявки;

- полнота учета составляющих цены конкурсной заявки;

- квалификация участника (опыт, репутация, финансовое состояние, квалификационный уровень исполнителей, уровень технической оснащенности);

- наличие у участника необходимой разрешительной документации для выполнения работ, оказания услуг по предмету рассматриваемого лота (лицензий, свидетельства, сертификаты и т.д.).

- сроки (периоды) выполнения работ, оказания услуг;

- отсутствие у участника неудовлетворенных более 6-ти месяцев претензий перед организациями системы ОАО «АК «Транснефть»;

- наличие в организации документированной системы управления качеством;

- предоставление участников сведений в отношении всей цепочке собственников.

По пункту 1.3 Инструкции по подготовке заявок претендентам, желающим участвовать в конкурсе на выполнение работ (оказание услуг) для нужд ОАО «СМН», необходимо представить пакет документов, оформленный в соответствии с перечнем документов, приведенным в настоящей инструкции.

В силу пункта 21.7 Инструкции по подготовке заявок заявка на участие в конкурсе (конкурсная заявка) состоит из 2-х частей: коммерческой и квалификационно-технической. Документы каждой части конкурсной заявки должны быть подписаны  лицом, имеющим право подписи от имени участника (в случае подписи конкурсной заявки не первым лицом - представляется оригинал доверенности на право подписи конкурсной заявки).

Пунктом 23 Инструкции по подготовке заявок установлен перечень документов, составляющих конкурсную заявку.

В состав конкурсной документации включен порядок оценки заявок на участие в конкурсе на выполнении работ, оказание услуг для нужд ОАО «СМН» (далее – Порядок оценки заявок на участие в конкурсе).

В разделе 2 Порядка оценки заявок на участие в конкурсе установлены порядки оценки коммерческой и квалификационно-технической частей заявок на участие в конкурсе, приведены формулы оценки частей заявок.

Таким образом, в соответствии с требованиями части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в конкурсной документации содержались критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе установлена в Стандарте организации «Методика оценки заявок участников закупки на выполнение работ, оказание услуг для нужд ОАО «СМН», утвержденном генеральным директором ОАО «СМН» 29.12.2012 (далее - Стандарт).

Стандарт не размещен на официальном сайте, не доведен до участников конкурса.

Однако, значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не является обязательным условием для документации о закупке.

Аналогичный вывод содержался в решении Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2014 по делу А29-9430/2013, оставленном без изменения постановлениями Второго арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.09.2014.

В конкурсной документации содержалась полная информация о документах и информации, которые необходимо предоставить в составе заявок на участие в конкурсе, и о критериях, по которым будут оцениваться такие заявки.

Таким образом, в бездействии ОАО «СМН» в виде недоведения до претендентов на участие в конкурсе значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количества баллов по каждому оцениваемому показателю) признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014, отсутствуют.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии)

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № АО 05-02/14 в отношении ОАО «СМН» (с 09.10.2014 АО «Транснефть-Север») в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                                  <…>

Члены Комиссии                                                                             <…>

                                                                                               <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны