Решение №05-03/3386 Решение по делу № АО 38-03/12 в отношении администрации МО Г... от 5 марта 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 25 апреля 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 02 мая 2012 года

№ 05-03/3386

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее - Комиссия),  рассмотрев дело № АО 38-03/12 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования городского округа «Сыктывкар», место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Бабушкина, дом 22, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Бабушкина, дом 22, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечены Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее - Администрация МО ГО «Сыктывкар», администрация городского округа), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Бабушкина, дом 22, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар», Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Бабушкина, дом 22.

К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечены муниципальное казенное предприятие «Жилкомсервис» (далее - МКП «Жилкомсервис»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Первомайская, дом 7, общество с ограниченной ответственностью «Риторг», место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Орджоникидзе, д. 61б.

Частями 1 статьи 44 Устава МО ГО «Сыктывкар», принятого Советом МО ГО «Сыктывкар» 18.01.2006 (далее - Устав МО ГО «Сыктывкар»),  предусмотрено, что администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми. Администрацией городского округа на принципах единоначалия руководит глава администрации городского округа.

Пунктом 1.2  Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар», утвержденного Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 17.11.2009 № 25/11-471, установлено, что Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа является функциональным органом администрации городского округа, входящим в структуру администрации муниципального образования городского округа.

По пункту 2.2 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности  МО ГО «Сыктывкар», утвержденного Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 27.02.2007 №  33/02-568 (далее - Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности  МО ГО «Сыктывкар»)  Глава администрации муниципального образования городского округа принимает решение о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление; об изъятии муниципального имущества из оперативного управления.

Пунктом 5 части 3 статьи 59 Устава МО ГО «Сыктывкар» к муниципальным правовым актам отнесены постановления и распоряжения администрации городского округа.

Согласно Постановлению Администрации МО ГО «Сыктывкар» № 9/2672 от 01.09.2011 «О реорганизации СМУП «Жилкомфонд» (далее - Постановление о реорганизации унитарного предприятия) Сыктывкарское муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальный фонд» реорганизовано в форме выделения из него муниципального унитарного предприятия муниципального образования городского округа «Сыктывкар» «Жилкомсервис» (далее - МУП «Жилкомсервис»).

Постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» № 11/3374 от 02.11.2011 «Об изменении вида МУП «Жилкомсервис» (далее - Постановление об изменении вида унитарного предприятия) МУП «Жилкомсервис» изменено на МКП «Жилкомсервис».

По пункту 4 Постановления об изменении вида унитарного предприятия Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО «Сыктывкар» необходимо закрепить за МКП «Жилкомсервис» на праве оперативного управления имущество согласно разделительному балансу.

Пунктом 1 Постановления Администрации МО ГО «Сыктывкар» № 12/4199 от 30.12.2011 «О передаче имущества в оперативное управление» (далее - Постановление о передаче в оперативное управление муниципального имущества) предусмотрена передача с 01.01.2012 из казны МО ГО «Сыктывкар» в оперативное управление с постановкой на баланс МКП «Жилкомсервис» муниципального имущества МО ГО «Сыктывкар» согласно Приложениям к Постановлению.

В пунктах 96 - 103 Приложения № 2 к Постановлению о передаче в оперативное управление  муниципального имущества в качестве муниципального имущества МО ГО «Сыктывкар» значатся закрытое городское кладбище в границах улиц Морозова, Димитрова, Станционная, действующее кладбище в поселке Верхний Чов, закрытое кладбище в поселке Верхний Чов, закрытое кладбище в районе Човского промузла,  закрытое кладбище в поселке Краснозатонский, закрытое кладбище в местечке Кочпон, закрытое Тентюковского кладбище, действующее кладбище в поселке Седкыркещ (далее - кладбища).

По пункту 4.2 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности  МО ГО «Сыктывкар», оформление передачи имущества в хозяйственное ведение или в оперативное управление муниципальных унитарных предприятий осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа и администрация Эжвинского района муниципального образования городского округа.

Во исполнение Постановления о передаче в оперативное управление  муниципального имущества Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО «Сыктывкар» и МКП «Жилкомсервис» заключен договор № 65/11 от 30.12.2011 о закреплении муниципального имущества за МКП «Жилкомсервис» на праве оперативного управления (далее - договор о передаче муниципального имущества в оперативное управление).

Пунктом 1.1 договора о передаче муниципального имущества в оперативное управление предусмотрена передача в оперативное управление МКП «Жилкомсервис» муниципального имущества МО ГО «Сыктывкар» согласно Приложениям №№ 1, 2 по акту приема-передачи имущества.

В пунктах 96 - 103 Приложения № 2 к договору о передаче муниципального имущества в оперативное управление в качестве муниципального имущества МО ГО «Сыктывкар» значатся кладбища.

Во исполнение договора о передаче муниципального имущества в оперативное управление муниципальное имущество МО ГО «Сыктывкар»  Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО «Сыктывкар» передано и МКП «Жилкомсервис» принято муниципального имущества МО ГО «Сыктывкар» согласно Приложениям №№ 1, 2, в том числе кладбища, по акту приема-передачи имущества от 30.12.2011.

Постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 01.03.2012 № 3/582 «О внесении изменений в Постановление от 30.12.2011 № 12/4199» из Приложения № 2 к Постановлению о передаче в оперативное управление  муниципального имущества пункты 96 - 103 исключены.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2007 до 06.01.2012 хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, 

По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 06.01.2012, хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении и похоронном деле) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.08.2009 № 12027/07 по делу № А-33-9227/2006, возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении и похоронном деле не предусмотрена.

Постановление администрации, в части касающейся передачи в ведение предприятия муниципальных кладбищ и земельных территорий с документами, противоречит нормам Закона о погребении и Закона о защите конкуренции.

Товарный рынок  деятельности по организации похорон и связанных с ними услуг в границах МО ГО «Сыктывкар» является конкурентным. Участниками  такого товарного рынка по информации Администрации МО ГО «Сыктывкар» (письмо от 24.04.2012 № 01-16/2298) в 2011 году явились 11 хозяйствующих субъектов, в 2012 году явились 12 хозяйствующих субъектов.

Видом деятельности МКП «Жилкомсервис» по информации из Единого государственного реестра юридических лиц является деятельность по организации похорон и связанных с ними услуг.

МКП «Жилкомсервис»   является хозяйствующим субъектом в понимании Закона о защите конкуренции.

МКП «Жилкомсервис»  в 2012 году является участником товарного рынка деятельности по организации похорон и связанных с ними услуг в границах МО ГО «Сыктывкар».

Передача в оперативное управление МКП «Жилкомсервис» кладбищ есть создание данному хозяйствующему субъекту преимущественных условий деятельности на товарном рынке деятельности по организации похорон и связанных с ними услуг в границах МО ГО «Сыктывкар».

Действия Администрации МО ГО «Сыктывкар» в виде принятия пунктов 96 - 103 Приложения № 2 к Постановлению о передаче в оперативное управление  муниципального имущества, могли привести к ограничению конкуренции на товарном рынке  деятельности по организации похорон и связанных с ними услуг в границах МО ГО «Сыктывкар»,     являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Однако, данное нарушение антимонопольного законодательства добровольно устранено.

В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно абзацам 1 и 2 пункта 5 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 2 от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию (пункты 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса). В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса.

Государственная регистрация права оперативного управления на муниципальное имущество МО ГО «Сыктывкар», значащееся в Приложениях №№ 1, 2 к договору о передаче муниципального имущества в оперативное управление, не осуществлена.

Соответственно, закрепление на праве оперативного управления муниципального имущества МО ГО «Сыктывкар», значащегося в Приложениях №№ 1, 2 к договору о передаче муниципального имущества в оперативное управление, в том числе кладбищ, не имеет место, не смотря на фактическую передачу в оперативное управление МКП «Жилкомсервис» соответствующего имущества.

Нарушения антимонопольного законодательства Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО «Сыктывкар» не установлены.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части действий в виде принятия пунктов 96 - 103 Приложения № 2 к Постановлению о передаче в оперативное управление  муниципального имущества.

2. Прекратить производство по делу в отношении Администрации МО ГО «Сыктывкар» в связи с добровольным устранением нарушением антимонопольного законодательства.

3. Прекратить производство по делу в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО «Сыктывкар».

4. Решить вопрос о привлечении виновного должностного лица Администрации МО ГО «Сыктывкар» к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны