Решение №05-03/3744 Решение по делу №АО 17-08/14 от 8 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 06 мая 2015 года

 

В полном объеме решение изготовлено 08 мая 2015 года

 
 
 
г. Сыктывкар

 

 

 

 

 

№05-03/3744

 

         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № АО 17-08/14 по признакам нарушения федеральным государственным казенным учреждением «3 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Коми» (далее - ФГКУ «3 отряд ФПС по РК»), место нахождения: Республика Коми, город Воркута, улица Пушкина, дом 26, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

К участию в деле в качестве заявителя привлечена автономная некоммерческая организация «Коми республиканский Центр Мониторинга Систем Комплексной безопасности» (далее - АНО «КРЦМ СКБ»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Димитрова, дом 40, офис 89.

К участию в деле в качестве ответчика привлечено ФГКУ «3 отряд ФПС по РК», место нахождения: Республика Коми, город Воркута, улица Пушкина, дом 26.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее - Главное управление МЧС по РК), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Советская, дом 9.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Воркутинские Системы Безопасности» (далее - ООО «ВСБ»), место нахождения: Республика Коми, город Воркута, Разъездной переулок, дом 1, литера Д.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) образовательная школа № 42 VII вида» г. Воркуты (далее -  ГБС (К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII вида» г. Воркуты), место нахождения: Республика Коми, город Воркута, улица Ленинградская, дом 25, после 01.01.2015 переименовано в государственное общеобразовательное учреждение  Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа № 42» г. Воркуты (далее -  ГОУ РК «С(К)Ш № 42» г. Воркуты).

В адрес ООО «ВСБ» по месту нахождения 15.04.2015 направлена заказным письмом копия определения от 15.04.2015 об отложении рассмотрения дела № АО 17-08/14 (далее определение от 15.04.2015), телеграмма от 15.04.2015 о времени и месте рассмотрения соответствующего дела.

Копия определения от 15.04.2015, телеграмма ООО «ВСБ» не получены. Телеграмма не доставлена по причине отсутствия адресата по месту нахождения.

Коми УФАС России приняты все возможные меры по надлежащему извещению ООО «ВСБ» о времени и месте рассмотрения дела № АО 17-08/14.

ООО «ВСБ» при таких обстоятельствах считается извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения соответствующего дела.

  1. Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

По пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

По пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

  1. По пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

По пунктам 1, 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее - Положение об МЧС России), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - спасательные воинские формирования), Государственную инспекцию по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам), аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научные, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России, а также через представителей МЧС России в составе представительств Российской Федерации при международных организациях.

По пунктам 1, 3 Положения о Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы», Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему МЧС России.

Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы осуществляет свою деятельность через следующие органы управления, подразделения и организации:

1) структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;

2) структурные подразделения территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

3) органы государственного пожарного надзора;

4) научные и образовательные организации, находящиеся в ведении МЧС России;

5) подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;

6) подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

7) подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);

8) подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения);

9) подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы).

Пунктом 7 Положения об МЧС России предусмотрены основные задачи МЧС России, к которым отнесены, в том числе, осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Государственное учреждение «3 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Коми» (далее - ГУ «3 отряд Федеральной противопожарной службы по РК») создано на основании Приказа МЧС России от 28.08.2007 № 507 «О подразделениях Федеральной противопожарной службы».

В соответствии с пунктом 1.1 Устава, утвержденного приказом МЧС России № 485 от 05.09.2011 «Об утверждении уставов территориальных подразделений федеральной противопожарной службы, расположенных в Северо-Западном федеральном округе», ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» создано  на основании подпункта г) пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» путем изменения типа ГУ «3 отряд Федеральной противопожарной службы по РК».

По пункту 2.1 Устава ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» учреждение создано в целях обеспечения пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Коми.

Таким образом, ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» является организацией, осуществляющей функции федерального органа исполнительной власти - МЧС России.

В связи с чем, на ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» распространяются запреты, установленные статьей 15 Закона о защите конкуренции.

  1. АНО «КРЦМ  СКБ» письмом № 01/55 от 21.11.2012 обратилось в адрес  ГБС (К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII вида» г. Воркуты с предложением подключения объектов учреждения к комплексной системе мониторинга противопожарной безопасности «Контакт GSM-5». Из указанного письменного предложения также следовало, что сигнал от автоматической пожарной сигнализации будет передаваться на пульт ЕДДС 01 ФГКУ «3 отряд ФПС по РК».

Между АНО «КРЦМ  СКБ» и  ГБС (К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII вида» г. Воркуты заключен договор передачи оборудования во временное пользование № 013/ВП от 10.01.2013, по которому АНО «КРЦМ  СКБ» передает ГБС (К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII вида» во временное пользование прибор Системы «Контакт GSM-5» сроком на 3 года для ведения мониторинга системы автоматической пожарной сигнализации и передачи тревожного сигнала на пульт ЕДДС 01.

На основании вышеуказанного договора АНО «КРЦМ  СКБ» в принадлежащем  ГБС (К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII вида» г. Воркуты здании по адресу: г. Воркута,  ул. Ленинградская, д. 25, установлена система автоматической пожарной сигнализации (далее – здание школы).

Между АНО «КРЦМ  СКБ» и  ГБС (К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII вида» г. Воркуты заключен договор № 013/М-2013 от 10.01.2013 на оказание услуг по мониторингу пожарной безопасности объекта и обслуживанию приемно-контрольного прибора (далее - договор № 013/М от 10.01.2013), по которому АНО «КРЦМ  СКБ» производит передачу и регистрацию поступивших от Системы «Контакт GSM-5» тревожных и системных сообщений на пульт ЕДДС 01 ФГКУ «3 отряд ФПС по РК». Срок действия указанного договора - до 31.12.2013. Продление срока действия договора № 013/М от 10.01.2013 по пункту 6.1 договора не было предусмотрено.

АНО «КРЦМ  СКБ» в адрес ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» заявлено об обеспечении приема и обработки тревожных сообщений о пожаре, которые могут поступить от  автоматической пожарной сигнализации, установленной в здании школы (письмо АНО «КРЦМ  СКБ» исх. № 01/94 от 06.02.2013).

ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» в адрес АНО «КРЦМ  СКБ» сообщено о необходимости  обращения в адрес ООО «ВСБ» с целью обеспечения приема и обработки тревожных сообщений о пожаре, которые могут поступить от  автоматической пожарной сигнализации, установленной в здании  школы (письмо ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» исх. № 230-3-2-21 от 08.02.2013 в адрес АНО «КРЦМ  СКБ»).

Кроме того, АНО «КРЦМ  СКБ» в адрес ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» заявлено об обеспечении приема и обработки тревожных сообщений о пожаре, которые могут поступить от автоматических пожарных сигнализаций, установленных в зданиях других социально-значимых объектах, и обеспечении доступа к пульту ЕДДС 01 ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» для осуществления технических работ (письма АНО «КРЦМ  СКБ» исх. № 01/81 от 17.01.2013, исх. № 01/82 от 17.01.2013, исх. № 01/83 от 17.01.2013 в адрес ФГКУ «3 отряд ФПС по РК»).

ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» в адрес АНО «КРЦМ  СКБ» на указанные выше письма сообщило о необходимости  обращения в адрес ООО «ВСБ» с целью подключения объектов, в связи с тем, что оборудование принадлежит ООО «ВСБ» (письмо ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» исх. № 225-3-2-21 от 07.02.2013 в адрес АНО «КРЦМ  СКБ»).

Между ГУ «3 отряд Федеральной противопожарной службы по РК» («Служба») и ООО «ВСБ» («Общество») заключен договор от 01.08.2010 № 0001-KG/2010 оказания услуг (далее - Договор), по которому «Общество» оказывает «Службе» следующие услуги:

-круглосуточный мониторинг всех событий, сообщений на всех объектах защиты, поступивших на центральную станцию по каналам транспортной сети «Система «Контакт»;

-бесперебойную передачу всех тревожных сообщений на пульт «ЕДДС-01 3 отряд» с объектов защиты;

-оповещение доверенных лиц посредством SMS сообщений, иным способом, о поступивших тревожных сообщениях.

Объектами защиты по Договору являются предприятия, учреждения, организации, находящиеся на территории МО ГО «Воркута», на которых установлена комплексная система мониторинга безопасности «Система «Контакт».

По пункту 7.1 Договора срок действия договора – один год, по пункту 7.2 Договора если за один месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не потребует его прекращения, договор считается продленным на прежних условиях и на тот же срок.

Исходя из пункта 7.2 Договора договор является действующим и в настоящее время.

АНО «КРЦМ  СКБ» представлены копии писем от 10.02.2013 № 01/95, от 10.02.2013 № 01/95 в адрес ООО «ВСБ» о соответствующих обращениях об определении порядка подключения и обеспечения доступа к оборудованию ООО «ВСБ», установленному на пульте ЕДДС 01 ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» (указанные письма направлены ценными письмами в адрес ООО «ВСБ» по месту нахождения и в адрес директора ООО «ВСБ» по месту жительства).

ООО «ВСБ» ответы на указанные письма не направлены.

Из представленных АНО «КРЦМ  СКБ» в материалы настоящего дела копий документов следует, что АНО «КРЦМ  СКБ» обращалось в адрес ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» с предложением заключить соглашение о совместной деятельности. Проект соглашения, подготовленный АНО «КРЦМ  СКБ» и направленный в адрес ФГКУ «3 отряд ФПС по РК», предполагал доступ к пульту ЕДДС-01 ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» инженерам АНО «КРЦМ  СКБ».

Указанные документы направлены ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» в адрес Главного управления МЧС по РК. В ответ Главное управления МЧС по РК в адрес ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» письмом исх. № 428-20-6-2 от 23.01.2013 сообщило о невозможности осуществления АНО «КРЦМ  СКБ» деятельности в области пожарной безопасности, а именно выполнения работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию систем АПС объекта и передачи тревожных сигналов с систем АПС объектов в связи с отсутствием лицензии на право проведения вышеуказанных работ.

В связи с чем, ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» направило в адрес АНО «КРЦМ  СКБ» письмо от 01.02.2013 № 177-3-2-21 об отказе Главным управление МЧС России по РК осуществлять деятельность в области пожарной безопасности, а именно выполнять работы по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию систем АПС объекта и передачи тревожных сигналов с систем АПС объектов в связи с отсутствием лицензии на право проведения вышеуказанных работ.

Лицензия № 4-Б/01161 от 13.09.2013 на осуществление АНО «КРЦМ  СКБ» деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений выдана Уральским региональным центром МЧС России.

  1. Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) установлено, что настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.

По части 1 статьи 32 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на:

1) Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:

а) Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;

б) Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;

в) Ф1.3 - многоквартирные жилые дома;

г) Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные.

Согласно части 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, вступившей в силу с 14.07.2014, системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Здание школы относится к классу Ф 1.1.

Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности  «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)» утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) (далее - Нормы пожарной безопасности).

Пунктом 12 Норм пожарной безопасности предусмотрено, что перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы определяется соответствующим территориальным подразделением ГПС МЧС России, исходя из их технических возможностей.

Приказом Главного управления МЧС России по РК от 06.02.2009 № 40 «Об утверждении перечня зданий и сооружений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на пульт ЕДДС-01» (далее - Приказ № 40 от 06.02.2009) установлен перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на пульт централизованного наблюдения единой дежурно-диспетчерской службы «01» (далее – Перечень).

Здание школы, которое АНО «КРЦМ  СКБ» планировало подключить к ЕДДС-01 ФГКУ «3 отряд ФПС по РК», в Перечень не входило.

Приказом Главного управления МЧС России по РК от 21.01.2011 № 13 «Об утверждении перечня зданий и сооружений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на пульт ЕДДС-01» признан утратившим силу Приказ № 40 от 06.02.2009, утвержден новый перечень зданий и сооружений, в который здание школы также не входило.

До введения в действие части 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пунктом 14.4 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» было установлено следующее требование: на объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.

По пункту 1.1 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111-116 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации.

Таким образом, обязанность по передаче сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации возникла для ГБС (К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII вида» г. Воркуты только после 14.07.2014.

Представитель Главного управления МЧС России по РК на заседании Комиссии 15.10.2014 пояснял, что в 2013 году Министерство образования Республики Коми было уведомлено о вступлении с 14.07.2014 в силу положений части 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Так, ГБС (К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII вида» г. Воркуты представлена копия информационного письма Министерства образования Республики Коми от 08.07.2013 № 09-12/621 в адрес руководителей государственных образовательных учреждений о вступлении с 14.07.2014 в силу положений части 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Из представленных ГБС (К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII вида» г. Воркуты копий предписаний, актов проверок органов, осуществляющих надзор в области пожарной безопасности, начиная с 2011 года установлено, что контролирующими органами предписания, обязывающие осуществить вывода сигналов о пожаре на пульт ЕДДС 01 местного гарнизона пожарной охраны, до 14.07.2014 не выдавались.

  1. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее – Положение о лицензировании деятельности).

Приложением к положению о лицензировании деятельности является Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В указанный перечень входят, в том числе:

-монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

-монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Деятельность по обеспечению передачи сигнала от систем пожарной сигнализации, установленной на объекте, на пульт подразделения пожарной охраны связана с выполнением работ по монтажу и техническому обслуживанию пожарной сигнализации.

Следовательно, указанная деятельность может осуществляться только хозяйствующими субъектами, имеющими соответствующую лицензию.

По пункту 2 Положения о лицензировании деятельности лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется МЧС России.

Как указано выше, лицензия № 4-Б/01161 от 13.09.2013 на осуществление АНО «КРЦМ  СКБ» деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений выдана Уральским региональным центром МЧС России.

Местом осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии № 4-Б/01161 от 13.09.2013 указан следующий адрес: 620014, город Екатеринбург, 6а, офис 1204.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Согласно части 2 статьи 18 Закона о лицензировании до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

Частью 3 статьи 18 Закона о лицензировании в редакции, действовавшей до 15.11.2014, было предусмотрено, что для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии, оригинал действующей лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии.

Согласно частям 7, 8 статьи 18 Закона о лицензировании при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.

Аналогично, по пункту 10 Положения о лицензировании деятельности при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места выполнения работ и оказания услуг и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность, не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и (или) работы и услуги, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать.

Таким образом, лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений выдается хозяйствующему субъекту на определенный адрес места осуществления такой деятельности. А в случае изменения такого адреса требуется переоформление лицензии.

Границами товарного рынка услуг по обеспечению передачи сигнала от систем пожарной сигнализации, установленной на объекте, на пульт подразделения местного гарнизона пожарной охраны являются границы муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – МО ГО «Воркута»).

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на таком товарном рынке, входят такие хозяйствующие субъекты, которые имеют лицензию на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на территории города Воркуты или на территории Республики Коми.

Исходя из имеющейся у АНО «КРЦМ  СКБ» лицензии № 4-Б/01161 от 13.09.2013, АНО «КРЦМ  СКБ» не может являться участником соответствующего товарного рынка в связи с тем, что в лицензии № 4-Б/01161 от 13.09.2013 в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности не указаны Республика Коми, город Воркута.

Таким образом, какие-либо действия или бездействие со стороны ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» не могли препятствовать осуществлению деятельности АНО «КРЦМ  СКБ» в связи с тем, что АНО «КРЦМ  СКБ» не являлось участником в понимании Закона о защите конкуренции товарного рынка услуг по обеспечению передачи сигнала от систем пожарной сигнализации, установленной на объекте, на пульт подразделения местного гарнизона пожарной охраны в границах МО ГО «Воркута».

Кроме того, до 14.07.2014 осуществление деятельности по обеспечению передачи сигнала от систем пожарной сигнализации, установленной на объекте, на пульт подразделения местного гарнизона пожарной охраны было обязательным только в отношении определенной категории объектов, к которым здание школы не относилось.

В Коми УФАС России отсутствуют доказательства недопущения, ограничения, устранения конкуренции в результате действий (бездействия) ФГКУ «3 отряд ФПС по РК».

Таким образом, в бездействии ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» в виде не принятия мер по обеспечению приема сигнала о пожаре на пульт дежурно-диспетчерской службы «01» ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» от автоматической системы пожарной сигнализации, установленной АНО «КРЦМ  СКБ» в здании школы, признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

В материалах дела отсутствуют сведения о других хозяйствующих субъектах, являющихся участниками товарного рынка услуг по обеспечению передачи сигнала от систем пожарной сигнализации, установленной на объекте, на пульт подразделения местного гарнизона пожарной охраны в границах МО ГО «Воркута», которым ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» могло препятствовать осуществлению деятельности на таком товарном рынке.

Отсутствуют доказательства невозможности осуществления иными хозяйствующими субъектами деятельности по подключению системы пожарной сигнализации, установленной на социально-значимых объектах, к пульту ЕДДС-01 в границах МО ГО «Воркута».

  1. В соответствие с приказом МЧС России от 28.12.2009 № 743 «О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях» (далее – Приказ МЧС России от 28.12.2009 № 743) на снабжение в системе МЧС России был принят программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях «Стрелец-Мониторинг» (далее – ПАК «Стрелец-мониторинг»).

Пунктом 1 приказа МЧС России от 28.12.2009 № 743 приказано принять на снабжение в системе МЧС России ПАК «Стрелец-Мониторинг» в составе и с основными характеристиками согласно приложению № 1 к приказу.

По пункту 3 приказа МЧС России от 28.12.2009 № 743 ПАК «Стрелец-Мониторинг» предназначен для оснащения подразделений МЧС России в соответствии с нормами снабжения согласно приложению № 3 к приказу.

По информации МЧС России средства на установку и приобретение оборудования для оснащения пульта ЕДДС-01 на территории Республики Коми не выделялись (письмо № 33-3-1410 от 10.04.2015 в адрес Коми УФАС России).

Между тем, ПАК «Стрелец-Мониторинг» поставлен в ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» обществом с ООО «Интертел» по договору № ИТ-35 о благотворительной деятельности от 20.09.2013.

В соответствии с письмом ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» № 427-5-2-20 от 12.03.2014 в адрес Коми УФАС России монтаж и пуско-наладка ПАК «Стрелец-Мониторинг» выполнена ООО «Интертел» 26.02.2014.

Из пояснений Главного управления МЧС по РК, ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» следует, что новые объекты должны подключаться к ПАК «Стрелец-Мониторинг».

В соответствии с приказом Главного управления МЧС России по РК № 432 от 05.08.2014 «О создании рабочей группы по организации подключения объектовой пожарной сигнализации к программно-аппаратному комплексу системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисков крупных пожаров «Стрелец-Мониторинг» (далее – Приказ ГУ МЧС по РК № 432 от 05.08.2014) Приказ Главного управления МЧС России по РК № 40 от 01.02.2013 утратил силу, утверждено новое положение о рабочей группе по организационно-техническому обеспечению функционирования систем мониторинга в подразделениях Главного управления МЧС России по РК, а также новый регламент подключения сторонних организаций (объектов защиты) к программно-аппаратному комплексу системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, установленных на пультах «01» дежурно-диспетчерских служб местных гарнизонов пожарной охраны государственной противопожарной службы Республики Коми.

ГБС (К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII вида» г. Воркуты обратилось в адрес Главного управления МЧС России по РК с заявкой от 03.03.2014 № 31 о готовности подключения пожарной сигнализации к ПАК «Стрелец-Мониторинг».

В ответ Главное управление МЧС России по РК письмом исх. № 3355-20-6-8 от 11.04.2014 уведомило ГБС (К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII вида» г. Воркуты о необходимости направления заявки в ООО «Интертел», а затем письмом исх. № 4600-20-6-8 от 21.05.2014 сообщило о несоответствии системы вывода сигнала от автоматической системы пожарной защиты, установленной в здании школы, техническим требованиям к оборудованию, подключаемому к ПАК «Стрелец-Мониторинг», и направило технические требования к оборудованию, установленному на объекте защиты, для передачи сигналов от автоматических систем пожарной защиты на ПАК «Стрелец-Мониторинг».

В Коми УФАС России отсутствуют и заявителем не представлены доказательства недопущения, ограничения или устранения конкуренции на рассматриваемом товарном рынке в результате указанных действий Главного управления МЧС России по РК.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № АО 17-08/14 в отношении ФГКУ «3 отряд ФПС по РК» в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ФГКУ «3 отряд ФПС по РК».

 

Председатель Комиссии

 

<…>

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

<…>

                             

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны